ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Декабрь, потрясший мир

Декабрь, потрясший мир

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
8 ноября, 2016
in Национальная история
0

В декабре 1986 года произошло последнее национально-освободительное восстание казахского народа. Новая история, немыслимая для власти, началась с Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана, состоявшегося 16 декабря, на котором Динмухамед Ахметович Кунаев был освобожден от должности первого секретаря, а на его место избран первый секретарь Ульяновского обкома партии Российской Федерации Геннадий Васильевич Колбин. На следующий день после того, как новый руководитель «взошел на престол», улицы столицы Казахской Советской Социалистической Республики, города Алматы, непрерывным потоком заполнили стройные ряды девушек и юношей, стекавшихся на Центральную площадь имени Брежнева. И тогда началось беспрецедентное событие, не имеющее аналогов. Те суровые дни, несмотря на прошедшие почти тридцать лет, не забываются.

До сих пор перед моими глазами стоит диковинная картина, свидетелем которой я стал вечером 17 декабря на центральной площади Алматы. До этого мы видели последствия различных беспорядков, происходивших на площадях и улицах больших городов, лишь изредка по центральному телевидению в зарубежных новостях. Теперь же подобное неожиданное событие произошло и в столице нашей республики…

Когда я поднялся по нижней улице к подножию площади, мой взгляд сразу упал на огонь, и я подошел к машине, объятой пламенем, языки которого вздымались в небо. Горела машина, опрокинутая на бок, называвшаяся «передвижным милицейским постом». Точно такой же огонь полыхал по всем четырем сторонам площади, окутанной ночной тьмой. В центре площади виднелась группа молодежи, собравшаяся в круг и скандирующая лозунги. У трибуны и перед лестницей, ведущей к зданию Центрального Комитета, виднелись ряды солдат с щитами. Я подошел к девушке и парню, стоявших у огня, и расспросил о происходящем. В этот момент из строя солдат вышел человек в папахе и военном звании и направился к группе, скандирующей лозунги. Он вошел в толпу молодежи, казалось, пытаясь что-то объяснить, возможно, провести переговоры или агитацию. Вероятно, его попытка оказалась безуспешной, он не смог найти общий язык с молодежью и быстро вернулся.

Как только он ушел, собравшиеся в круг девушки и юноши вместе запели известную патриотическую песню Шамши Калдаякова «Менің Қазақстаным» (известно, что эта знаменитая песня, прошедшая боевое закаление в дни восстания, впоследствии стала гимном нашего независимого государства) [1]. Между пением они все в унисон, как и прежде, хором, с энергичными криками выкрикивали лозунги. Лозунги, которые молодежь произносила с напором, разбивая на слоги, состояли из слов: «До-лой, Кол-бин!», «Жа-са, қа-зақ!» [2].

Я слушал эти лозунги, сотрясавшие площадь, с особым волнением и чувством. Если тогда мы не могли полностью осознать их глубокий смысл, то сейчас, с высоты сегодняшнего дня, мы понимаем его совершенно ясно: в этих простых двух фразах, вырвавшихся из уст молодежи, заключались вековые чаяния и интересы казахского народа.

Во-первых, Геннадий Колбин, эмиссар московского центра, посланный управлять казахской землей, казался олицетворением колониальной власти, ограничивавшей национальное развитие нашего народа. Поэтому молодое поколение не хотело его принимать. Требуя его «устранения», максималистски настроенные юноши и девушки остро чувствовали, что настало время разрушить колониальное ярмо, превратившее нашу республику в марионетку, и выразили это в кратком лозунге.

Во-вторых, за открытым призывом «Да здравствует казах!» за именем республики, но с сильно ограниченными правами, стояли стремление к подлинному равенству, обретение свободы, идеи достижения независимости. Смысл этого возвышенного лозунга, исходящего из юношеского задора, сводился к этому. Мы понимаем это сегодня, хотя на самом деле, еще в тот момент, когда мы впервые услышали его, можно было без сомнения уловить такую мысль.

