Размышления о творчестве Темирхана Медетбека
Истина в том, что у каждого мастера своего дела есть свой подход, навык, присущий ему метод и мастерство. Например, опытный чабан, прежде чем спокойно привести свое стадо к аулу, днем разбрасывает его по лугу, а когда наступает темнота, среди тысячного стада находит вожака-барана, гоняясь за которым, он выявляет отбившихся и готовых к побегу козлов, а также тех немногих, кто отстал и прибился к оврагу.
В связи с этим, я, размышляя о Темирхане Медетбеке, пламенном поэте казахов, национальном деятеле, сначала будто бы составил список необходимых образов, набросков, накопившихся мыслей, как бусы на нитке, и только потом приступил.
Да, как говорится, «нет ног в месяце, нет костей в году», жизнь, подобная ветру, пролетевшая как звезда, стремительно уходит.
Несомненно, читатели, ценящие его, были удивлены, увидев, что Темирхан, который еще вчера, как младенец, ползал у ног старших и тянулся к опоре, сегодня достиг зрелого возраста. Однако, даже его супруга, не говоря уже о друзьях, не сможет рассказать о всех извилистых путях и переживаниях этого сложного дарования, прожившего семьдесят лет. Я впервые прочитал стихи Темирхана, когда учился в школе. Он был мне знаком как настоящий породистый баран, с кудрявой шерстью, с узнаваемой внешностью и обликом.
Улетая в космос фантазии,
Находя огонь в каждом слове.
В чистом поле, вдалеке
Я бродил, кося траву.
Где бы ни капал мой пот –
Когда я познал себя.
Впившись в край одежды.
Неся облака?
Из этого стихотворения веет дыханием юности поэта, его бурных, веселых дней. Ведь извилистая дорога ведет к прямой, а прямая – к широкой. Конечно, стихи, написанные в юности, гармоничны своей бархатистой, медовой мелодичностью, своей дерзостью.
Горячий порыв обжег мое лицо,
Словно все стало очень светлым.
Гуси, летящие в небе.
Белые лампы,
Словно белые лампы.
Этот красивый образ, словно почка, завернутая в белую ткань, надолго остается перед глазами.
Чтобы данный Богом талант не попал в чужие руки и не был опозорен, нужен несгибаемый характер. Говоря о характере, даже если бы он остался в Алматы, он бы не умер с голоду и не отстал от каравана, однако, покинуть райскую столицу и увезти с собой свою новообретенную жену Шолпан, отправившись в далекий Мангыстау, тогда многим показалось упрямством и своеволием.
Медетбек, который безмерно доверял своим клятвопреемникам, но был жесток к злоумышленникам, который был проницателен, обладал достаточным знанием, опытом, пониманием и осознанием, был скуп на поклоны перед каждым встречным. Он избегал зависимости от других. Его соотечественники хорошо знают, что Темирхан, подобный дикому коню, пересекающему бурную реку, не отступит от намеченного пути, даже если на него обрушится огонь.
Дерзкий талант не зря отправился в степи Мангыстау. Несомненно, сидя на коленях у тысячелетних скал, покрытых лишайником, он размышлял о нашей древней истории. Нет сомнений, что он, подобно собаке, роющей норы и могилы, иногда, между буровыми работами, уходил в степь и беседовал с рядами мавзолеев.
Иногда я думаю, что «Напев древних тюрков» поселился в душе Темагана именно тогда.
Как бы то ни было, неудивительно, что в его стихах встречаются такие красивые узоры, как древние фрески мангистауских минаретов.
В детстве, найдя случайно птичье яйцо, мы относили его к воде, чтобы узнать, утиное оно или птенцовое. Утиное яйцо тонет, а птенцовое всплывает на поверхность воды. Точно так же и правда в конце концов проявится. Ведь суть произведения – сладкая печаль, правда, красота. Даже в период «красной империи» Темирхан, не занимаясь политикой, свободно изливал свои стихи.
В одном из своих произведений поэт Кадыр Мырза Али писал: «Есть стихотворение Темирхана Медетбека «Воробей на границе», хорошее стихотворение, с замечательной находкой. Воробей у границы кормит своих птенцов, принося корм то с той, то с другой стороны. Кажется, лучше быть воробьем, чем человеком. Главный редактор не пропустил это стихотворение. Когда я спросил почему, он ответил: «Нельзя, даже воробей не имеет права нарушать советскую границу»».
Как говорится, «глаз Кармакши – в поплавке», Темаган, который раньше вращался в литературных кругах, после пяти лет работы буровиком на старом полуострове, окончательно обратился к писательству. Двадцать пять лет его жизни прошли на той земле. В центре Мангыстау, подобно зеленому оазису Тамшалы, созданному Богом посреди пустыни Кербала, родилось множество плодотворных стихов.
