ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Комментарии » Каково зеркало современной казахской культуры?

Каково зеркало современной казахской культуры?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
28 октября, 2016
in Комментарии
0

Народ и народ равняет – знание и культура.

М. Ауэзов

Верно, народ узнают – культура. Из нее самое доступное, самое близкое простому народу, напрямую влияющее и воспитывающее – это телеканалы. Телеканал – это бьющееся сердце государства, пульсирующая кровеносная система. Телеканал – зеркало казахского общества. Какой народ казахи, каковы их облик, внешность, что они уважают, что считают постыдным, в чем их особенность как нации, что они считают ценностью – любой иностранец, желающий это узнать, обратит внимание на телеканал. Потому что сейчас нет таких Матипов, которые бы узнавали образ казаха из книг и восхищались: «Какой красивый народ казахи!». Современное поколение не читает и не воспитывается на «Пути Абая». Они воспитываются на телеканалах. Говорят, как они, одеваются, как они, причесываются, как они, смеются, как они, и мучаются.

Телеведущий или ведущий различных программ – это человек, находящийся на виду у государства, а затем и у всего мира. Это – характер народа, мерило, реклама, этикет, ум, достоинство… А каковы наши нынешние «достоинства»?

Что я не понимаю, так это то, что телепередачи, радиопередачи, любые передачи должны вести профессионалы, безупречные в устной речи, образованные, культурные, с глубоким этическим и эстетическим вкусом, знающие и уважающие национальные ценности. А у нас ведут любые певцы, артисты, поэты, до которых дотянулись. И их искусственность бросается в глаза. Искусственный голос, искусственный смех, искусственная красота, искусственные вопросы… Их больше волнует вопрос «Как я выгляжу, какое у меня сегодня платье?», чем важность поднимаемых проблем. Они корчат рожи, извиваются и мучаются. Сидят так, будто позируют для фото.

Если певец – то певец на сцене. Песенная одежда, песенный грим (макияж) не подходят телеведущему. Телеведущий должен быть здравомыслящим, конструктивным, грамотным, рассудительным. В связи с этим хочу выразить благодарность ведущим программ «Наше время» на телеканале «Астана» и «Особый путь» на канале «Казахстан», которые не спотыкаются в словах, не нарушают этикета, сохраняют естественность, не впадают в излишнюю вульгарность и имеют взвешенный вкус. Пусть молодежь берет с них пример.

В последнее время каждый, кому не лень, открыл по одной программе. Хорошо, допустим. Но что мы этим выиграли? Расширился ли от этого горизонт казахской культуры, стала ли она процветать? Тем не менее, зритель не перестает с надеждой смотреть каждую передачу. «Говорить правду – для тебя, говорить правду – для меня, никогда, друг, не поздно» – пришла «Не поздно» – обрадовались. Или издалека, опоздав, выбежав из машины, пришла «Легко сказать» – обрадовались. Пришла «Острый язык» – обрадовались. Подумали, что этот парень, который затронет гниющую рану литературы, превращающейся в желтую воду, и впишется, как пиявка, в больной сустав. Названия тоже хорошие, энтузиазм тоже хороший. Только через некоторое время они тоже свернут на ту же старую колею. Не могут выйти из круга, как цирковые лошади. По этому кругу один показывает то, что показал другой, и так по кругу, по кругу. Тот же вопрос, тот же ответ. Сколько бы ни было личностей, сколько бы ни были они известны, повторение снижает их ценность. Ашимов, Обаев, Алтынбеков, Нарымбетов, Жуырсын, Курмангали, Асылы, Кымбат… Они вращаются по этому кругу. Народ уже выучил наизусть, что эти люди собираются сказать.