Конечно, мы не можем сказать, что молодежь, не имевшая политического опыта, сознательно пришла к таким выводам. Эти лозунги, заключавшие в себе глубокий смысл, сами собой вырвались у них, совершенно естественно появились в повестке дня. Ведь это выступление молодого поколения было закономерным продолжением периодических восстаний нашего народа против колониального гнета, насилия и несправедливости на протяжении веков.

Известно, что московская власть, считавшаяся пупом земли советской власти, с 1985 года проводила новую политику, открывающую путь к демократическим преобразованиям под лозунгами ускорения, гласности, перестройки. Тем не менее, не считаясь с волей нашего народа, в декабре 1986 года было принято кадровое решение, неудобное для нашей нации. Недовольные этим казахские юноши вышли на мирную демонстрацию. Власть считала их ниже себя, не достойными равного диалога; для тоталитарной государственной власти в первую очередь была важна государственная мощь, а судьба человека, особенно «националистов», не принималась во внимание. Поэтому на мирное выступление власть ответила применением силы, и поэтому мирная демонстрация закончилась восстанием. То есть, политика партии, двуличие советской власти в период, когда под ложным предлогом решения национального вопроса был установлен жесткий стандарт жизни, породили серьезные сомнения в том, что советская власть защищает национальные интересы. Сегодня в этом никто не сомневается.

Согласно Конституции Казахской ССР, Казахстан – суверенное советское социалистическое государство, самостоятельно осуществляющее государственную власть на своей территории (статья 68) [3]. Однако, хотя Казахстан и был признан одной из независимых государств, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, с правом свободного выхода из Союза, в статьях 70 и 72 Конституции СССР [4] суверенитет Казахской Республики, ее самоуправление и национальность были растоптаны московской властью. Поэтому этот факт, обнаживший лживость и формальность статьи 1 Основного Закона СССР о том, что Казахская ССР – «социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы трудящихся» [3], продемонстрировав искусственность равенства и свободы на бумаге, стал последней каплей, переполнившей чашу терпения казахского народа.

А время наглядно показало, что огромное государство под названием Советский Союз фактически оказалось продолжением «единой и неделимой» царской России. Согласно статьям 6 Конституций СССР и Казахской ССР, Коммунистическая партия Советского Союза являлась «руководящей и направляющей силой общества» [4] [3]. Поскольку союзные республики и советы депутатов трудящихся в них были крепко связаны жесткой идеологической сетью этой «руководящей и направляющей силы», Советский Союз оказался «единым и неделимым» государством. То есть, СССР на практике, как показала жизнь, превратился в новую форму Российской империи с измененным названием, во главе которой стоял Политбюро вместо монарха.

Вот в этой советской неоимперии несправедливость и откровенная ложь стали обычным явлением. Хотя президент США в 1983 году назвал СССР «империей зла» в связи с внешними отношениями, на самом деле точность этой характеристики проявилась и во внутренних делах. Молодежи, поверившей в демократические преобразования, объявленные в политике перестройки советской властью, в декабре 1986 года было предъявлено ложное обвинение в том, что они «наркоманы, пьяницы», и они были подвергнуты репрессиям тоталитарного режима. Была тайно разработана и осуществлена специальная операция для подавления демократического движения рабочих и студентов силой оружия. Такие действия еще больше озлобили молодежь, в результате чего мирная демонстрация переросла в восстание против жестокого колониализма.

В этом сегодня никто не сомневается. Главная причина восстания заключалась в колониальной политике, проводившейся в «едином и неделимом» государстве, искусственно надевшем на себя «потемкинскую деревню», несмотря на то, что оно провозглашалось «союзом суверенных республик». А корни ее уходят глубже. Русская империя, набравшая силу, существует на исторической арене с XV века, но, поскольку враги, покушавшиеся на ее земли, множились со всех сторон, ослабевшее казахское государство сначала, в XVIII веке, приняло под свое покровительство в статусе протектората. Затем, своими коварными действиями в XIX веке, оно уничтожило казахскую государственность, присоединило земли и народ к структуре царства и окончательно включило их в свой состав. Далее, оно осуществило самые жестокие методы колонизации своей новой колонии, не ограничиваясь включением ее в торговый оборот, как другие империи.

