Литературное сообщество «Тамшыбұлақ» Алматинской области и фонд имени Данеша Ракышева организовали в городе Талдыкорган республиканский конкурс поэтов «Жыр на крыльях песни», посвященный 90-летию выдающегося казахского певца, композитора, народного артиста Казахстана Данеша Ракышева, сообщает Литературный портал.
В конкурсе, состоящем из двух этапов и проходившем среди поэтов в возрасте от 20 до 40 лет, в первом туре под названием «Белый цветок песенного искусства» были прочитаны стихи, посвященные Данешу Ракышеву. Во втором туре «Жыр на крыльях песни» прошел конкурс стихов, посвященных песням в исполнении Данеша Ракышева. Решением жюри, в состав которого вошли поэт, писатель, член Союза писателей Казахстана, лауреат премий Союза молодежи Казахстана и международного литературного фонда «Алаш», председатель жюри Адильбек Алпысбай; поэт, журналист, член Союза писателей Казахстана, стипендиат Президента Республики Казахстан, заместитель редактора областной газеты «Жетысу» Нусупбай Абдырахым; поэт, переводчик, член Союзов писателей народов мира и Казахстана, лауреат фестиваля поэзии тюркского мира Жукель Хамай; поэт-этнограф, член Союзов писателей и журналистов Казахстана, отличник культуры и образования Республики Казахстан, почетный гражданин Алматинской области и Панфиловского района Адепхан Жакыпбай; дочь Данеша Ракышева, директор Жаркентской музыкальной школы Гульнар Ракышева, среди участников были определены следующие поэты-призеры и победители.
С поощрительной премией в 50 тысяч тенге были награждены Дастан Акаш (Астана), Сатжан Карипбаев (Семей), Мухтар Кумисбек (Талдыкорган), Курмангазы Жумагулулы (Астана). Специальный приз акима Панфиловского района (50 тысяч тенге) получила Тансауле Еркинкызы (Караганда).
Три третьих места (по 70 тысяч тенге) разделили Абай Ораз (Карагандинская область, Жезказган), Нуржан Байтусов (Восточно-Казахстанская область, Абайский район), Еркин Исахан (Алматинская область, Панфиловский район).
Второе место (100 тысяч тенге) присуждено Токтар Али Танжарыку (город Алматы) и Олжасу Касыму. Первое место с призом в 150 тысяч тенге занял поэт из Астаны Ыкылас Ожай, а главный приз завоевал известный талдыкорганский поэт Ерлан Жунис, получив 200 тысяч тенге.
Ниже публикуются стихи поэтов-призеров этого поэтического состязания.
Ерлан ЖУНИС (Главный приз)
ДАНЕШ-ЖИЗНЬ
1. Птичье крыло
Не знаю, была ли это хмурая осень, зима или весна,
Каждый год – уходил в невозвратное время,
Рассыпая перья с крыльев,
Птицы пролетали над вершинами Талды.
Птицы пролетали, наполняя небо Талды мелодией,
Заставляя тосковать, грустить, тревожиться,
То время – тот миг, когда
Пылая огнем, кусая лед, глотая пламя.
Люди пугались их вида, толпы разбегались,
Толпы, оттесненные на восток, стремились вперед,
Это были не птицы, а песни того казахского народа,
Которые, не найдя пристанища, взлетали в страхе.
Песня – это птичье крыло, что сложилось,
Потеряв своих соловьев и соколов,
Словно оборвалась струна домбры,
Словно изогнулся алмазный меч.
Песня, что щебетала, словно птица,
Взывая к печали степи,
Маленький ребенок не отрывает глаз от этих птиц,
Его взгляд сияет, как восходящее солнце.
Крича в степи Жетысу,
Пролетали птицы – сможешь ли ты их остановить?!.
….Одна из них приземлилась на плечо юноши,
Среди каравана, ушедшего на восток.