Может ли вкус нации определяться десятком человек? Если нужна правда, то почему должны говорить только «сытые дети»? Попробуйте дать высказаться и «голодному ребенку». Например, в передаче о воспитании детей, разве Балиева и Асанова могут сказать больше? Если хотите раскрыть истинный образ школы, учителя, ученика, дайте высказаться учителю с сорокалетним стажем, снимите дом многодетных родителей! Я восхищаюсь талантом звезд. Это – дар Божий им. Но зачем, будучи звездами, пихать их в передачи без разбора? Если речь идет об искусстве, то это другое дело. Но когда дело касается крепости семьи, бедствий детей, страданий бедных, пусть эти «Звезды» не дают советов. Кому они судьи…

Затем, у показа и представления кого-либо народу должна быть цель, значение, воспитательный смысл. Например, я удивляюсь одной сцене, которую в последнее время показывали бесчисленное количество раз. Казахская старуха, перешагнувшая возраст пророка. В своем светлом пестром платье из шимкентской шерсти, с огромным платком, звенящими серьгами, блестящим ожерельем, она сидит у края какого-то моря, плещется в воде. Как ребенок, играющий с водой. Если бы показали, что она в этом возрасте плавает в воде, как рыба, мы бы удивились. Поняли бы, что это пропаганда здорового образа жизни. Много путешествует за границу. Если нет ни искусства, ни таланта, чтобы вызвать восхищение, разве много путешествий за границу – это повод для гордости? «Ну, у него богатые дети», – сказали мы и успокоились. Даже если он богат, почему это богатство не проявляется в поддержке сироты, в поддержке талантливого человека?

Теперь перейдем к этикету и приличиям на телеканалах, к сценам, противоречащим нашим национальным ценностям. Вопросы, задаваемые звездам, спортивным звездам, выдающимся талантам, выглядят так:

– Сколько у вас платьев, сколько туфель?

– С сколькими парнями вы встречались?

– Отцы ваших троих детей общаются друг с другом?

– Можно ли узнать, кто ваш любовник?

– В каком возрасте вы впервые поцеловались и так далее.

Затем, какой бы канал ты ни включил, мужчина готовит еду. Рядом с ним стоят накрашенные попугаи и удивляются: «О, как вкусно, я такое даже не видел, не то что не готовил». И вот, они восхваляют мужчину за то, что он готовит еду, а женщину за то, что она не умеет готовить. Это – грубое попирание казахских ценностей! Вмешательство мужчины в кухонные дела – большая честь для казаха. В этом и заключается казахскость казаха – казахский мужчина отличался своей солидностью, мужским характером.

Еще одна сцена, унижающая достоинство мужчины, – рядом с высокой девушкой стоит парень, ростом ей по пояс, и высокая девушка смотрит на него сверху вниз.

Еще один вопиющий случай – женщины-ведущие не дают возможности говорить мужчинам-ведущим, перебивают их и идут впереди мужчин. Бедный мужчина, как бы ни старался говорить, его партнерша-женщина перебивает его, и он вынужден стоять, растерянно оглядываясь.

Показывать дома звезд тоже стало модой. Хорошо, возможно, они достигли всего своим искусством. Но зачем показывать свою собаку, кошку, кровать, ночную рубашку, унитаз? Как сказал Абай: «Не хвастайся перед другими тем, что у тебя есть».

Сейчас телеканалы полны – смеха, клоунады. Смех уместен только тогда, когда он является средством воспитания. Зачем нужен бессмысленный, дурацкий смех? Например, «Алдараспан» – настоящий прирожденный талант. Может, он и не учился в академии. Но кого бы ни играл Нуржан, он оживляет персонажа. Невозможно не смеяться. Какая горькая правда, которая заставляет плакать, смеясь! А «Нысана» впадает в крайнюю вульгарность. Особенно на темы учителя, ученика, школы. Учитель с директором в ссоре, учитель встречается с учеником, и от него беременеет, учитель выпускает газы… Какой позор! Еще больше унижать и растаптывать и без того «напуганный» авторитет учителя. Даже в хадисе сказано: «Чернила пера учителя дороже крови шахида».

Еще один священный и уважаемый человек у казахов – казахская бабушка. Этот старик-парень с кривым ртом и лицом отвергает это и продолжает. Разве казахская бабушка, подобная святой, всегда ходила по домам, попрошайничая и угощаясь? Возможно, сначала это был смех. Теперь это не смех, а издевательство! Прекрати, дорогой!

