Посетив Кавказ и тесно общаясь с местными братьями, мы заметили, что азербайджанцы и армяне подверглись националистической «болезни». Их соперничество, которое вспыхивало из-за малейшего повода, будь то язык, земля или история, в конечном итоге приводило к карабахской трагедии. Азербайджанцы даже свои долму и кавказские танцы считают «своими» и ревностно их охраняют. Если попытаться доказать, что в этом исконно тесно связанном регионе искусство и кухня стали общими ценностями благодаря смешению, то можно нарваться на спор. Только грузины остаются в стороне от таких бурных эмоциональных споров.
Недавно, ознакомившись с работой Аманды Кани «Культурная травма, исцеление и возрождающиеся этносы» (Amanda Kearney, «Cultural wounding, healing and emerging ethnicities»), я как будто проникся сутью этого явления. «Культурная травма» оказалась не просто абстрактным понямым, а явлением, сформулированным с конкретными научными доказательствами. Исследуя аборигенов Австралии и чернокожих Бразилии, автор описывала культурную травму, присущую им, и я заметил много сходств с нами.
Однако я не хочу повторять избитую мысль о том, что «на своей земле мы оказались в положении индейцев». Слава Богу, нация, получившая травму, исцеляется, и в казахской нации есть некоторые признаки этого исцеления.
«Культурная травма – это разрыв или нападение на культуру в физическом, эмоциональном, духовном и идеологическом плане», – говорит А. Кирни. То есть, причинение вреда, насилие над определенной культурой и ее носителями с целью их подавления.
Культурная травма проявляется не только через такие известные методы, как геноцид, этнические чистки, массовое насилие, лишение свободы. Разрыв социальных связей, стигматизация, унижение, дискриминация, обнищание, лишение свободы, которые объединяют народ и сохраняют его этническую самобытность, также ослабляют дух нации.