2. Конская грива
Почему человек спорит с веком,
Кто знает, что останется, что уйдет?!
…Один юноша смотрит в сторону гор,
Этим юношей был Данеш Ракышулы.
В глазах этого юноши – степь,
В степи – удивительная жизнь – посмотри:
Одна красавица, поправляя две косы,
Один джигит ведет коня.
В степи осталась, увы, заветная мечта,
Эта мечта – его друг с детства:
Одна красавица, зажегши огонь в сердце,
Один сокол очаровал его песнями и стихами.
Если почувствуешь боль того времени,
Поймешь, что юное сердце поражено болезнью:
Один злодей заточил его в темницу,
Один огонь сжег его изнутри.
Тогда Данеш пел, возносясь в небо,
Заставляя слезы катиться из глаз восхищенных людей,
Только песня лилась по широкой степи,
Только песня взлетала к вершинам.
Если тосковал по родному краю – пуп земли,
Взметнулся ветер – и погас огонек очага народа.
В песне была – его собственная свобода,
В песне была – свобода его народа.
Песня – оружие мысли, оружие души,
Есть ли счастье, кроме песни – есть ли его печаль?!
Тоска по родному краю – мука души,
Разве не впервые он это ощутил.
Тогда Данеш пел, возносясь в небо,
Заставляя птиц двух краев щебетать,
Его песня взлетела – подставив солнцу белый лоб,
Охлаждая грудь белыми облаками.
Когда он говорил «мой народ», вспоминая народ,
Уходил, погружаясь в воспоминания.
…Детский плач, ушедший в караване вчера –
Вернулся песней степи – стал Данешем!
Вернулся певец Данеш, вернулась песня,
Вернулся дух былых соколов,
С этой песней – Асет, Акан, Биржан сокол,
Шашубай, Естай поэт – все вернулись!
Песня Данеша оживила широкую степь,
В каждом доме зажегся очаг песни.
В словах – достоинство великого казаха,
В глазах – детство, смотрящее на птиц!
Тогда Данеш пел, пел проникновенно,
Песню поет тот, кто рожден с ней.
С песней ты выразил тоску по прошлому,
С песней тебя встретит и будущее!
Сердце, ставшее песней
Жизнь – яркая, как огонь,
Оставив след в душе мира,
Словно он пел песни там, в горах,
Его сердце, ставшее птицей, щебетало,
Если ищешь, иди в горы за его песней,
Если ищешь, иди в сады за его песней,
Ты найдешь покой, если будешь слушать,
Звон колокола степи.
Спроси у того, кто любит свою душу,
Спроси у цветка, любящего песню,
Когда говорят Данеш – он предстает передо мной –
Как домбра, прислоненная к горам.
Две струны трепещут, словно птичье крыло,
Мир погружается в глубокие мысли,
Взяв эту коричневую домбру,
Словно степь, Данеш поет песню.
С этой песней взлетают птицы,
С этой песней реки наполняются,
С этой песней распускаются цветы,
Две струны трепещут, словно птичье крыло.
Словно песня, прилетевшая с небес,
Дающая жизнь унылому существованию.
Каждый ручей «Талды» трепещет,
Горы «Жетысу» колышутся.
Песня плывет по бескрайней казахской степи,
Между Алтаем и Алатау,
Стекая этой песней, что пела степь,
Разве не заставишь ты тосковать по родным краям?!…
Эту песню, сколько ни слушай, не насытишься,
Ты будешь резвиться под ее сенью, словно ребенок,
Иногда бродя по широкой степи, словно «охотник»,
Ты найдешь отдых в «тени яблок».
Неизгладима память, дорогая, если не угаснет песня,
Песня не угаснет – если не угаснет душа народа.
…Домбра, повешенная на ледяную гору,
Предстает передо мной, когда говорят Данеш!
Ыкылас ОЖАЙУЛЫ (Первое место)
Голос
(Данешу Ракышеву)
Голос, что, налетев, пронесся из-за шести холмов,
Пошатнув шестистенный белый юрт, заполнил его.