Подобно швее, умеющей искусно соединять глубокие пласты, поэт особенно оживлялся, когда речь заходила о национальных интересах, родном языке, любимой родине. Подобно щуке, которая, рванувшись, не рвется, чьи жабры порваны множеством крючков, он вернулся из Мангыстау в Алматы, полностью созревший и закаленный.
Одна из обязанностей поэтов, в чьих сердцах обитает вдохновение, – это возвышать дух людей, напоминая им о величии прошлого, их неукротимой энергии, громкой славе, неиссякаемой надежде, безграничной любви и принесенных жертвах, тем самым давая им возможность достичь вечности.
Медетбек был одним из тех, кто радовался обретению независимости нашей страны.
Я независим! –
Я познаю себя,
Я расправляю крылья своих слов.
Никто больше не будет толкать меня в грудь,
Никто больше не будет клевать мои глаза.
Пусть зависть не сжимает грудь,
Иначе огонь охватит мою гордую степь…
Мое сердце, превратившись в птицу,
Устремилось в светлое будущее.
В связи с этим, слова Абеке (Абиша Кекилбаева): «Темирхан – это выдающийся поэт, который принял независимость всем сердцем и воспевал ее всем сердцем, который печалится не от голода, а от того, что достоинство уходит от народа, который говорит слова мужчины, который не ищет сиюминутных удовольствий, а переживает, почему путь его народа, который долгое время был несчастен, так труден, и всегда говорит о важном. Он страдал вместе со своим народом, разделял его горе. Своими стихами и своей жизнью он все больше доказывает, что для казаха любая часть казахской степи – это его родное село, а любой казах – его брат», – не могут быть далеки от истины.
Восприняв свободу с пробужденным сознанием, его позвоночник и нервы взволнованно затрепетали, и он, подобно стальной пружине, выпустил свои разнообразные размышления и ассоциации, словно извергающийся вулкан.
Мои хребты, склоны, холмы стали белым прахом,
Буря бушует,
Мои глубины замутнены.
Когда опасность угрожала моей степи,
На вершине этой горы зажгли огонь.
Зажгли огонь,
Разве можно было не зажигать огонь?!
Не было другого выхода, кроме как зажечь огонь.
Словно предвещая приближение великой опасности,
Огнем подали сигнал великой степи.
Собрав все, все –
Мелодию, напев, музыку и ритм, стихи.
Я зажег огонь на той вершине всю ночь.
Чтобы разбудить людей…
Я зажег огонь, никого не слушая,
Луна кружилась над каменной вершиной.
Моя великая степь,
Моя великая степь, однако,
Не шелохнулась,
Не шелохнулась!
Что это значит? – и однажды:
Смешиваясь с кровью,
В его голосе есть сила,
Подобно великим языкам,
Мой родной язык обладает огромной силой! –
призывает присоединиться к эйфории независимости. Однако, кроме горстки смельчаков, большинство народа не шелохнулось. Поэт с удивлением смотрел на это безразличие общества, которое имеет форму, но не содержание, имеет звук, но не душу.
Оказалось, что в нас еще остались проявления рабской психологии – трусость, двуличие, бесхарактерность, ненасытная жадность, словно мы ничего не видели от своих предков и не насытились молоком матери.
Он скорбел о том, что потомки великих кочевников, чья слава гремела по степи, отдалились от своей национальной сущности, деформировались, исказились, как в кривом зеркале, и были разрушены.
Куда делась пословица наших предков: «Степной пес объединяется, когда приходит волк, а бочка с водой сливается, когда ее трогают»? Что делать теперь?! Если летний ливень не идет на высохшую, как пустыня, степь, то какая польза от проливного дождя осенью?
Да, рабская психология, глубоко укоренившаяся в сознании и нервах, не так-то легко покидает свое место.
Например, разве может шкура, долгое время находившаяся в погребе, лишенная солнечного света и ставшая мягкой, как одеяло, сразу вернуться в свое первоначальное состояние, даже если ее побрызгать водой…
Вся наша судьба предопределена и запечатана. Однако, нельзя просто так, подобно ослу, бездействовать и прожить эту жизнь впустую.
Подобно легионерам, отправлявшимся в поход с неукротимой волей и несгибаемым духом, зная, что не вернутся живыми, Темирхан в трудные времена без колебаний вступил в великую битву за национальные интересы.
Я забыл стихотворение, которое выучил,
Я стал озером –
Вчера я был пламенем, палящим зноем.
Не в силах сидеть на месте –
О, Боже!
Сколько раз я погружался в красный огонь.
Размышляя глубоко и далеко,
Зачем я,
Зачем я так спешу.
Кроме других,
Кроме жизни,
Кроме земли,
Я до сих пор не понимаю самого себя! – восклицает он, не находя себе места.
Владимир Высоцкий, покойный, плакал, видя, как некогда побежденная Германия поразительно расцвела, а наоборот, победивший Советский Союз жил в нищете!
