Во Дворце школьников города Астаны состоялась премьера драмы депутата Сената Парламента РК Жабала Ергалиева «Кто стучится в мою дверь?». Хотя мы не видели этот спектакль раньше, мы слышали, что он посвящен чуждым течениям, затрагивающим религиозную тематику. Теперь появилась возможность посмотреть драму, поставленную каллекиликами.
Занавес открылся. Обычная казахская семья, на почетном месте накрыт дастархан. На правом боку сидит старейшина Жан, играющий со своими внуками. Он радуется, как ребенок, тому, что они выучили стихи. Обычная сцена. В один момент внучка Жанар говорит дедушке, что скучает по маме, и спрашивает, почему она ее не забирает. В это время бабушка Разия радует ее новостью о приезде мамы. Она поручает невестке Жание накрыть на стол. Вскоре, не заставив себя долго ждать, приходит дочь Гульнур. Она пришла, но одета вся в черное, закутана, даже руки в перчатках. Родители застыли, как будто их поразило молнией. Мать, если хотите, не узнает собственную дочь и отворачивается от стола. Тяжелая сцена.
Объяснять очевидное, морализировать – это то, что действует на нервы читателя. А постановка этой трагедии совершенно иная. Зрители в зале затихли как вкопанные. Как будут развиваться события, что скажут родители, как отреагирует дочь? Как режиссер Нурлан Жуманиязов накалит обстановку?
До независимости и после нее, казахская семья, которую я знаю, была общим явлением, впитавшимся в нашу кровь. Это была наша национальная ценность, передающаяся веками. Вдруг в этот шанырак входят два гостя с густыми бородами, в белых рубахах и штанах, с четками в руках, не переставая поминать «Аллаха». Один – муж Нургуль Аскар, другой – вербовщик Жуман. С порога звучали высокомерные, невежественные, ограниченные, полные гордыни и запретов слова: «Вы неверные, вы остались в тени коммунистического режима, не играйте на домбре, не пойте песни, не трите лицо при чтении молитвы, поклоняйтесь только Аллаху».
Было очевидно, что произведение, ставящее на сцене столкновение двух взглядов, двух пониманий, двух мировоззрений, не смогло передать всего, что хотело сказать. Это, возможно, первое драматическое произведение, которое ударило по моим нервам как зрителя. Потому что я забыл, что смотрю театральное произведение, и признаюсь, что меня сильно задело такое негодование бородатого персонажа. Обычно, хотя любая эмоция выражает искренность, если ее не уметь контролировать с разумным хладнокровием и объективным взглядом, дело пойдет насмарку. У всего есть две стороны. Религия – это объединяющая сила веры, но с другой стороны, она может быть использована как инструмент разделения. В религии нет вины, нет вины в вере человека или в том, во что он хочет верить, только те, кто использует ее в своих интересах и осуществляет свои грязные намерения, уже много лет нарушают спокойствие мира.
В цивилизации, где идет информационная война, все еще много тех, кто пытается сопоставить внешние представления с поиском истины, правды, Бога внутри себя. Откуда берется слабость молодежи, слепо верящей, страдающей фанатизмом, попавшей в сети гипноза и обмана? Неужели наши казахские корни настолько слабы? Ссылаться на безработицу, нищету? Нет. Ни то, ни другое. Только слабые поддались чуждым течениям, которые «постучались в нашу дверь». Это я увидел в драме. Актеры театра донесли это до зрителя. В обычной жизни, будь то в социальных сетях или за дастарханом, где собираются два человека, темы религии и совести часто становятся предметом жарких споров. Разделенные люди, все настаивают на своем, утверждая: «Это должно быть правильно». Споры и противоречия в вере, которые не утихают, давно проникли в наше общество. Это и было печальным и горьким моментом вчерашнего спектакля.
Кто бы мог подумать, что само слово «Аллах» в драме будет звучать так отвратительно из уст персонажа, слепо верующего? Как может не задевать казаха, который поклоняется этому Творцу как истине, как свету, как лучу справедливости, как Всемогущему Аллаху, когда ему говорят: «Поклоняйтесь только Аллаху!»? Эмоции! Если немного успокоиться, не поддаваясь им, нетрудно увидеть, что за любой агрессией скрывается стремление к чему-то хорошему. Поэтому все, у кого есть душа в груди, имеют право искать своего бога, вернее, свет. Но не с властью над другими, не с высокомерием, не с тьмой, не с жестокостью.
По моему мнению, развитие сознания человека происходит поэтапно. Если оно не усваивается через образование и с возрастом не впитывается дальновидностью, то будь то знания или наука, понимание останется поверхностным. Последователи таких чуждых течений – это те, кто, не достигнув духовного уровня сознания, в юном возрасте поражены фанатизмом. Вероятно, поэтому они остаются в плену невежества и никогда не смогут понять тех, кто стремится к совершенству.