Как точно отметил великий борец за независимость Мустафа Шокай, царское правительство, вслед за солдатом с ружьем, обязательно отправляло на завоеванные земли своих крестьян с сохами, превращая все завоеванные территории в русские земли. Затем оно переселялось еще больше. Завладев плодородными землями и водами, казахов, вытесненных в бесплодные степи, пытались крестить. Поскольку такие действия не принесли ожидаемого результата, в конечном итоге оно стремилось превратить иноверцев в обычных крестьян, изменив их менталитет и образ жизни, даже если они оставались при своей вере.

Такую цель колониальное правительство стремилось осуществить во всех регионах империи. Поэтому его действия встретили сопротивление со стороны всех порабощенных народов империи, и в результате в огромной империи возникли различные национальные движения, жаждущие свободы [5]. Под влиянием первой русской революции 1905 года возникли национальные движения мусульманских народов империи, в том числе и казахского народа [6]. Указ царя от 25 июня 1916 года о призыве иноверцев на черные работы на фронтах Первой мировой войны вызвал гнев народов, измученных национальным гнетом. Казахский народ также внес значительный вклад в шатание трона империи национально-освободительным восстанием, спровоцированным царским указом [7].

В результате поисков, проводившихся в рамках политических возможностей после ухода монархии с исторической арены, сначала возникла национальная автономия Алаш, а затем, по решению большевиков, захвативших государственную власть в бывшей империи, – казахская советская автономия на классовой основе.

Казахский народ радовался возрождению своей государственности. Однако на деле это оказалось обманчивым возрождением, сопряженным с кровавыми переменами. В период советской власти казахский народ трижды пережил страшный голод и едва не был полностью уничтожен как народ в результате ошибочных реформ власти, пережив великую национальную катастрофу [8]. Московская власть, подавив силой оружия народные восстания против коллективизации и конфискации, и подвергнув народ массовым репрессиям, как бы завуалировала свое государственное преступление, повысив статус казахской автономии в составе России до уровня союзной республики согласно сталинской Конституции 1936 года [4].

Тоталитаризм, прочно укоренившийся в коммунистическом режиме по всей стране, превратил Казахскую ССР, как и другие союзные республики, в составную часть единого огромного государства, не имеющую никакой самостоятельности. Управляла этой новой империей, объединенной идеологией, не провозглашенная в начальный период советская власть, а жестко централизованная коммунистическая партия. Было признано, что национальные интересы не учитываются, и все вопросы оцениваются только с точки зрения классовых интересов.

В 1954–1960 годах территория Казахской Республики была колонизирована под предлогом освоения целины. Доля казахского народа среди всего населения страны упала ниже трети (29%), было закрыто множество казахских школ, проводилась всесторонняя политика русификации под лозунгами «Мы идем к коммунизму через русский язык!», «Русский язык – наш второй родной язык!». Обучение на русском языке стало традицией, предметом гордости. Жить и работать в городе, не зная русского языка, стало невозможно. По всей стране проводилась политика «формирования нового человека». Смешанные браки всячески поощрялись. Русифицированные люди прославлялись как «интернационалисты» и всячески превозносились.

Гимн Советского Союза [9] начинался словами, провозглашавшими вечное объединение нерушимого союза свободных республик Великой Русью: «Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь». Далее эта концепция переходила в лозунг о процветании единого, могучего Советского Союза, созданного волей народов: «Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз!» Всем нам известно, что этот гимн был утвержден сначала постановлением Политбюро ЦК КПСС от 14 декабря 1943 года, а затем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года и исполнялся до 1991 года, когда советская власть ушла с исторической сцены.