Почему мы, подобно бразильским футболистам, которые в обычное время разбредаются по командам всего мира, а во время чемпионата мира объединяются в национальную сборную ради чести страны, не объединяемся, когда поднимается национальный вопрос?
Почему мы не учимся на тяжелых страданиях жизни и горьких уроках истории?
Однако, что можно сказать вашему народу, который с утра до вечера не знает покоя, кроме плача, и не имеет другого прибежища, кроме Бога… Повсюду расплодились невежественные люди, подобные червям, прячущимся в жире при разделке скота.
Что мы ответим завтра на мосту Сират, на весах?
Этот стойкий поэт, который никогда никого не боялся, иногда падает духом, увидев эту безрассудную картину, словно из его свинцового сердца вырвали сердцевину.
Моя вершина стала другой,
Моя глубина стала другой.
Пожирая мою душу,
Уменьшая то, что я любил,
Появились голоса в стихах, – вздыхает он, подобно быку, катающемуся в грязи.
Иногда Темаган представляется мне как человек, очищающий старый, заросший тиной и илом колодец, вычерпывая и выливая его гнилую воду. Известно, что чем глубже колодец, тем сильнее холод, пронизывающий до костей.
Давайте теперь прочитаем его стихотворение «Больное дерево»:
Болеет ли оно –
От врага, несущего опасность?!
Болеет ли оно –
От бури, несущей опасность?!
Без рынка, без красоты, без очарования
Молодые деревья стоят перед мной, больные.
Когда оно хочет уйти, оно дрожит,
Едва двигая ветвями, обессилев.
Бедное дерево страдает –
Потеет,
Из его тела капает зеленая, как железо, вода.
Его небо стало тусклым,
Все его тело начало тяжелеть…
Когда оно должно было буйно расти,
Его зеленые волосы гниют и падают…
Философский подтекст этого стихотворения «Больное дерево» также глубок. Разве мало в этой жестокой жизни, где сильный терзает слабого, как в средневековье, таких же слабых и несчастных, как это дерево?
Экологические и социальные опасности в стихах поэта пугают, как змея, ползущая в гнездо ласточки. В стихах Медетбека попеременно проявляются возвышенный дух, закаленная мощь, а иногда гнев и сарказм, политическая язвительность.
Что касается «Напева древних тюрков», то это, несомненно, антологическая серия стихов, имеющих долгую жизнь.
Солнечная сторона –
Серебряный столб,
Луна –
Золотой столб
Сидят в орде;
Пришедших с той стороны
Разрывают,
Пришедших с этой стороны
Попирают;
Говорящих, как ветер, раскатисто,
Как сокол, звонко,
Широких, как степь,
Высоких, как горы, был наш народ.
Мы были великими!
О, мои предки, которые стряхивали пыль со всех четырех сторон света, как войлок! Читая эти строки, чувствуешь себя поднятым на вершину бурной радости, а героический дух невольно заставляет трепетать все твое существо.
Тот народ
За горло хватали,
Говорили противно,
Сделали ничтожным.
Били сверху,
Подавили их горное тело,
Сделали холмиком.
А когда читаешь этот куплет, слезы текут рекой от обиды и гнева.
Вот она, классическая магия воздействия на психологию читателя, на эмоции общества!
Если смотреть с корней, Темирхан Медетбек – это глашатай, призывающий наш измученный, полуживой разум, который из-за того, что наша подлинная история была грубо искажена, безжалостно уничтожена, а наша культура и религия, наши духовные подвиги достались другим, и который из-за этого чувствует себя неполноценным, выбраться из этого состояния. Он – защитник нашего забытого духа победителя.
Этот телесный дар, начавшийся с «Бисмилля», до сих пор не утратил своей силы.
Мы всегда можем свидетельствовать о том, как он метался в поисках истины, как провел полжизни в духовной борьбе. Когда разговариваешь с ним время от времени, вены на его висках пульсируют, он красиво говорит, и его объятия безвозмездно принимают тебя. Особенно, когда он вспоминает героев, которые бросились в огонь ради нации, его лицо бледнеет, и слезы капают на его небольшую бороду, похожую на саукеле. Мы достигли того времени, когда можем опереться на этого Медетбека, называя его старшим из старых и первым из новых.
От этого благословенного мира, от этой ложной жизни, от этой пустой жизни, где нет ни одной ниточки, чтобы вытащить ее, где нет ни одной овцы, чтобы принести в жертву, праведные стихи Темирхана, подобные такуа, отпугивают невежд, как дьявол от огня.
Темаган – еще один выдающийся артист, чьи слова, дела и искусство сходятся в одном русле, не разбредаясь.
В заключение, стихи Темирхана Медетбека звучат как набат, бьющий в колокол времени: «О, человечество, пойми все свои грехи и ошибки не на мосту Сират, а сейчас, в своем нынешнем изобилии, ты стоишь на краю пропасти, вернись, вернись…»
Журнал «Жулдыз»
2015 год, №4