Сегодня ее можно назвать главным бухгалтером страны: она работала в Национальном Банке независимого Казахстана в самые сложные и интересные годы становления финансовой системы и введения национальной валюты – тенге.
Наиля Курманбековна Абдулина в этом году отметила свой 70-летний юбилей. Более полувека своей жизни она посвятила банковской системе. Сегодня работает советником председателя правления АО «Народный Банк Казахстана». В ее трудовой книжке всего три записи – Госбанк КазССР, Национальный Банк РК и Народный Банк.
– В начале 90-х годов, в период ожидания перемен в стране, меня пригласил тогдашний управляющий Казахской республиканской конторой Госбанка СССР Борис Дмитриевич Рябов и предложил должность главного бухгалтера, – вспоминает Наиля Курманбековна. – Он сказал мне тогда такие важные слова: Если дочери казахов, такие как ты, не будут болеть душой за свое государство, кто будет болеть? Если не ты, то кто пойдет на эту должность? Я согласен, что твоя нынешняя должность заместителя руководителя Алматинского областного филиала Госбанка СССР хороша и спокойна, и тебе нет нужды возвращаться обратно в бухгалтерию с низкой зарплатой. Ты занималась экономическими вопросами, планированием в областном филиале, работала с филиалами, клиентами, тебе был выделен служебный автомобиль, а здесь такого не будет. Однако, подумай, ты должна пойти на эту должность! Ты справишься с этой работой! – подчеркнул он.
– Вы сразу согласились?
– Честно говоря, я долго сомневалась. Во-первых, в то время моя дочь только поступила в Институт народного хозяйства, а сын учился во втором классе. Мы жили на мою зарплату: супруг умер в 1983 году от инфаркта. А работа в республиканской конторе – это частые командировки по стране, напряженная работа до ночи, участие в написании законов, инструкций и правил при постановке задачи создания новой бухгалтерской системы независимого Казахстана. Но именно эта новаторская, масштабная и интересная работа привлекала меня.
Придя домой и рассказав маме о том, что я потеряю льготы и, самое главное, на меня ляжет огромная ответственность, что нужно много знать и многому научиться, чтобы обучать других, к тому же, при переходе на новую работу моя зарплата уменьшится, она задумалась и напомнила мне казахскую пословицу: «Не отказывайся от приглашения, не иди туда, куда не зовут». Если зовут – иди и делай все, что в твоих силах, на благо своего народа. А зарплата – не главное в жизни, главное – войти в доверие, расширить кругозор и поднять авторитет, быть нужной и полезной в своем деле». Эти мудрые слова мамы решили все. Я согласилась.
Когда я с детьми переехала из села Узынагаш в Алматы, конечно, мне очень помогали мои родители. Родители к тому времени уже вышли на пенсию, но еще работали, оказывали финансовую помощь, а бабушка присматривала за детьми, готовила еду и воспитывала их. Благодаря им я полностью отдалась банковской работе.
Я проработала в республиканской конторе Госбанка СССР до того времени, когда Казахстан приступил к созданию собственной банковской системы. В один прекрасный день республиканская контора прекратила свою работу. Затем появился Национальный Банк, и я стала там главным бухгалтером. В стране появилось много банков, и многие хорошие специалисты ушли из Национального Банка в коммерческие банки. Это коснулось и управления бухгалтерского учета. В бухгалтерии осталось всего 10 человек. Центральный банк России закрыл все расчеты с бывшими союзными республиками и перешел на расчеты через один корреспондентский счет, открытый для национальных банков. Представьте себе, что до получения всеми республиками независимости каждое отделение банка Республики Казахстан могло вести прямые расчеты с каждым областью, городом и районами по всему Советскому Союзу за товары и услуги. С 1 июня 1991 года в одночасье были закрыты все расчеты, и расчеты за товары и услуги пришлось вести через Центральный банк России по одному корреспондентскому счету, открытому для Национального Банка Казахстана. В связи с этим платежи, принимаемые от казахстанских предприятий и организаций, поступали в Национальный Банк по почте. Их нужно было сортировать по каждой республике и России, а по каждому государству – по областям, городам и районам. Это был огромный объем документов. Его не успевали обрабатывать 10 человек бухгалтерии, поэтому я обратилась с ходатайством к руководству банка и объяснила необходимость приема на работу 100 новых сотрудников.
– Почему так много! Зачем?
– Для ускорения расчетов и обеспечения обработки такого объема документов методом ручной сортировки. Руководство банка поняло сложившуюся ситуацию и приняло решение о приеме 100 новых сотрудников. Далее банк закупил персональные компьютеры для бухгалтеров, а программисты помогли бухгалтерам автоматизировать расчеты и проводить эти расчеты со всеми государствами бывшего Советского Союза. В банк принимались молодые специалисты, которые одновременно учились и работали. Это были трудолюбивые молодые люди, которые хотели учиться и работать, несмотря на трудности и ненормированный рабочий день более 15 часов в сутки. При этом первый полгода мы работали и в субботу, и в воскресенье. Мне было с ними работать и трудно, и интересно.
Более того, начался 1993 год, перед нами стояла задача введения тенге. За десять дней, которые нам были даны, нужно было собрать все советские рубли, находившиеся в обращении в Казахстане до 1993 года. Это составило сумму более 1650 млрд рублей. Наш банк и коммерческие банки не были готовы к такому огромному объему работы. В банках не хватало счетных машин, отдельные процессы бухгалтерского учета не были автоматизированы. Каждый день нужно было не только принимать деньги от клиентов, но и успевать их пересчитывать. А на следующий день нужно было пересчитать и сдать в Национальный Банк для зачисления на счета клиентов и банков. Кроме того, ежедневно необходимо было предоставлять в Центральный банк отчетность о собранных и пересчитанных деньгах по областям и в целом по стране – Правительству и аппарату Президента. Этот процесс необходимо было автоматизировать. В достижении этой цели помогли программисты Национального Банка Н. Исин, Ю. Денисов, Л. Поси