От этого пронзительного звука
Засохли камыши и чайки у тростникового озера.
Овладевший семью нотами
Семи небес,
Каждая травинка моей земли
Превращается в мелодию и ржет
С желтых холмов,
С коричневым ветром, не отходящим от моей коричневой домбры.
Когда я играю мелодию, издавая звуки «курп-курп»,
Душа наполняется светом,
Меняется течение моей крови,
Словно Данеш, готовясь,
Когда я кричу и пою,
Словно голос неба,
Льющийся из моего рта.
Эти звуки – истинная боль моей степи,
Страдание-горе, рожденное двумя струнами.
Звуки, ожившие из пальцев стариков,
Поглаживающих коз,
И коричневый, вьющийся голос домбры.
Как узнает это общество, полное эстрадных артистов?!
Две жизни текут по двум струнам,
Принимая и понимая интуитивно.
Слепые, заглушившие звук сердца,
Слепые говорят на языке мира,
С шелухой глаз,
С ветром груди.
Они-то и перерезали нас,
По краю брюк, словно кинжалов.
Ах, увы!
«Сарыарка» мои мелодии, оставленные гигантами небесного тела,
Мои взлетающие песни,
С вами я был бы вечен.
Ты малочислен, я знаю,
Моя совершенно пустая степь,
Устами других.
Земляные черви, ползающие по земле,
Думающие, что это «звезды»,
Мои глупые дни.
Почему вы оскорбили мою коричневую домбру?
… Теперь я остался без хозяина?
Остался без святыни?
Не знаю…
Песня
С неба лился «Кысмет»,
Тело таяло в нежном звуке.
Из горла поднялся ураган,
«НЕ СНОСИ ДОМ, НЕ СТАВЬ СТОЛБ».
Широта степи веяла из груди,
Ураган уносил кудрявые облака,
Даст ли Бог такую песню,
Пахнущую полынью?
Ох, ох, какой дрожащий от печали голос!
Ты разорвал мою душу, мое творение.
Кто это, что в семь ночей, словно ветер, налетел,
Развевая покрывало белого юрта?
Эта песня, золотя каждый свой мотив,
Растворяя тело в звуке.
Охлаждая душу,
Словно крик гуся и казарки.
Это домбра мудреца,
Сила Алаша, его живая мощь.
Если почувствуешь, из двух струн
Будет исходить запах полыни.
Если поймешь смысл этого запаха,
Твоя душа просветлеет, испуская аромат.
В тот момент…
Из шестидесяти двух жил
Не кровь,
А песня течет вместо крови.
Две струны, кормящие,
Переполняясь, выливаясь из чаши…
Позвольте мне окунуться в себя под звуки моей серебристой, мелодичной песни.
Еркин ИСАХАН (Третье место)
СОКОЛ, ПОСТРОИВШИЙ ДВОРЕЦ ИЗ ПЕСНИ ДЛЯ АЛАША
Направив всю свою ярость в небо, словно волк,
Он оставил позади край, погруженный в страдания.
Народ двинулся караваном в Китай,
Унесенный ветром эпохи.
Пережив кровавые реки эпохи,
Неужели это судьба, ниспосланная богом?!
Младенец в колыбели извивается,
Словно зная, что он ушел далеко от родной земли.
Счастье покинуло его с рождения,
Его судьба была тверже камня.
Этим младенцем был Данеш, который заставлял петь лебедей в небе,
Не говоря уже об Алаше.
Жетысу остался позади, полный печали, знаю,
Он возвысил своих героев.
Этим младенцем был Данеш, который, если пел,
Камень плавился, земля смягчалась, словно его грудь.
Голос его был сильным, как грозовые тучи,
Толпы восхищались его песней.
Его приняла в свои объятия прекрасная *Сайрам,
Воспитали его, как сокола, способного ловить дрофу.
