На территории Алматинской области за последние два года были оперативно отремонтированы автомобильные дороги, что способствовало активизации сообщения между селами. Кроме того, обочины автомобильных дорог также превратились в источник кипучей деятельности. Имеются также междугородние и международные дороги, ремонтируемые в рамках государственной программы. По этому поводу мы беседовали с руководителем Алматинского областного филиала АО «Национальная компания «ҚазАвтоЖол» Батыром ДАДАМҰРЗАЕВЫМ о ходе работ в отрасли и качестве дорог.
– Батыр Турсынбаевич, как продвигаются работы по улучшению дорожного сообщения в Жетысу?
– Требование сегодняшнего дня – строительство качественных дорог. Известно, что этот труд оценивается и проверяется годами. Поэтому груз ответственности велик. Дороги Жетысу, которые после выезда из Алматы, крупнейшего мегаполиса страны, становятся гладкими как доска, в последние годы безупречно выполняют свою функцию, подобно всем шестидесяти двум жилам человека. Народ радуется обновлению дорог между селами. Особенно довольны владельцы автомобилей различных марок. Видя и слыша радость народа, мы увеличиваем груз ответственности и усиливаем работу дорожных строителей.
В целом, протяженность автомобильных дорог республиканского значения на территории Алматинской области составляет 2535 километров. Из них 72 километра заасфальтированы цементобетоном, 1195 – асфальтом, 1214 – грунтовые дороги, 54 километра – с гравийным покрытием. Также построено 215 мостов и водопропускных труб. Автомобильные дороги Алматы – Усть-Каменогорск, Саркан – Алматы – Хоргос подлежат текущему ремонту, дорога Жалаңаш – Саты в Райымбекском районе – капитальному ремонту.
За девять месяцев текущего года на ремонт 112 километров автомобильной дороги Алматы – Талдыкорган, точнее, 32 километра между городами Алматы и Капшагай, было выделено 10,8 млрд тенге, работы выполнило ТОО «Найза-Құрылыс». На 149-180 километрах автодороги Алматы – Усть-Каменогорск было выделено 1,7 млрд тенге, на ремонт 180-213 километров – 4,7 млрд тенге, эти работы выполнило АО «К-Дорстрой». Причина, по которой я привожу эти данные, заключается в том, что поскольку одна фирма не успевает полностью отремонтировать дороги, соединяющие города, в установленные сроки, проводится соответствующий тендер, и ответственность возлагается на победителя.
– Расскажите подробнее о работах, проводимых в рамках государственных программ.
– В Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» Первый Президент Нурсултан Назарбаев конкретизировал: «В первую очередь необходимо реализовать проект основных автодорог», и определил, а также перечислил основные дороги нашей республики. Мы работаем на одной из автомобильных дорог, определенной Главой государства, – на автомагистрали Алматы – Усть-Каменогорск. Честно говоря, большая часть нашего времени проходит не в офисе, а вдоль дорог. Проверка качества работ, выполненных фирмами, выигравшими тендеры на строительство и ремонт магистралей, требует профессионального мастерства. Особенно тщательно проверяются стыки дорог, построенных двумя юридическими лицами. Да, со стороны это может показаться незначительным, но по этой дороге автомобили должны мчаться с большой скоростью без каких-либо препятствий. Поэтому нашим основным принципом остается качество. Действительно, правильно говорят, что ценность дороги познается в пути. Несколько лет назад на магистрали между Алматы и Талдыкорганом автомобили двигались медленно, а сегодня они мчатся. Улучшение дорожного сообщения является шагом к цивилизации.
В рамках государственной программы «Нұрлы жол» по отраслевой программе «Развитие автомобильных дорог республиканского значения» было отремонтировано 112 километров дороги между Алматы и Талдыкорганом. Это составляет 62 процента всех работ, выполненных за отчетный период.
– Значит ли это, что работы продолжатся до конца года?
– Конечно. На магистрали между Алматы и Талдыкорганом завершатся и будут сданы работы на трех участках общей протяженностью 94 километра. Кроме того, будут завершены проектно-изыскательские работы на определенных участках между Капшагаем – Курты, Узынагаш – Отар.
Хотел бы отметить, что еще одна выполняемая нами работа, которая является продолжением ранее начатых работ вне упомянутой программы, – это текущий ремонт труб вдоль автодороги Кеген – Нарынкол, который будет завершен в этом году. На работы по участкам 22-400 выделено 1,34 млн тенге. Отдельно предусмотрено 4,1 млн тенге на средний ремонт мостов на автомобильной дороге Алматы – Усть-Каменогорск. Если перечислять, то выполняемых и планируемых работ достаточно.
Главный принцип – качественное выполнение работы. Поэтому есть все основания утверждать, что дороги Жетысу строятся в соответствии с международными стандартами. Кроме того, уделяется внимание тщательному исследованию русел больших и малых рек, пересекающих дороги, и строительству мостов, рассчитанных на длительный срок службы. Даже высохшие сегодня русла, по которым когда-то текла вода, не остаются без внимания. Ведь вполне возможно, что из природных русел рано или поздно снова потечет вода.
Реконструкция, текущий и капитальный ремонт дорог, проходящих по территории области, будут продолжаться.
Беседовал
Нурбол АЛДЫБАЕВ,
«Егемен Қазақстан»
ТАЛДЫКОРГАН