Вот что я увидел на постановке Государственного академического казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. Одно дело говорить о религии, о чуждых течениях, которые ежедневно обсуждаются вокруг нее, и совсем другое – видеть эту проблему на сцене перед глазами. В драме есть два кульминационных момента. В одном Нургул отталкивает свою мать и, сказав: «Я не хочу, чтобы моя дочь была такой же неверной, как вы», одевает ее в черное и уезжает в Сирию с мужем. Это первое. Второе – не выдержав этого горя, старик Жан умирает. Перед смертью он говорит: «Наш отец умер, одумайся. Что скажет народ, если услышит, что он не похоронил своего отца?» и, не слушая брата Жаната, который пытается остановить его в аэропорту, говорит: «Мы люди, идущие по пути Аллаха». Занавес закрылся, и мы готовились ко второму действию. Что же будет дальше?
Сцены перестрелок, которые мы ежедневно видим по телевизору, были подготовлены устрашающе и внушительно. Декорации также были искусно подобраны. Кровь кипит от того, что эти демоны в черной одежде с бородой, вооруженные, делают все во имя Аллаха. Ушла ли она за рай в далекую пустыню с женой и дочерью, искала ли истину, она сама точно не знает. Там они видят своих сельских друзей, брата, и спрашивают Аскара: «Зачем ты здесь?». Они понимают, что заблудились, но поздно, и знают, что сожаление бесполезно. Родная земля, казахские корни, национальное самосознание, душа в сердце – один из героев запел песню «Когда я впервые родился от матери», а затем многие хором спели: «Где бы я ни был, Атамекен, он остается в сердце. Солнечный луч не жалеет его, он садится в гнездо». Мы поняли это как режиссерскую находку.
Насилие в джихаде, поклонение личности, увлечение проповедями, произнесенными на непонятном арабском языке, сокрытие жестокости, скрытой в крови, под видом чистой веры в Аллаха, кровопролитие – все это тяжело ложилось на тонкое восприятие зрителя. В конце концов, что произошло в финале, давайте узнаем от самого заблудшего персонажа. «Меня зовут Гульнур. У меня есть родители, муж, маленькая дочь. Я из воспитанной семьи. Я образованный, начитанный, проницательный человек. Но… я сама не заметила, как попала под влияние чужого течения. Я сбила с пути и своего мужа. Год мы с мужем были в составе этой радикальной группы, ушли из дома. Через год мы вернулись домой, надели на дочь никаб и, несмотря на слезы родителей, отправились в Сирию. Нам казалось, что это самый правильный путь. Находясь в Сирии, все эти тяжелые события легли на сердце, и мой отец умер. Мой муж взорвал себя. Радикалы насильно убили мою маленькую дочь. В конце концов, поняв, что все это неправильно, я с трудом вырвалась из плена чужого течения и вернулась домой. Что толку, что у меня есть жизнь в груди, я вернулась как живой труп, волоча за собой лишь оболочку. Я измучила и свою мать. Таким образом, из-за моего заблуждения рухнул шанырак одной семьи…»
Игра актеров в постановке была немного сырой, не хватало отточенности. Действительно, в моментах, где нужно было кричать «ойбай!», не хватало «соуса». Однако, поскольку поднимаемая тема была очень актуальной, недостатки постановки были простительны. Возможно, я не преувеличиваю, говоря, что до сих пор нахожусь в шоке от впечатлений, настолько горько это произведение, порожденное не фантазией автора драмы и режиссера, а жизненной правдой. Автор произведения написал его до террористического акта в Актобе. Это произведение, успевшее выйти на сцену, способно сорвать маску с общества. Хочется, чтобы у него было не только много зрителей, но и много тех, кто извлечет из него уроки. Тем более, учитывая, что спектакль посетили и некоторые депутаты Сената, я верю, что он внесет хоть малейший вклад в закон о религии и в противодействие последствиям, вызванным чуждыми течениями. Также, в конце спектакля председатель Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев и аким города Астаны Асет Исекешев выразили благодарность театральному коллективу и вручили цветы.
Какую бы позицию, какое бы верование ты ни исповедовал, нет ничего лучше, чем придерживаться мирного пути и придерживаться его для себя. Однако, пять пальцев не равны. Каждый поддается эмоциям и наступает время, когда он «утверждает свое».
Ислам – религия мира. Если рассматривать сеяние раздора, политизацию как «желание» некоторых злых групп, то борьба Добра и Зла будет вечной. Если ты не закутан, как обитатель тьмы, если твое лицо открыто, сердце чисто, и ты любишь Бога, разве зло не пустит корни? Кто знает, злое намерение – это тоже эмоция. А сам пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что сила – это управление эмоциями, умение сдерживать гнев. Кем бы мы ни были, во что бы ни верили, разве не достаточно быть верными себе и, что еще важнее, верными Создателю Хаку? Или это я снова начал читать мораль?..
Жансая СЫДЫКБАЙ, город Астана.
Национальный портал