Он осушил слезы домброй,
Наполнил амбар мелодиями.
Принес на родину как завет,
Голову великого искусства, подобного Асету.
Его искусство сияло, как светильник,
Люди восхищались его голосом, хлопая в ладоши.
Сокол, построивший дворец из песни для Алаша,
В конце концов, сам превратился в песню.
*Озеро Сайрам – место, где вырос Данеш, в районе Коргас в Китае.
Нуржан БАЙТУСОВ (Третье место)
«Калкаман священной сцены»
Искусство многогранно, полно тайн,
Секретные уголки истины…
В моем воображении возникают некоторые моменты,
«Калкаман» священной сцены.
Наказание «Енлик-Кебек» было суровым,
В моем воображении возникает роль «Жапал».
Судьба таланта – тернистый путь,
Неужели взойдет солнце тех времен…
Эти роли воплотил Данеш ага,
Наш брат, стоящий на вершине.
Он был актером искусства и жизни,
Никто не сможет сыграть, как ты.
Его песни – как колыбельная этому миру,
Я восхищался, слушал.
Говоря «Волна счастья», «Родная земля»,
Я тоже воспевал тебя, «Алматы».
Не угаснет возвышенная песня Данеш ага,
Народ, преданный искусству, радуется.
Он остается бессмертным соловьем этой сцены, называемой жизнью!
Просьба
(Вопрос к Нуржану Жанпейисову)
Брат, возьми свою домбру, ну же,
Пусть из чаши изольется солнечный свет души.
Закрыв глаза, медленно ступая,
С холмов слышится «песня охотника».
Ох, как же это было прекрасно, величественно,
Он сам был как быстрый конь, как сокол.
Знаменитую песню Укилы Ибрая,
Наш брат Данеш тоже пел.
Брат, давай послушаем «Аккерке»,
Давай волноваться и бушевать под «Балжан-ай».
Включив в песню «Красавица Жетысу»,
Давай воспоем «В тени яблок».
Я знаю, брат, ты все это помнишь,
Эти песни – как плоды любви.
Ты станешь хранителем наследия, оставленного Данеш ага?
Ну же, сыграй, давай, на своей музыке!
Пусть две струны изольют свет в мою душу.
Ах, казахская домбра,
Каймак казахского народа – сокровищница песен!
«Твоя деревня далеко, свет души, в Алмалы…»
Данеш ата, оставивший после себя богатое наследие из почти сотни песен, оставил нам множество песен, история происхождения которых до сих пор неизвестна. Причиной появления двух песен Дакена, начинающихся со слов «Твоя деревня далеко, свет души, в Алмалы», стала Батима (Ак батес) Сымагуловна, жившая в селе Алмалы, относящемся к району Коргас на территории современного Китая. Хотя мы не видели апай Ак батес при жизни, мы выросли, слушая легенды об этой трогательной мелодии.
Прежде чем погасли лампы в домах деревни,
Он посвятил этому краю пятнадцать дней.
Внезапно, под покровом ночи, сокол отправился в путь,
Из его гривы лилась песня, словно из золотой клетки.
Растворяясь в лучах полной луны,
Дремали холмы овечьих аулов.
Простившись, девушка Батима оставила после себя,
Словно мел, смывая слезы ручья.
Девушка осталась, на которую смотрел весь мир,
Переживая огонь желтой тоски.
А Данеш с тех пор не вернулся,
Его клятва была крепкой, как клинок дикого коня.
Луна наблюдает за деревней с холма,
Лето прошло, и полевые цветы завяли.
Ради песни, что жгла душу, словно пламя,
Девушка осталась, посвятив всю свою жизнь!
«Твоя деревня далеко, свет души, в Алмалы…»
Абай ОРАЗ (Третье место)
«Белый цветок песенного искусства»
ПЕСНЯ, НАПИСАННАЯ В МЕРТВОМ ЦАРСТВЕ
Две струны порвались одна за другой,
Я не нашел сына, который бы их соединил.
