Совместный проект пресс-службы Президента и «Егемен Қазақстан»
25 моментов 25 лет
За 25 лет независимости в стране были реализованы масштабные и стремительные работы, охватывающие несколько десятилетий, в результате чего Казахстан сформировался как мощное государство, известное всему миру. Я считаю, что этому в первую очередь способствовали наши достижения в сфере экономики. В результате этих достижений глава государства Нурсултан Назарбаев объявил «Стратегию Казахстан-2050» – основной документ, направленный на повышение социально-экономического положения страны до нового качественного уровня, соответствующего развитым странам. Для реализации этой стратегии особое внимание уделяется вопросам индустриально-инновационного развития. Государственная программа, разработанная в этом направлении, дает надежду на обеспечение возможности достижения новых высот в экономике страны и внесение коренных изменений. Одним словом, это не будет преувеличением назвать Индустриальной революцией.
Эта важная работа на государственном уровне была начата по прямому поручению и при поддержке нашего Елбасы. Ход ее реализации также находится под прямым контролем главы государства. Ежегодно при участии Елбасы в стране проводится День индустриализации, и стало прочной традицией разрезание лент новых проектов перед всем народом республики посредством телемоста.
«Историческое время стремительно ускоряется. Мир стремительно меняется, и скорость происходящих изменений поражает… Все развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии. Уже к 2050 году их использование позволит производить 50 процентов всей потребляемой энергии. Очевидно, что эпоха углеводородной экономики постепенно подходит к концу. Наступает новая эпоха, когда жизнедеятельность человечества будет основана не только на нефти и газе, но и на возобновляемых источниках энергии», – сказал Елбасы в Послании, объявляя «Стратегию Казахстан-2050».
Программа индустриально-инновационного развития, начатая в стране, должна ответить на подобные изменения в мировом развитии. Ведь индустриализация поможет нам диверсифицировать экономику и выйти из сырьевой зависимости благодаря новым проектам, реализованным в пятилетки индустриализации. Реализация таких проектов, обеспечение надежных предпосылок для привлечения необходимых для этого финансовых и технологических инвестиций поручены Министерству индустрии и новых технологий.
Министерство проводит системную работу по всем возложенным на него направлениям, в том числе по реализации двух основных программ: Программы индустриализации и программы «Нурлы жол» (развитие транспортной инфраструктуры). В этой статье я хочу поговорить только о первой из них.
Этапы пятилеток
В ходе первой пятилетки индустриализации, начатой в стране с 2010 года, удалось запустить и систематизировать эту работу. Была создана правовая и финансово-экономическая основа для продвижения дела. Были полностью решены вопросы, необходимые для транспортной, энергетической и других промышленных инфраструктур. После этого подготовка необходимых проектов и их строительство получили более широкое развитие.
В результате такой комплексной работы постепенно решались сложные задачи. «Во-первых, мы сделали решающий шаг по изменению структуры нашей экономики. Диверсификация на самом деле осуществляется, а не только на словах. Впервые темпы роста обрабатывающей промышленности оказались значительно выше, чем у традиционных добывающих отраслей», – сказал глава государства во время телемоста о результатах, достигнутых в первой пятилетке реализации программы индустриализации.
70 процентов всех иностранных инвестиций, поступивших в обрабатывающий сектор Казахстана с 2005 года, были вложены именно в течение первой пятилетки. Всего было открыто 770 новых предприятий, на которых было создано более 75 тысяч новых рабочих мест.
Да, в течение первой пятилетки нам удалось достичь значительных положительных показателей. За указанный период производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла на 60 процентов, и каждый работник получил возможность производить продукцию в среднем на сумму более 20 тысяч долларов в год.
