ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Нам не нужно становиться арабами

Нам не нужно становиться арабами

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
28 октября, 2016
in Без рубрики
0

Политолог Айдос Сарым придерживается мнения, что казахский мусульманин и арабский мусульманин — совершенно разные понятия.

– Сейчас разные критики высказывают мнение, что Духовное управление мусульман Казахстана работает недостаточно. По их словам, не ведется достаточная работа среди молодежи, особенно среди молодежи на западе, где складываются различные ситуации. Тем не менее, есть и другая точка зрения. Молодежь нужно вести не к вере, не к мечети, а к знаниям и науке. Нужно создавать образовательные центры и идти по пути, по которому шел Советский Союз. Не тянуть назад, а идти путем XXI века. Что вы думаете?

– Я думаю, истина находится посередине между этими двумя точками зрения. Мы народ, проживший некоторое время в атеистическом государстве. Поэтому мы видим, как легко общество разрушается, когда рушатся идеи.

– Это хорошо понимал Сталин во время Второй мировой войны.

– Он поднял статус церкви, создал патриархию.

– И не отвергал мусульманство.

– Это понятно. Тем не менее, атеизм – это отдельная вещь, если не единицы, то все общество его не примет. В любом случае, у каждого общества должны быть свои ценности. Ислам – неотъемлемая часть нашей культуры, нашего духовного мира. Это то, что сделало нас казахами. Поэтому мы не можем от него отказаться. Кроме того, я не могу сказать, что у нас большинство людей бездумно читает труды Стивена Хокинга. Здесь важно найти золотую середину, выгодную для всех сторон. Если люди считают какую-либо веру жизненно необходимой для себя, им следует дать возможность соблюдать свои традиции, удовлетворять свои потребности. А мы должны создать условия, чтобы для авангарда общества или той его части, которую называют иначе, религиозные предписания не препятствовали современному образованию, развитию науки и научных знаний. Я считаю отказ людей от прививок по религиозным убеждениям мракобесием, дикостью.

Я считаю, что способность людей побеждать болезни – одно из достижений человечества. Оно достигнуто благодаря самоотверженному труду тысяч врачей. Отказываться от него нельзя.

Я думаю, нам следует выбрать модель развития, которая принимает религию как личное дело каждого человека. Религия не должна быть государственной. У нас провозглашено светское государство. Однако мы с уважением относимся ко всем правам верующих. Конечно, если они не мешают правам других граждан. Кроме того, я считаю, что не стоит заискивать перед верующими в определенной степени для повышения авторитета государства. Поэтому, если мы светское государство, мы должны исключить Курбан-байрам и Рождество из категории государственных праздников.

Мы и так мало работаем. Производительность труда тоже не так высока.

– Я с этим не согласен. В Германии самые длинные отпуска по всей Европе и больше всего выходных дней, но при этом производительность труда на самом высоком уровне.

– Зато Франция отказывается от многих праздников и удлиняет рабочий день.

ПОЧЕМУ САЛАФИТЫ НЕ СМОГЛИ УСТАНОВИТЬ ВЛИЯНИЕ В ШЫМКЕНТЕ?

– В одном из ваших интервью вы сказали, что на западе Казахстана сильное влияние салафизма.

– Не только на западе. В центральном Казахстане и на юге тоже.

– На юге он не так силен. Возможно, из-за большого количества святых мест?

– Да. Потому что на юге традиционное общество во многих случаях не было разрушено. Салафизм глубоко укоренился в регионах, где традиционное общество – будь то светское или казахское – было разрушено.

Традиционное общество, противостоящее экстремизму, сохранилось там, где сельское хозяйство пришло в упадок, а глобализация широко распространилась. А традиционные обычаи пришли в упадок там, где нет аксакалов, дающих молодежи правильное направление, и где сосредоточены малограмотные муллы. Там салафизм глубоко укоренился и процветал. Жезказган – в Центральном Казахстане. А на юге живут крепкие казахи, поэтому там сохранились традиционные казахские аулы.

КАЗАХСКИЙ ИСЛАМ – СЛОЖИВШЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

– Национальные традиции казахов очень сильны. Их природа не приемлет экстремизм. Я говорил и сейчас повторю: традиционное казахское общество дистанцируется от экстремистских и радикальных течений. Это нечто среднее. Это особенность нашего менталитета, то есть нашей сути.

Это прошло проверку временем. Нравится это или нет, но существует «казахский ислам». Возможно, он не систематизирован, не отражен в научной и другой литературе, но он есть. Потому что мусульманин-казах – это человек с иной природой, чем мусульманин-индонезиец, мусульманин-турок, мусульманин-араб.