Первая строфа текста гимна, приведенная выше, в редакции 1977 года осталась без изменений. Сегодня легко заметить, что информация о том, что русское государство объединило «нерушимый союз» в первых двух строках, не согласуется с данными в последующих двух строках о том, что «единый, могучий Советский Союз» создан «волей народов» [9], но в тоталитарный период никто в этом не сомневался.

Гимн Казахской Советской Социалистической Республики, введенный в действие в годы войны и исполнявшийся до обретения независимости [10], начинался строками, отражающими подлинную казахскую сущность: «Мы, казахи, издревле жаждали свободы, жизнь и честь отдавали за свободу». Не считая совершенно политизированных слов текста гимна, далее, истинно то, что казахи никогда не отказывались жертвовать жизнью ради свободы и чести. Этому героическому наследию остались верны и молодые люди в декабре 1986 года, выразив протест против назначения нового эмиссара центра управлять республикой и выйдя на улицы.

В столице республики они вышли на площадь, с одной стороны, опираясь на политику правящей партии, направленную на гласность, перестройку, демократическое обновление того времени. С другой стороны, надеясь мирным путем разрешить возникшие сомнения, они вышли с портретом нашего единственного идейного вождя и транспарантами с его и его большевистской партии, созданной им, программными словами, направленными на защиту национальных интересов. Они пришли на центральную площадь и ждали разъяснений от руководителей. Однако представители власти, вышедшие к ним, лишь требовали не нарушать порядок и разойтись по общежитиям.

Конечно, игнорирование властью их требований и безразличное отношение не удовлетворили демонстрантов, и они не покинули площадь. Тогда со стороны власти были предприняты попытки грубо подавить мирную демонстрацию студентов и рабочих молодых людей, собравшихся на центральной площади, с применением силы. Меры по усмирению и наказанию были тщательно осуществлены в соответствии с планом метрополии. Строки гимна: «Крепкое государство, свободны мы, Родина цветет дружбой и единством» [10] оказались самообманом, а радостные слова: «Да здравствует Советский Союз, принесший свободу, равенство» [10] – искусственными.

Колониальная власть, раздав в руки русских и русскоязычных жителей Алматы холодное оружие, изготовленное из железных прутьев и кабелей, открыто позволила избить до смерти, даже убить казахскую молодежь на площади. Людей искусственно заставили враждовать друг с другом по национальному признаку. Это государственное преступление, совершенное с разрешения руководства советской власти, полностью раскрыло смысл слов гимна: «Защитник союзных, братских народов, Великому русскому народу низкий поклон» [10]. Новые колонизаторы и их местные прихвостни допустили преследование людей по национальному признаку в столице, пытались искусственно разжечь межнациональную рознь. Представителей народа, прославляемых в статусе «старшего брата», а также русифицированных представителей других национальностей, и всех «лишь бы было хорошо» империалистический центр стремился использовать как «пятую колонну». В определенной степени им это удалось на некоторое время. Представители, направленные руководством СССР в Алматы, намеренно нарушая статью 81 Конституции СССР «Суверенные права союзных республик охраняются Союзом ССР» [4], перевозили из других республик специально обученные отряды для подавления и «приведения в порядок» «рабов» метрополии в колонии.

Однако огонь национально-освободительного восстания, вызванного национальным чувством и гордостью, быстро распространился по всей республике. Центр, не ожидавший такого сопротивления, задействовал все свое идеологическое оружие, чтобы не допустить распространения достоверной информации о восстании, представляя его как беспорядки хулиганов. Хотя союзные республики молчали, далекие зарубежные страны не остались в стороне. Известные деятели европейских стран обращались к руководству СССР с письмами, ходатайствуя за судьбу восставшего Кайрата Рыскулбекова, приговоренного к смертной казни.