Висит копье с бахромой –
Я оплакивал сына, который бы меня утешил.
Я бродил по Сарсумбе, как бродяга,
Оставляя следы каждую ночь.
Не утихает эта тоска,
Грудь разрывается от огня и льда.
Мое зеркало вчера потерялось,
Моя храбрость ушла без следа.
Конь, на котором я ездил вчера, ускакал,
Приняв меня в свои объятия.
Мои две лошади сегодня стали дикими,
Мой конь не дошел до коновязи.
«Толғауы тоқсан қызыл тіл»,
О, Данеш-мир, крутись!
Лебеди и гуси не могут сесть на озеро,
Аксуат остался иссохшим.
Не распушившись, как попугай,
Я посыпал землю пеплом, скорбя.
В моем сознании – желтая тоска,
Я тревожусь, беспокоюсь.
Эпоха-лекарь стонет,
Я не могу найти лекарство у Данеша.
Белый дым стелется,
Вечер сгущается, испуская огонь.
Мир, Данеш не умер,
Он улетел в Алагобе.
Нет силы, чтобы пройти, нет брода,
Пустая жизнь прошла напрасно.
Придет день, и он станет весной,
Ушедший вчерашний юноша.
«Жыр на крыльях песни»
НАПЕВ САДЫКОЖИ
Говорят, Садыкожа, будучи влюбленным в красавицу по имени Бекзада, спел аужар на ее свадьбе.
По дороге обратно родилась песня «Сары бидай»…
Мой свет, привязанный к склону,
Найдут ли охотничьи собаки и соколы лису на камне?!
Ты не смог уйти из своего аула,
Твоя песня, которую ты спел – «Сары бидай».
Песня – «Сары бидай». Садыкожа.
В эти дни он снова неспокоен.
Твой дом у подножия Кетпена,
Передай привет Бекзаде, твоей жене.
…Я влюбился в девушку цвета пшеницы,
Перемешивая все свои надежды и желания.
Надавив на кроткого, направляясь к водопою,
Мы направлялись к извилистому перевалу.
Не глядя на множество обстоятельств,
Я любил дни, когда вел коня.
Та красавица вышла замуж весной,
У меня нет сил обижаться и сердиться.
О, боже, вчера я пронесся, как усы,
Я согрелся, охладился, высох.
Когда я считал окрестности хорошими,
Эта красавица пришла мне на ум.
…Моя песня – тоже «Сары бидай»,
Я бы спел ее под пологом юрты.
Ты не останавливалась среди многих,
Ты снова уходишь, не желая расставаться?
Я хотел пройти по хребтам и склонам,
Не зная дороги, собрались злые люди.
Глядя на красавицу, что кружилась рядом,
Я хотел спеть ей эту песню:
«Когда красавица приходит на ум,
Песню «Сары бидай»
Я спел тогда в тоске…»
Дастан АКАШ (Поощрительная премия)
Певец, которого знал народ, – Данеш
Певец, которого знал народ – Данеш,
Когда говорят Данеш, в уши льется песня.
Не только мой народ, но и все казахи,
Вчерашние люди, стремившиеся к нему.
В Жетысу родился певец,
Одна благословенная мать пуповиной связала его.
В смутное время, перебравшись,
Он прожил некоторое время на той стороне.
Мы будем изучать это, когда будем писать об этом,
Это дело, которое вдохновляет.
Но если мы прислушаемся к творчеству певца,
Нет окна, которое могло бы сравниться с ним.
Даке – поэт, певец и композитор,
Скажут, что таких талантов мало.
До приезда певца Данеша на родину,
Народ не слышал такой прекрасной мелодии.
Народ узнал талант, рожденный раз в жизни,
Песня певца быстро распространилась по стране.
Люди, слушая, насыщались,
Многие красавицы, подобно луне, волновались.
