Вода во все времена является бесценным сокровищем, источником жизни. Особенно в последнее время экологическая ситуация негативно сказывается на дефиците воды. В свою очередь, дефицит воды оказывает отрицательное воздействие как на экологию, так и на развитие человечества. Не говоря уже о ситуации в отдаленных регионах, если остановиться на нашей проблеме воды в Центральной Азии, мы увидим множество сложных вопросов. Из-за нерационального использования воды Аральское море высыхает. Тем не менее, существует достаточное количество решений. Об этом в нашем разговоре рассказал деятель, который основательно занимался проблемой Арала во времена Советского Союза, академик Российской инженерной академии, инженер-гидротехник Полад Аджиевич ПОЛАД-ЗАДЕМ.
– Полад Аджиевич, после распада Советского Союза одним из вопросов, которому уделяли первостепенное внимание пять государств Центральной Азии, расположенных в бассейне Аральского моря, было сохранение Арала. Особенно всем известно, что на повестку дня был вынесен вопрос об экономном использовании воды рек Амударья и Сырдарья, впадающих в Арал, без расточительства. Как вы в целом оцениваете сегодняшнюю политику глав государств в отношении Арала? Также хотелось бы узнать ваше мнение о сохранении Малого Арала.
– Проблема водных ресурсов в Центральной Азии является очень сложной и актуальной. Ведь в пяти государствах Центральной Азии, где расположено Аральское море, проживает около 60 миллионов человек. Арал питают две великие реки – Сырдарья и Амударья. Однако споры и разногласия, связанные с этими двумя реками, не прекращались веками. Причина известна – без воды никто ничего не может сделать. Тем не менее, я хотел бы привести один факт, на который многие не обращают внимания.
Через полгода после Октябрьской революции, примерно к середине 1918 года, В. Ленин принял решение о выделении 50 миллионов рублей для регулирования вопросов водопользования в регионе Центральной Азии. Это решение было принято перед Гражданской войной. Позднее, в годы вхождения в состав Советского Союза, жизненно важный ресурс получил широкое распространение на большой территории, и процесс ирригации активизировался.
Хотя это событие напрямую не связано с нашей сегодняшней беседой, я не мог обойти его стороной. Потому что в советское время такому вопросу уделялось очень большое внимание, и он не возник из ниоткуда. Еще до революции существовали предположения о переброске вод сибирских рек в Центральную Азию. Были как сторонники этой идеи, возлагавшие большие надежды на результаты проекта, так и его категорические противники.
А теперь вернемся к нашей теме – Аралу. Всем известно, что если воды рек Амударья и Сырдарья будут использоваться не по назначению, территория Арала будет сужаться. В этом плане переброска российских рек в Центральную Азию в целях сохранения Арала была бы чрезвычайно эффективной и не была бы случайным шагом. Однако из-за многовековых разногласий она осталась несбыточной мечтой. Если бы инженерные сооружения были оптимально согласованы и вода Сибири была бы направлена в Арал, то судьба не менее 60 миллионов человек была бы решена.
– Так кто же был против этого проекта?
– Приведем конкретные примеры из выдвинутых аргументов. Например, в немецком журнале «Der Spiegel» была опубликована статья с моей фотографией и подписью. Там меня изобразили как противника правительства и русского народа. В любом случае, правительство того времени немедленно потребовало действий. Изначально М. Горбачев положительно относился к этому проекту. Мои неоднократные встречи с ним – тому подтверждение. Позднее он резко изменил свое мнение и даже запретил нам работать в рамках этого проекта в законодательном порядке. Одно ясно: если бы этот проект был реализован, в Центральную Азию поступило бы 28 кубических километров воды, и миллионы людей занимались бы земледелием. Узбек, казах, кыргыз, таджик имели бы возможность выращивать и производить различные виды хлопка и овощей, оставаясь на своей земле. В этом плане мы имели возможность убедиться в приспособленности местного населения к земледелию, опираясь на наш небольшой опыт. Таким образом, мы добились нового начинания, ведущего к успеху, путем отвода воды из Амударьи. Известно, что никто не придет на эти пустынные земли. Поэтому в первую очередь мы начали отводить воду с помощью крупных насосов, строить дороги к нескольким селам, создавать различные предприятия и прокладывать инфраструктуру.
– А каково сейчас состояние сел и районов, построенных вами в свое время?
– Сегодня люди начали уезжать оттуда. Почему? Потому что жителям Аральского региона нелегко жить. Сейчас мы делаем их источник жизни доступным, обеспечивая отвод подземных вод. Решена ли этим проблема? Конечно, нет.
– Итак, что нужно сделать, чтобы спасти Арал?
– Я недавно узнал о специальном Постановлении Нурсултана Назарбаева, подписанном по программе развития водопользования. В этом документе рассматриваются не только проблемы Арала, но и множество путей решения вопросов, связанных с инженерными сетями водопользования и их социальной значимостью. Кроме того, всесторонне освещен вопрос сохранения Северного Арала. Я лично хорошо знаю деловые качества Нурсултана Абишевича. Он всегда проявлял настойчивость в деле спасения Арала и уделял постоянное внимание реализации инициатив. Северный Арал – тому подтверждение. Я радуюсь, видя, что люди снова возвращаются туда и начинают заниматься рыболовством. Аналогично, вопросы, связанные с водопользованием, решаются эффективно. Например, Президент Казахстана доказал, что можно очень эффективно использовать опыт накопления воды в период ее изобилия и использования ее на орошаемых землях летом.
– Как бы то ни было, возможно ли остановить сокращение стока двух рек, которые веками полноводно текли и впадали в Арал, за последнее столетие? Что вы думаете?
– Действительно, сокращение стока в Арал может осложнить ситуацию между некоторыми братскими странами и усилить непонимание. Тем не менее, нельзя