Как отметил наш Елбасы, в машиностроении за первую пятилетку индустриализации выпуск железнодорожных вагонов увеличился в 10 раз, дизельных локомотивов – в 2,5 раза. За эти пять лет выпуск легковых автомобилей в отечественном автопроме увеличился в 12 раз, тракторов – в 6 раз. А выпуск нефтепромыслового оборудования вырос в 3 раза по сравнению с предыдущими показателями. Мы расширили номенклатуру выпускаемой продукции в химической промышленности. За пятилетку индустриализации отечественные строительные материалы увеличились в 2 раза. Сейчас 63,1 процента строительных материалов производится в самой стране. А когда эта работа была начата, этот показатель составлял всего 15 процентов. Производство цемента увеличилось в два раза. Именно такие позитивные дела оказали значительное влияние на развитие строительной отрасли.
В целом, в ходе процесса индустриализации в стране появилось 26 новых отраслей обрабатывающей промышленности. В частности, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, титановая промышленность, производство медицинской техники и оборудования, солнечная и ветровая энергетика и другие отрасли.
В Казахстане начали выпускаться более 500 новых видов продукции, ранее не производившихся, таких как грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые и легковые автомобили и автобусы, трансформаторы, рентгеновские аппараты, титановые отливки, лекарства и другие. Самое главное, благодаря этим новым производствам были созданы качественно новые рабочие места. В 2015 году и в первом полугодии текущего года в рамках Карты индустриализации было создано около 14 тысяч рабочих мест.
В результате последовательной реализации политики индустриализации отрасль обрабатывающей промышленности доказала свою устойчивость и стала более эффективной отраслью. Например, по итогам 2015 года развитие обрабатывающей промышленности составило 100,2 процента, и эта тенденция сохраняется и в этом году. Показатель за 8 месяцев текущего года составил 100,7 процента. Этот рост достигнут в основном благодаря приоритетным отраслям программы индустриализации, таким как черная и цветная металлургия, химическая промышленность.
Проекты, запущенные в рамках программы индустриализации, на сегодняшний день произвели продукции примерно на 6,1 трлн тенге, в том числе за 9 месяцев 2016 года – на 1,3 трлн тенге. В среднем, проекты, работающие по Карте индустриализации, ежемесячно производят продукции на сумму более 160 млрд тенге. Доля продукции, выпущенной предприятиями, запущенными в рамках Карты индустриализации за 8 месяцев 2016 года, достигла 17,5 процента от общего объема продукции обрабатывающей промышленности, что говорит о многом.
Проекты индустриального направления вносят достойный вклад в увеличение экспортного потенциала страны. Например, объем экспортной продукции по проектам Карты индустриализации, запущенным в 2010-2015 годах, составил 1,5 трлн тенге.
В рейтинге стран-экспортеров Казахстан с 2010 года поднялся на 5 ступеней по объему экспорта и занял 43-е место. В период с 2010 по 2015 год доля переработанных товаров в экспорте увеличилась с 23 до 30 процентов. За этот период номенклатура наших экспортных товаров увеличилась с 777 до 824 наименований. В списке экспортных товаров Казахстана появилось 47 новых товаров. Среди них – локомотивы, легковые автомобили, изделия и предметы сельского хозяйства, одежда и другие. По итогам 2015 года Казахстан экспортировал товары в 117 стран мира.
Горизонты
Страна последовательно продолжает работу по реализации индустриальной политики, несмотря на сложную ситуацию в мировой экономике. В связи с этим, по поручению главы государства, государственная программа индустриально-инновационного развития была пересмотрена и актуализирована с учетом мировых рыночных и технологических трендов, то есть, вопросам продвижения некоторых ее направлений был придан активный характер. Например, в качестве основных показателей для вновь запускаемых по программе проектов определены их значимость с точки зрения производительности труда и экспортной ориентации.
Таким образом, основные приоритеты программы сократились с 5 отраслей до 8 секторов с высокой экспортной ориентацией. Эти 8 секторов были выбраны в качестве основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание в вопросе индустриализации. Это – черная и цветная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия и агрохимия, производство продуктов питания, автомобилестроение и электротехническое машиностроение.
