Одной из наиболее актуальных проблем современности является угроза религиозного экстремизма и терроризма. Эта глобальная угроза влечет за собой политические, экономические, моральные издержки для общества и порождает страх. По сути, угроза терроризма усилилась с 1960-х годов XX века. Во многих регионах мира экстремистские группы и организации стремились достичь своих целей, совершая кровопролитные теракты. На сегодняшний день известно, что в мире существует около 500 экстремистских организаций.
В последние годы в нашей стране стали происходить подрывные действия под прикрытием религии. Нетрудно понять, что террористические акты, произошедшие в западных и южных регионах республики, представляют собой угрозу государственной безопасности. Государству для предотвращения религиозного экстремизма и терроризма необходимо в первую очередь совершенствовать его правовую основу. В связи с этим мы считаем, что должны быть решены следующие проблемы:
Во-первых, необходимо юридически укрепить преграды на путях распространения идей религиозного экстремизма и терроризма. Для этого следует блокировать интернет-сайты и аккаунты в социальных сетях, распространяющие религиозную экстремистскую информацию, и продумать эффективные способы предотвращения распространения литературы. В настоящее время специализированные компетентные учреждения проводят экспертизу религиозных объектов в течение 30 дней и дают положительное или отрицательное заключение, определяя возможность распространения данной религиозной информации или литературы на территории страны. Однако за это время религиозная информация, распространившаяся в интернете или социальных сетях, может привести граждан на ложный путь. По этой причине необходимо максимально сократить время проведения экспертизы для предотвращения распространения сомнительной религиозной информации. Или же следует временно ограничить распространение сомнительной религиозной информации до получения результатов экспертизы. Тогда появится возможность предотвратить распространение религиозной экстремистской информации в стране.
Во-вторых, при анализе причин последних зарегистрированных террористических актов в республике выяснилось, что организаторы терактов получали религиозную информацию из неофициальных источников (молельные дома, квартиры) и были вооружены ложными религиозными представлениями. Следовательно, для предотвращения терроризма необходимо пресекать ложную религиозную (неофициальную) проповедь, призывающую к экстремизму. В связи с этим следует разрешить проведение религиозной проповеди только религиозным объединениям, зарегистрированным в Министерстве юстиции РК, и священнослужителям, имеющим специальную лицензию. Например, исламские религиозные проповеди должны произноситься с минбара мечети, а проповеди во время других религиозных мероприятий (маулид, ораза, курбан айт, похороны и т.д.) должны проводиться имамами, имеющими специальное разрешение.
В-третьих, в девяностые годы, когда была провозглашена свобода вероисповедания, казахстанцам было разрешено получать религиозное образование за рубежом. Однако некоторые граждане, получившие религиозное образование за рубежом, по возвращении на родину начали пропагандировать позиции, противоречащие традиционным религиозным представлениям казахов, и вносить раскол в духовное единство народа. Нельзя не отметить, что в настоящее время в стране открыто и тайно действуют группы, придерживающиеся различных религиозных взглядов. Понятно, что это ложное религиозное явление препятствует сохранению единства народа Казахстана. А для его предотвращения необходимо разработать комплексную программу получения религиозного образования. В частности, следует усилить контроль за получением религиозного образования за рубежом.
На сегодняшний день государственные компетентные органы утвердили