Неужели сильная мелодия не восхитит,
Даже тысячекратно меняющаяся, прекрасная мелодия.
Голос певца ага, парящий, как сокол,
Удовлетворил не только других, но и Ауэзова.
Он пел песни татар и кыргызов,
И уйгуров – все они были звездами для этого сына.
Влюбившись в песни певца ага,
Наверное, тысячи девушек погрузились в печаль.
Звук, эхом отражающийся в горах и камнях,
Прошли так же юношеские дни.
Подобно Акану серы, Биржану салу, Естаю,
Данеш – сокол степи.
Если вспомнить детство Дакена,
Он удовлетворит душу разумного.
Названный поэтом, певец,
С детства проявлял свою уникальность.
Он трогал многих своим проникновенным голосом,
Волновал своей прекрасной мелодией.
Получив наставления от Кадрихана, Мамета,
Он впитал в себя мелодию Асета.
Его присутствие было праздником песни и музыки,
Он был младшим для старших, старшим для младших.
Дух ли брата, колыбельная,
Люди, вспоминающие, теперь в своих мыслях.
Когда он пересек границу, его встретили,
Его приняли с распростертыми объятиями.
Этот народ возвеличил Данеша,
Почитает его, вспоминая сегодня.
Здесь, на этой земле, в этой степи, где ходил Данеш,
Этот город – его последнее пристанище.
Не знаешь, что это за чудо,
Когда приходишь сюда, душа радуется.
Какое прекрасное лето и весна,
Зимой и осенью нет холода, чтобы страдать.
Какая мелодия Дакена,
Сделала это место, приятное душе, песней!
Золотой фонд, превратившийся в сокровищницу,
Каждая из них имеет особое значение.
Поскольку многие песни вышли из души,
Брат нашел свое счастье в искусстве!
Его голос, сливающийся с лебедем в небе,
Есть в голосе певца высшая сила.
Поздравляем с 90-летием,
Братья, сегодня мы собрались!
Истинная тоска по брату Дану, по брату-певцу
Или размышления накануне праздника
Какая же песня у Дакена, какая песня,
Словно пробуждающая твою силу.
Когда он пел, чудеса казахов,
Другие народы тоже узнавали.
Он оживлял каждую песню,
Восхищая слушателя.
Его прекрасный голос утолял жажду,
Насыщал слух.
Я помню, мне было девять лет,
Когда этот легендарный талант приезжал к нам.
Я видел своими глазами,
Как он капал мед песни в каждое сердце.
Бескрайняя степь казахов,
Сцена дворца Барсата.
В моем воображении та картина, как вчера,
Стремление народа.
Вскоре начался долгожданный вечер,
Ветер, развевающийся мелодией, наполнил вечернее небо.
Человек, вышедший в центр,
Народ ждал его с нетерпением.
Ему оказали овации,
Певец ага, словно орел, предстал перед нами.
Он положил домбру на грудь,
Поклонился народу, как подобает.
В моем воображении его походка, его осанка,
Величественный образ, вскоре начал песню.
Звонкая, чистая мелодия соловья,
Словно разрезающая ночное небо.
Поскольку слушателям понравился голос певца,
Суетная жизнь забылась на мгновение.
Слушатели затихли,
Замерли на месте.
Словно легкий ветерок в Жетысу,
Как народ мог остаться равнодушным.
Слушая песню «В тени яблок»,
Он бродил по яблоневым садам в воображении.
Он сделал горы Алатау песней,
Он делится этим сегодня с народом.
Так начал певец ага,
Этот спектакль под названием «Песня».
Какие чудесные «Балжан-ай», «Белая кобылица».
Прекрасные песни захватывают тебя.
«Саулем-ай», «Шалкы сайрам», «Кокталым» и
«Жетысуым», – гордится брат.
Все они прекрасны, гармоничны,
Не вызывают никаких споров.