Тяжелая ситуация, сложившаяся во время декабрьского восстания, коснулась и меня лично. На партийном собрании аппарата Президиума Верховного Совета Казахской ССР, состоявшемся 25 декабря 1986 года, был рассмотрен вопрос, связанный с событиями 17–18 декабря. В докладе и выступлениях на обсуждении обсуждался вопрос «беспорядков» с позиции обвинения молодежи, вышедшей на площадь. Тогда и я не смог остаться в стороне. Я открыто заявил, что правоохранительные органы применили против мирной молодежи дубинки, саперные лопатки и служебных собак, опустившись до уровня жестоких карателей, и осудил грубые, вредные слова некоторых партийных работников, выступавших в трудовых коллективах, пытавшихся объяснить решение Пленума Центрального Комитета по кадрам словами: «Вам важнее, чтобы руководитель был казахом, или чтобы в магазинах был хлеб?». Я призвал вдумчиво и глубоко разобраться в проблеме. Я предложил задуматься над тем, что демонстранты вышли с портретами Ленина и словами о национальном вопросе, и различать понятия интернационализма, шовинизма, патриотизма, национализма и национальности. Я упомянул о плачевном состоянии казахского языка, недостатках в органах образования и привел конкретные примеры [11, с. 30–35].

Мои слова вызвали гнев активных коммунистов, и меня обвинили в национализме. Текст моего выступления был размножен в нескольких экземплярах и передан в соответствующие органы. Один из известных партийных руководителей назвал это «революционным выступлением» [11, с. 63] и заявил, что такое антипартийное поведение коммуниста нельзя оставлять без последствий. 5 января 1987 года состоялось еще одно собрание для повторного рассмотрения вопроса, и я вновь подчеркнул, что мои первоначальные критические замечания вытекали из теоретических положений, изложенных в партийных документах, и признал, что не видел своими глазами избиения мирных демонстрантов стражами порядка [11, с. 49–51].

В целом, я высказал свое отличное от устоявшихся мнений мнение не на улице, а на партийном собрании, в среде коммунистов, в соответствии с партийным правилом, которое учит не обходить «острые углы». Однако аппарат коммунистов не задумался над такими рассуждениями. Была создана специальная комиссия под руководством активиста, стремившегося выделиться. Члены комиссии исказили текст моего выступления по-своему, провели проверку и сделали выводы, перечислив выдвинутые искусственные обвинения [11, с. 55–58]. Затем мой вопрос был обсужден на партбюро, а затем снова на общем собрании. Решение собрания было рассмотрено районным партийным комитетом на своем парткомиссии и бюро. В результате я получил строгое партийное и административное наказание [11, с. 63]. Поскольку мне пришлось пройти через это, не имея возможности доказать свою правоту, я с уверенностью могу сказать, что в те дни в республике установилась атмосфера «малого 37-го года». Известно, что в восстании непосредственно участвовали тысячи юношей и девушек, десятки и сотни из них были избиты властями на улицах и центральной площади, арестованы, подвергнуты допросам, исключены с работы, из учебных заведений, из общежитий, высланы из города, более ста человек были осуждены на различные сроки. По данным парламентской комиссии под руководством народного депутата, поэта Мухтара Шаханова, репрессии, проведенные в духе «37-го года», продолжались не только в виде различных административных мер, но и в виде партийных и комсомольских наказаний. За высказанные взгляды по этому событию 52 человека были исключены из партии, 67 получили партийные взыскания. 406 рабочих и студентов были исключены из комсомола, 404 получили комсомольские наказания [12, с. 13–24].

Восстание казахской молодежи, первой выступившей против жесткой тоталитарной системы во всем СССР и самоотверженно поднявшей голос свободы, пробудило и других. Протесты против московского насилия произошли на Кавказе, в Прибалтике, в союзных республиках. Вскоре в тоталитарном гигантском государстве, объединенном коммунистическим режимом, произошли решительные демократические преобразования. В 1991 году союзные республики, объединившиеся в Советский Союз, воспользовались своим правом, предусмотренным статьей 72 Конституции СССР (Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР) [4], и объявили о своей государственной независимости.