То, что в атеистический период советского времени, когда господствовал атеизм, наша религия подвергалась гонениям, и в результате мы многое потеряли с точки зрения наших традиций, – это отдельный вопрос.

НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ СТАНОВИТЬСЯ АРАБАМИ

– С другой стороны, прошло 25 лет. Зачем вспоминать советский период? За это время ведь сформировалось новое поколение?

– Нет. На пустом месте ничего не возникает. Наши предки достигли многого. Европейские и арабские путешественники писали, что казахи – хорошие мусульмане. Они верны своим принципам. Наш мазхаб, наше религиозное понимание – это хорошо. Стоит отметить, что наши предки умело поддерживали хорошие связи с другими исламскими центрами и отправляли своих детей учиться. Начиная с Ходжи Ахмеда Ясави, существовала плеяда проповедников-ишанов, переводивших принципы ислама на понятный кочевому казаху поэтический язык. Если посмотреть, наши пословицы и поговорки берут начало из шариата. Следовательно, ислам присутствует в нашем мировоззрении. Понимаем мы его или нет, признаем или нет, это не имеет значения, он есть. Нынешняя проблема в том, чтобы восстановить наши традиции так, чтобы они не препятствовали прогрессу и не разрушали общество, чтобы мы не исчезли в потоке истории. Это, возможно, самая сложная философская проблема. Мы говорим о салафитах. Но мы должны понимать одну вещь – существует западная глобализация. А это альтернатива западной цивилизации. Нам говорят: «Ребята, Запад – это плохо. Мы предлагаем путь религии. Лучше давайте станем настоящими арабами». А нам не нужно становиться арабами. Мы должны остаться казахами.

Мы должны сохранить свою самобытность, свою веру. Нам следует не допускать проникновения на территорию нашей страны этнокультурных особенностей стран, распространяющих религиозную философию и взгляды, вместе с ними.

САЛАФИЗМ – УСТАРЕВШЕЕ УБЕЖДЕНИЕ

– То есть, вы оцениваете это как очередной выбор национальной идентичности?

– Вопрос в том, что идентичность не определяется раз и навсегда. Каждое поколение адаптирует ее к своему времени. Если она разрушается, происходит архаика, то есть устаревание.

– Значит, вы считаете салафизм устаревшим?

– Это чистая архаика и ошибочная идея. Частично за людьми, которых мы называем экстремистами, стоят социальные, политические протесты. В стране, где политика разрушается в течение последних десяти лет, люди начинают искать политические альтернативы. И некоторые из них находят их в исламе в форме халифата, в установлении шариата, который они считают лучшей идеей.

– Люди пишут в Facebook: «Я умеренный салафит, никому не причиняю вреда». С другой стороны, Духовное управление мусульман Казахстана говорит: «От умеренности до радикализма – один шаг».

– У меня много друзей-теологив, получивших образование в Египте. Они защитили докторские диссертации по теологическим вопросам. У большинства из них есть твердая и системная позиция: умеренного салафизма не бывает. Сам по себе салафизм – это среда, которая в любой момент может породить множество террористов, экстремистов и радикалов.

Ваша точка зрения, в частности, ваша позиция, вступая в существенное противоречие с идеями государственности и местного традиционного казахского ислама, может в любой момент привести к конфликту. Если мы исследуем происхождение салафизма, то поймем, что это течение возникло в результате модернизационного подъема. Вспомните Египет. Посмотрите на современную Турцию. В странах, где модернизация охватила небольшую группу населения и осуществлялась на элитарном уровне, произошло возвращение к архаике. Это стало механизмом защиты, механизмом поиска справедливости. В связи с этим, неправильно возлагать все на служителей культа. Казахстан может привлечь лауреатов Нобелевской премии, посадить их в вузы, научно-исследовательские институты. Но это не даст никакого результата. Потому что система образования здесь, общество другие, они не соответствуют этому. Вспомните наших выпускников программы «Болашак». Многие из них получили прекрасное образование.

Однако их знания могут быть использованы только в странах, где созданы соответствующие условия, только тогда они дадут результат. Вот здесь государство должно быть более активным.

Источник: kaz.365info.kz

Previous Post

Путь, открытый на мировую сцену

Next Post

Полуказахи, знайте, настоящие казахи — не наши братья

Next Post

Полуказахи, знайте, настоящие казахи — не наши братья

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.