Теперь в этих 8 секторах при реализации индустриальных проектов будут предоставлены ряд преимуществ. Например, будут предложены инфраструктурная поддержка по конкретным проектам, долгосрочный лизинг и кредитование через Банк развития Казахстана, участие в уставном капитале проектных компаний и другие формы дополнительной помощи.
В целом, следует отметить, что сами по себе такие меры государственной поддержки эффективно способствовали укреплению и усилению индустриализации из года в год. Например, если в первой пятилетке проекты индустриальной программы составляли 10 процентов от всего промышленного производства, то в прошлом году – 14 процентов. А по результатам 1 квартала 2016 года доля проектов индустриализации в промышленных товарах достигла 20 процентов. За 6 лет было создано около 200 тысяч новых рабочих мест. Каждое третье из всех рабочих мест, открытых в экономике в 2015 году, приходится на долю индустриализации.
Таким образом, в первой пятилетке индустриализации, охватывающей 2010-2014 годы, были созданы необходимые базовые условия, разработаны законы, соответствующие меры, инфраструктуры, а во второй пятилетке, начатой с прошлого года, задачи заключаются в налаживании и систематизации работы по производству готовой продукции, то есть, в завершении. Это означает не просто продажу фосфора, а продажу удобрений, не просто металла, а изделий из него.
Таким образом, к 2025 году Казахстан прочно утвердится на региональном рынке и будет экспортировать не только сырье, но и готовую продукцию для его использования. Если говорить об этом по отраслям, то в черной металлургии мы будем прилагать усилия для развития малотоннажных предприятий, выпускающих высококачественную, прочную и коррозионностойкую сталь. Вместе с тем, мы увеличим производство готовых изделий.
К 2018 году производство стали увеличится до 6 млн тонн в год.
В цветной металлургии в 2017 году будет начат проект по строительству Актогайского ГОКа.
В агрохимии мы будем стремиться к расширению ассортимента производимой продукции. Мы начнем производство всех видов удобрений: азотных, фосфорных, калийных и комплексных.
Завершился первый этап строительства завода по производству минеральных удобрений на месторождении фосфоритового бассейна Каратау, и ведется строительство второго этапа.
В 2018 году начнется реконструкция завода по производству минеральных удобрений.
Вместе с тем, в этом году будет запущен новый проект по производству трифосфата фосфора и глифосата.
В автомобилестроении к 2025 году планируется наладить крупносерийное производство автомобилей, довести сборку до 50 процентов в течение следующих трех лет, экспортировать автомобили в Центральную Азию и Россию. У нас есть большие возможности для этого. Ведь с момента обретения независимости объем машиностроения увеличился в 17 раз.
Экономика завтрашнего дня
За эти годы были достигнуты новые успехи по основным показателям инновационного развития – нашему главному направлению. Доля инновационно активных предприятий выросла в 2 раза. Расходы предприятий на технологические инновации выросли в 5,5 раза и составили 635 млрд тенге в год.
В глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан за последние 6 лет значительно улучшил свои позиции по двум субфакторам, отражающим инновационный характер страны. По технологической готовности мы продвинулись на 26 ступеней и заняли 56-е место. По инновационному потенциалу поднялись на 42 ступени и заняли 59-е место.
По поручению главы государства, во второй пятилетке индустриализации особое внимание будет уделено развитию инноваций. В том числе, инновационно-технологическая политика будет ориентирована на трансферт зарубежных технологий. Особое внимание будет уделено тому, чтобы базовые отрасли (сельское хозяйство, горно-металлургическая, нефтегазовая химия, транспортно-логистический комплекс и др.) не отставали технологически.
Также будет оказана поддержка созданию технологических платформ, объединяющих представителей науки, бизнеса и государственных институтов для формирования новых отраслей в отечественной экономике. Деятельность «Национального агентства технологического развития» и «Парка инновационных технологий» будет направлена на стимулирование инноваций посредством грантового финансирования, привлечение инвестиций венчурных фондов и транснациональных корпораций.