Певец ага поет песню, сидя на вершине,
Словно говоря: «Возьми меня».
Когда он исполнял песни Асета,
Певец ага украшал сцену.
В такие моменты забываешь себя,
И тебя охватывает восторг.
Певец ага, словно открывая песни,
Не должен гордиться аплодисментами.
«Большая честь», «Малая честь», «Жемчуг»,
«Черные глаза», «Коричневый гусь», «Макпал» – какие они!
Были сказаны «Кысмет» и «Хикмет».
Мы слушали терме и наставления.
Была спета и «Последняя речь» Асета,
Наши сердца плакали от скорби.
Какая прекрасная песня «Амандасу»,
В то суровое время, когда человеку говорили правду.
Пробыв семь лет в тесной темнице,
Мы были поражены человеком, как Танжарык.
Так певец волновал,
Затем он спел песню о красавице.
После этого зазвучала «Сары бидай»,
Песня мечты осталась от Садыкожи.
Когда народ возбудился,
Многие песни прозвучали в Арка.
«Баян ауыл», «Галия», «Жамбас сипар»,
«Сыргакты», «Бопем» и «Каркаралы».
Народ, возбудившись,
Восхвалял певца, награждал его.
Прося: «Спой эту, спой ту», –
Вечер песни не заканчивался.
Множество возвышенных песен лилось,
Мелодия захватывала, возбуждала.
Одна из них была «Песня охотника»,
Без сомнения, мелодия песни была превосходной!
Была спета и «Ой булбулы» кыргызов,
Удивительная песня, цветок праздника.
«Сам кыргыз не сможет спеть, как Данеш», –
Я подумал про себя.
Честно говоря, я до сих пор не могу забыть,
Был такой вечер, когда лились песни.
«Соловей», – сказали одни, «Дулдул», – сказали другие,
Народ с неохотой прощался с Данешем.
Он действительно сравнивается с соловьем,
Считается диким конем, прорывающимся сквозь толпу.
Куда бы он ни пошел, где бы ни пел,
Все оценивали его так.
Картина, увиденная мной, оживает в сознании,
Прекрасные песни льются.
Его многочисленный народ – казахи сегодня,
Истинно скучают по брату Дану, по брату-певцу.
Сатжан КАСЫМЖАНУЛЫ (Поощрительная премия)
Остатки соколов
Впитав в свое сердце печальные слезы,
Наследство песен Асета, взлетевшее ввысь.
Певец Данеш, заставивший «Кысмет» парить,
До сих пор держит домбру.
Пережив кочевье судьбы, множество испытаний,
Не погасив светильник в стихах.
Когда его голос звучал, он выделялся,
Семь рек в Жетысу бушевали.
Песня, играющая на девяти клавишах, двух струнах,
Он пел, как соловей, из той степи.
Если его голос звучал из Талды, весь Алматы
Просил: «Приезжай к нам и спой».
От его мелодии, играющей на холмах и степях,
Душа, наполняющаяся, как море, слушая,
Великий Мухтар, подобный океану, признал,
Что такого певца, как Данеш, в этом мире нет.
Если вглядеться в моменты прошедшей жизни,
Кто сможет противостоять «увы» судьбы…
Ауэзов, сказав: «Если бы я вернулся из Москвы»,
Надеясь на школу Данеша.
Смогу ли я передать все в песне,
Он ценил свои песни в течение жизни.
«Остатки вчерашних соколов», –
Жусупбек восхищался, слушая.
Когда он, устав от города, пересекал холмы,
Когда печаль охватывала небеса,
«Мой Данеш, утешивший песнями и стихами», –
Мукагали искал его, как собеседника.
«Если мой голос достигнет потомков», –
Его голос, глубокий для тех, кто понимает.
Когда певец Данеш вышел на сцену,
Он пел с вершины.
Пережив тупики судьбы,
Суету эпохи, множество горестей,
Певец Данеш, не сломленный,
Сохранил эту высоту в искусстве.