Таким образом, в результате великого явления, импульс которому дало казахское национально-освободительное восстание 1986 года, рухнул коммунистический режим, удерживавший советскую империю.

В ходе развития исторического события не только распался сам СССР, но и соответственно, его влияние в мире было ограничено. Варшавский договор, военный союз восьми европейских социалистических государств, созданный в 1955 году в Варшаве для обсуждения вопросов обеспечения мира и безопасности в Европе, окончательно утратил силу в 1991 году, и организация, разделявшая военные силы мира на два лагеря в течение 36 лет, распалась. Страны, освободившиеся от идеологического гнета Советского Союза, пересмотрели свои государственные структуры (два немецких государства объединились, федерации Чехословакии, Югославии распались на отдельные государства).

Таким образом, декабрьское восстание 1986 года в Казахстане, открыв путь к демократическому обновлению в закостенелой стране, где воля была подавлена идеологическим ярмом, стало началом явлений, устраняющих искусственное противостояние в биполярном мире, разделенном на враждующие военные лагеря.

Задача нынешнего поколения – глубоко понять героическое движение казахской молодежи в тоталитарную эпоху, проложившее путь к созиданию международного, всемирного значения, а также осознать, справедливо оценить и гордиться Декабрьским восстанием, извлекая из него уроки.

По нашему мнению, эта международная научно-практическая конференция «Историческое и международное значение Декабрьского восстания (1986) в Казахстане», проводимая в рамках государственных мероприятий, посвященных 25-летию государственной независимости Казахстана и 30-летию восстания, заложившего основу независимости, должна внести существенный вклад в формирование точной научной и политической оценки Декабрьского восстания, предоставляя систематические предложения правительству страны и международному сообществу.

БЕЙБИТ ОРЫНБЕКҰЛЫ КОЙШЫБАЕВ,

писатель, кандидат исторических наук.

Национальный портал

Литература:

1. Государственный гимн Республики Казахстан. http://www.akorda.kz/kz/state_symbols/kazakhstan_anthem

2. О историческом восстании // Койшыбаев Б. Желтоқсан – Сын». Публицистическая хроника. – Алматы: Рух БГ, 2016.

3. Конституция (Основной Закон) Казахской Советской Социалистической Республики от 20 апреля 1978 года. http://www.worldstatesmen.org/Consitution_of_KazSSR-1978.pdf

4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) http://base.garant.ru/1549448/

5. Формы национального движения в современных государствах: Австро-Венгрия. Россия. Германия. Под ред. А.И. Кастелянского. – СПб.: Общественная польза, 1910.

6. Алаш қозғалысы. Движение Алаш. Сборник документов и материалов. Т. 1. – Алматы: Алаш, 2004.

7. Қаһарлы 1916 жыл. Сборник документов и материалов. Т. I. – Алматы: Қазақстан, 1998.

8. Голод 1930-х годов: причины, масштабы, последствия // Койшыбаев Б. «Әділет» туымен ширек ғасыр. Публицистическая хроника. – Алматы: Абзал-Ай, 2014.

9. Гимн СССР. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD_ %D0%A1%D0%A1%D0%A0)

10. Гимн Казахской ССР. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD_ %D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A1%D0%A1%D0%A0

11. Койшыбаев Б. Желтоқсан – Сын. Публицистическая хроника. – Алматы: Рух БГ, 2016.

12. Залог мира и единства. Беседа с М. Шахановым // Койшыбаев Б. Желтоқсан – Сын. Публицистическая хроника. – Алматы: Рух БГ, 2016.

Previous Post

Вопросы национального государственного строительства и модель Президента Нурсултана Назарбаева

Next Post

Предпосылки Декабрьских событий

Next Post

Предпосылки Декабрьских событий

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.