В рамках привлечения высокотехнологичных транснациональных компаний в Казахстан «Парк инновационных технологий Алатау» ведет работу по созданию пяти центров развития технологий. До конца года будет запущен один из них. Это – центр развития технологий ТМК, который реализует 2 пилотных проекта по автоматизации недропользователей.
В прошлом году АО «Национальный кластерный фонд» определил стратегические направления создания центров технологического развития. Приоритет будет отдан следующим 5 направлениям: 1. Индустрия; 2. Новые материалы и аддитивные технологии; 3. Новая энергетика и зеленые технологии; 4. Финансовые технологии; 5. Смарт-технологии.
Блага инвестиций
Конечно, все вышеперечисленные работы требуют значительных финансовых затрат. В современном мире невозможно начать какое-либо дело без инвестиций. Поэтому в стране особое внимание уделяется привлечению инвестиций в обрабатывающую отрасль, которая будет производить готовую продукцию и увеличивать добавленную стоимость. Ведь невозможно построить и модернизировать все предприятия за счет государства, да и это не является правильной политикой.
При реализации проектов первой пятилетки индустриализации в обрабатывающий сектор было привлечено 17,6 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций. Это в 2,9 раза больше, чем за предыдущие 5 лет.
Следует отметить, что 93 процента проектов индустриального направления реализованы за счет частного бизнеса, и только 7 процентов – за счет государственных средств. Из них только 26 проектов на общую сумму 277 млрд тенге (инфраструктурные проекты, проекты АПК, космическая деятельность и др.) были профинансированы из государственного бюджета. Это, вероятно, свидетельствует о том, что в стране найден наиболее эффективный экономический механизм реализации политики индустриализации.
Положительная динамика инвестиций в основной капитал сохраняется до сих пор, несмотря на ухудшение мировой инвестиционной ситуации. Например, за 8 месяцев 2016 года объем инвестиций в основной капитал вырос на 4,8 процента и составил 4,3 трлн тенге (12,6 млрд долларов). Из них треть инвестиций в основной капитал, то есть 3,8 млрд долларов или 1,3 трлн тенге, составили привлеченные извне инвестиции.
В первом полугодии текущего года приток прямых иностранных инвестиций увеличился и составил 5,7 млрд долларов. Увеличился объем инвестиций в специально ориентированные отрасли программы индустриализации: химическую промышленность, фармацевтику, машиностроение. Увеличение объема инвестиций в химическую промышленность, фармацевтику, машиностроение связано с улучшением инвестиционного климата в стране. В 2017 году ведутся плановые работы по вступлению в Комитет по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это свидетельствует о соответствии инвестиционного климата Казахстана мировым стандартам.
С 2016 года для инвесторов внедрен принцип «одного окна» (более 300 государственных услуг). Было проконсультировано более 3500 инвесторов, оказано государственных услуг более 3300. Со следующего года «одно окно» будет переведено в электронный формат.
В рамках института инвестиционного омбудсмена ведется работа по защите прав инвесторов. С 2015 года к омбудсмену обратилось более 90 инвесторов. Это свидетельствует о росте доверия к данному институту. Вместе с тем, следует отметить, что многие вопросы инвесторов нашли свое решение.
В рамках работы по привлечению транснациональных компаний в 2016 году при участии итальянской компании Tenaris (общий объем инвестиций 14 млрд тенге и будет создано 90 новых рабочих мест) был запущен проект по производству труб.
Началось строительство химического комплекса по производству минеральных удобрений при участии транснациональной компании «ЕвроХим». Объем инвестиций составит 300 млрд тенге. Будет создано 1200 рабочих мест. До конца текущего года при участии транснациональных компаний будут начаты 2 проекта: строительство завода по производству стальных труб большого диаметра в городе Алматы (CNPC, КНР) с объемом инвестиций 17 млрд тенге и реализация проекта по производству технических газов (AirLiquid, Франция) с объемом инвестиций более 50 млрд тенге.