Точно так же у каждого явления есть свой период расцвета и период упадка. Стоит признать и упадок в искусстве. Например, было бы хорошо, если бы нынешние «ТТТ», Гульбаушан и Данагуль, Нуржан Тутов, Асылбек, Уалибек и другие звезды, чьи имена мы не знаем, остались на достигнутой ими высоте. Нынешнее поколение кажется не восходящим, а нисходящим.

С кем звезда становится звездой? Звезду создает – народ. Самый строгий критик и похвалитель звезды – народ. А разве самолюбование, высокомерие, гордыня и вульгарность «звезды» увеличат ее свет? Последнее поведение Торегали Тореали сводится к этому. Например, разве молодому парню подходит вытягивать руки вперед, как президенты, принимающие парад, и объезжать площадь на открытой машине? К тому же, выходить с телохранителями. От кого ты защищаешься, от своего народа, который тебя лелеет, сделал звездой?..

Ты спел всю свою биографию в песне. Разве это не возмутительно? Что есть в твоей биографии, что могло бы послужить примером для страны, вызвать восхищение? Когда ты сам сделал себя таким «живым богом», разве тебе не было стыдно перед Ескендиром Хасангалиевым, Нургали Нусипжановым, Нурланом Унербаевым и Рамазаном Стамгазиевым, Саятом Медеуовым и Сакеном Майгазиевым, Жубанышем? Разве не стоит восхищаться поведением тех певцов, которые, будучи почитаемы народом долгие годы, никогда не проявляли излишнего поведения перед народом? Это – голоса, которые не потеряют своей ценности ни в какое время, ни для какого поколения, которые не умрут спустя века. А есть певцы с бурным жизненным путем. Они сильны только под оглушительные аплодисменты и громовую музыку, а без этого ничего не стоят. Учти и это, дорогой…

Затем, авторитет певца измеряется и тем, кто его слушает. Большинство из тех, кто шумит, – это легкомысленные молодые люди, у которых еще не сформировался вкус. Им не важна чистота мелодии, смысл слов песни?! Они воспринимают только ритм. Чем чаще и сильнее ритм, тем лучше, они закрывают глаза и кивают в такт. А большинство твоих поклонников – молодые девушки. Их глаза смотрят не на песню, а на певца.

А Ернар Айдар уверенно сказал о краже песен: «Все равно народ этого не знает». Как же не знает! Например, Маржан Арапбаева исполняет с чувством:

Да, так, да, так,

Таков казахский народ! – припев этой песни взят из турецкого сериала, который мы видим по сорок раз в день. Какой частью песен являются старые песни, какой частью – турецкие, азербайджанские, киргизские, узбекские, даже арабские, это знает даже ребенок. Эх, жизнь, оказывается, композитор открывает удачу певца. Была ли после «Алии» песня, раскрывающая глубину голоса Розы, ее высоту? Если была, то где…

Песня о четырех женах. Зачем ее петь снова и снова? Это что, решается правительством, утверждается постановлением, решением? В конце концов, это личное семейное дело. Если женщины довольны, если их честь не попрана, если нет насилия, то этого достаточно. Разве не хорошо, если бездомная, беззащитная женщина найдет мужчину, на которого можно опереться, почувствует счастье в семье? А если мужчины, вместо того чтобы вести беспорядочную половую жизнь, женятся на молодых женщинах с согласия родных, то в чем трагедия? Но то, что все мужчины, приходящие на эту передачу, повторяют: «Пророк Мухаммед тоже имел четырех жен», – это совсем неуместно. Похоже, казахские старики начинают быть мусульманами с четырех жен. Если они женятся на четверых, то становятся пророком Мухаммедом. Лучше бы сказали: «Это путь, завещанный предками». Многоженство – не чуждое дело для казаха. Только если оно основано на человечности… Мухтар Ауэзов.

Амина Курмангалиевна, критик

Газета «Жас Алаш»

Previous Post

Администрация Президента считает необходимым сократить штат ряда министерств

Next Post

Художественный мир «Ахико на Актасе»

Next Post

Художественный мир «Ахико на Актасе»

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.