В ближайшие дни состоится VII съезд Союза судей, одной из основополагающих организаций страны, чья история начинается в 1996 году. В преддверии этого знаменательного события мы встретились и побеседовали с судьей Верховного суда, возглавлявшим данную организацию в 2001 году, а ныне депутатом Мажилиса Парламента, членом-корреспондентом Национальной академии наук, обладателем звания «Почетный судья» Бакытжаном АБДИРАИМОВЫМ.
– Бакытжан Жарлыкасынович, какие важные вопросы, по вашему мнению, должны быть обсуждены на предстоящем форуме?
– В целом, главный вопрос для судебной системы страны – повышение уровня общественного доверия к судьям. И это не то, что может быть реализовано только усилиями Верховного суда. В этом должны участвовать Правительство и Парламент страны, другие заинтересованные государственные учреждения и соответствующие ведомства. Поэтому на этом собрании должно быть особо подчеркнуто, что чиновники, такие как депутаты, прокуроры, министры, не могут влиять на судебные решения.
Во многих странах деятельность судов и квалификация судей, их моральный облик определяются по специальным индикаторам и формируются рейтинговые показатели. Нам также было бы правильно внедрить этот метод в практику.
– В 2001 году вы были избраны председателем Союза судей на втором съезде Союза судей. Похоже, в этот период возглавляемая вами организация оказала значительное влияние на выход судебной власти из состава Министерства юстиции. Как был реализован этот процесс?
– Конечно, Союз судей с самого начала приступил к активной работе по повышению независимости судебной системы, статуса судей и совершенствованию судебной деятельности в соответствии с требованиями времени. Были внесены изменения во многие законодательные акты и правовые акты. Одним из таких масштабных дел стал выход судебной власти из состава Министерства юстиции. Я был избран председателем Союза судей на втором съезде Союза судей в 2001 году. В то время Кайрат Мами, возглавлявший Верховный суд, уделял особое внимание Союзу судей. Именно в этот период организация стала признаваться как орган, защищающий независимость судей, оказывающий им максимально близкую и всестороннюю помощь.
Также в те времена начали выходить методические, исследовательские работы, помогающие в деятельности судей. Особенно судьи стали приглашаться в рабочие группы, созданные при соответствующих ведомствах, и участвовать в обсуждении нормативных актов и законодательных документов. В связи с этим следует отметить, что Верховным судом было принято нормативное постановление «О судебной власти» о переходе судебной системы из Министерства юстиции в Верховный суд. Ведь именно в этом документе впервые была обоснована независимость судебной системы как самостоятельного органа.
– Значит ли это, что сегодня можно считать значительным вклад Союза судей в повышение независимости судей?
– Конечно, можно. Потому что Независимость – это равное понятие для Казахстана и судебной системы. А Союз судей, о котором мы говорим, зарекомендовал себя как движущая сила и ускоритель реформаторских изменений, проводимых в судебной системе. В частности, благодаря инициативе и активности этой организации реализуются особые предложения по повышению профессиональной квалификации судей и их воплощение на практике. Например, по инициативе союза проводятся конференции, семинары с участием опытных и квалифицированных судей Верховного суда и ученых. Следовательно, все это вполне достойно считаться вкладом в повышение независимости судей. Безусловно, здесь в первую очередь судья должен быть квалифицированным. Во-вторых, для того чтобы быть независимым судьей, со стороны государства должны быть созданы всесторонние условия. Поэтому, хотя мы и можем сказать, что положение судьи сегодня неплохое, есть еще много аспектов, требу