ПЕСНЯ О ПЕСНЕ «ОХОТНИКА»
Если вы посетите казахскую степь,
Вы найдете ребенка, который вас не примет.
Если вы сядете за щедрый стол,
Вы будете процветать, как земля Жетысу.
Если вы выйдете на охоту, это будет настоящее чудо,
Считая глубины полными тайн.
Когда вы поете «Песню охотника»,
Красавицы узнают вас с первого взгляда.
Если ты сидишь и говоришь: «Я был свободным соколом»,
Мало найдется людей, верящих в сплетни.
Если ты не поешь веселую песню со смехом,
Ты не нужен веселым парням и девушкам.
Когда игривая, изящная мелодия проникает в тебя,
Остается в памяти, когда ты играешь на домбре.
Ты будешь простираться, как хозяин степи,
Словно каждый день идешь на праздник.
С первого взгляда сердце привязывается,
Находя в холмах красавицу,
Что может сравниться с этой юностью,
Отдых в лунную ночь на свежем воздухе.
Не позволяя печали проникнуть в ее ясные глаза,
Ты останешься, не показывая своих чувств.
«Ах, если бы эта красавица была моей женой», –
Ты останешься, не уходя еще один день…
Когда сокол узнается с первого взгляда,
Душа тоскует, желая красавицу.
Если бы «Песня охотника» не родилась так,
Твоя душа ушла бы из жизни.
Все вокруг расцветает,
Как ты можешь не восхищаться, слушая.
Вкус хорошей песни остается на языке,
Ты думаешь: «Споет ли еще?»..
Кумисбек МУХТАР (Поощрительная премия)
Белый цветок песенного искусства
Утихла ли окрестность в тишине,
Сияет ли время истинного дара.
Раньше пел соловей, а сейчас?
Все птицы поют.
В уши обезумевшего общества,
Не донесся крик старины.
Таков спрос, все прошлое – воспоминание.
Время играет мелодию, увлекаясь.
Степь тоскует по традициям,
Придет Данеш, чтобы сыграть на домбре.
Он пробуждал энтузиазм всего народа,
В дауылпазе была особенность!
Ценит ли народ, кто знает?!
Время отняло славу у Биржана сала.
Где Жаяу Муса, Ыбырай?
Развлечения, созданные соколиной удалью.
Данеш передал это наследство,
Оставшееся на устах Акана.
Из его горла тек мед, лился родник.
Пробуждая леса и озера, все водоемы.
Его голос, колышущий просторы Жетысу,
Его жизнь стала примером.
Когда великий композитор ушел, под небом,
Искусство, казалось, умерло и плакало.
Такова жизнь.
Вся ее печаль, сожаление,
Не омрачайте свой дух.
Каким бы ни был герой, стремящийся к народу,
Его счастье и достоинство измеряются народом.
Казахстану нужен еще один Данеш,
Данеш был белым цветком искусства.
Жыр на крыльях песни
В мелодии, продолжая мелодию песни,
Цветочный сад, распространяющий свой аромат.
Восхищаясь мелодией, посылая привет,
Раскрыл свои лепестки тюльпан.
Остатки соколов, оставшиеся в памяти,
Мечта, как синее небо.
Сокровище, драгоценность древнего народа,
Благословенное братство, золотой голос.
Словно вознося песню Асета,
«Ардак» и «Макпал», «Конырын».
Словно целуя изящное искусство,
Ты проливал свой свет.
Убаюкивая сон этого мира,
«Волна счастья» установилась.
Надев украшение Ибрая,
Он воплотил образ охотника.
Глубина была во всем его теле,
Он тянулся к своей родине, сын.
Он превратился в лань песни,
Когда сладкая песнь лилась.
«Сары бидай» и «Сулу жирен»,
«В тени яблок» он спел.
Он вел караван соколов,
С тоской и мечтой…
Он не оставил и наследие