Вместе с тем, ведется активная работа с некоторыми инвесторами и транснациональными компаниями. Например, с компанией Carmeuse Group (Бельгия) – строительство завода по производству высококачественного известняка; с компанией Hikma (Иордания) – строительство завода по производству фармацевтической продукции в городе Алматы; с компанией Cremonini (Италия) – строительство мясоперерабатывающего завода; с компанией Renault-Nissan-АвтоВаз (Франция, Япония, Россия) – полное циклическое производство автомобилей LADA Granta, LADA Kalina Wagon, LADA Vesta, LADA X-Ray на базе АО «АЗИЯ АВТО Казахстан»; с компанией Iluka (Австралия) – строительство завода по переработке редкоземельных металлов; с компанией Solvay (Бельгия) – работы по выделению производства пероксида водорода приобретают все более активный характер.
В связи с этим, несмотря на некоторые проблемные вопросы, следует отметить, что специальные экономические зоны являются эффективным инструментом привлечения инвестиций. Например, такие компании, как Alstom, General Electric, Tenaris, разместили свои производства в специальных экономических зонах.
На сегодняшний день в Казахстане создано 10 СЭЗ.
В настоящее время в специальных экономических зонах реализовано 148 проектов на общую сумму 390 млрд тенге. Из них 22 выполнены с участием иностранцев. Теперь имеется 99 проектов на 2,6 трлн тенге, которые будут реализованы. В целом, у нас разрабатывается 220 проектов на 30 млрд долларов. Более 20 из них будут реализованы с участием транснациональных компаний.
Заключение
В этой статье я не остановился на инфраструктурных проектах, которые начали придавать новый импульс развитию нашей экономики в последующий период. Это связано с тем, что по ним в газете «Егемен Қазақстан» была опубликована отдельная статья. Иначе, что стоит один только транспортный коридор «Западный Китай – Западная Европа», названный проектом века, строительство которого завершается в этом году и который будет введен в эксплуатацию! Этот транспортный коридор, который будет полностью запущен в конце этого года, несомненно, станет большим подарком к 25-летию Независимости страны. Ведь благодаря ему мы возрождаем древний Шелковый путь, который несколько веков назад начинался из Китая, проходил через наш регион, и одна его ветвь через Персидский залив достигала европейских стран.
Я считаю, что этот международный транспортный коридор послужит бесценным вкладом в превращение Казахстана в золотой мост, соединяющий Запад и Восток. Помимо этого, было запущено множество автомобильных и железных дорог, соединяющих регионы страны. Вероятно, за последние четверть века ни одна страна постсоветского пространства не построила столько автомобильных и железных дорог, сколько Казахстан. Ведь даже в огромной России этот показатель не превышает наш.
Кроме того, мы установили авиасообщение со многими странами мира и создали авиакомпанию, чья деятельность стандартизирована на международном уровне. Мы начали входить в число немногих стран мира по формированию и развитию космической отрасли и соответствующей инфраструктуры. Конечно, каждый из этих аспектов является масштабной работой, достойной отдельной темы, достижением страны.
В целом, не будет преувеличением сказать, что индустриализация и инфраструктурное развитие стали для нас неразделимыми понятиями на современном этапе. Мы наладили вывоз нашей новой продукции, производимой в рамках экспортно-ориентированных индустриальных проектов, за рубеж и доставку ее в регионы страны по этим инфраструктурным проектам: новым автомобильным и железным дорогам. То есть, мы продолжаем комплексное развитие нового индустриального дела, рассматривая его с разных сторон. И нет сомнений, что его результаты не заставят себя долго ждать.
Касымбек ЖЕҢІС,
Министр индустрии и новых технологий