Село Торайгыр – родина поэта Султанмахмута Торайгырова, который «стремился взобраться на темное казахское небо и стать солнцем». Здесь же, у озера Торайгыр и села Торайгыр, осталась летопись жизни известного в свое время бия и оратора Торайгыра Едигеулы (1772–1825). Если перечислять, то хватит и тайн, и песен. Баянаул сам по себе является готовым к туризму местом.
Хорошо то, что село Торайгыр расположено вдоль дороги, в живописном месте, среди гор, на берегу озера. Поэтому, возможно, сотрудники акимата, журналисты, туристы и гости, приезжающие издалека, сразу направляются в сторону этого села. И, как мы уже говорили, по сравнению с другими селами, расположенными вдоль дороги и в горах, сюда можно добраться быстрее, не испытывая всех тягот дороги. В этом году дорога к Торайгыру, которая сорок лет была в ухабах, была отремонтирована, и все – село, туристы, гости, журналисты – мы остались довольны. Кстати, в этом году в селе произошло большое изменение, хорошая новость: оно готовится к приему иностранных туристов, прибывающих на ЭКСПО.
И вот, теперь, мчась по новой дороге, не в силах оторвать взгляд от окружающих высоких горных вершин, мы мысленно погружаемся в волнующееся озеро Торайгыр и с удивлением смотрим вокруг. Местные исследователи и историки говорят, что курганы железного века, группы древних памятников и захоронений остались в зоне отдыха на восточном берегу озера. Археологический факультет государственного университета имени Султанмахмута Торайгырова в областном центре проводил исследовательские работы. Это может быть и тасмолинская культура, относящаяся к VIII-IX векам до нашей эры или к сакскому периоду. Раскопанные участки на берегу остались огороженными. Вода озера, вырываясь из-под высоких скалистых вершин, волнуется и бьется о берег. На южном краю возвышается остроконечная вершина Найзатас. Нависающая над водой, обращенная к озеру, зияет пещера Унгиртас. Говорят, что человек, выпивший воды из текущего у подножия горы родника Аулиебулак, излечивается от болезней.
Аким села Аргын Абраров начал с очистки села от мусора. Хотя и слышали о выделении средств на благоустройство, неизвестно, когда эти небольшие средства поступят на счет акима села.
– Сейчас мы очищаем и ремонтируем территорию вокруг родника Аулиебулак. Мы установим скамейки у родника, где можно будет пить воду и отдыхать под деревьями, – говорит аким села.
В прошлые годы здесь работал цех по розливу воды под названием «Баянаульская родниковая вода». Сегодня цех остановлен, здание пустует. Аким села говорит, что питьевой воды достаточно. Тем не менее, для повседневного питья воду в село доставляют из родника Аулиебулак и колодца Сабык. Старшее поколение говорит, что журчащий поток родника Аулие становится все слабее.
А группа деревьев, растущих у родника, пышных и густых, занесена в «Красную книгу». Запрещено их рубить или ломать ветку. Стоя рядом и фотографируясь, по их листьям и шаровидной форме роста можно заметить их отличие от других деревьев. Жители Баянаула называют их «кровяными черными деревьями». Раньше в озеро Торайгыр впадало несколько родников, текущих с гор, сейчас остался только один. Другие родники забились. Ежегодное заиливание и зарастание поверхности воды водорослями происходит именно по этой причине. Об этом было сказано и во время летнего визита акима области Болата Бакау