Завтра день рождения выдающегося сына казахского народа, потомка Кулмамбета, акиыка мира айтыса Оразалы Досбосынова Жарылкасынулы. Родившийся в ноябре, этот юный сын прожил всего 29 лет…
Если бы был жив, ему исполнился бы сорок один год. Что поделать?.. Страшная смерть унесла Оразалы, игравшего, как горный козел, из нашей среды слишком рано…
Ау, старики ваши – как истинный источник летописи,
Старухи – как залог чести и совести.
Невестки, почитающие мужей, как святых,
Мужья ваши – как Кюльтегин, любивший свой народ.
Ассалаумагалейкум, мои шесть Алашей,
Дочери ваши – как красные цветы степей.
Тонкая талия, грациозные, нежные, как волос,
Как журчащая вода ручья.
Ваши джигиты – как головки костей,
Как свежие скакуны, не уступающие в беге,
Красота города Алматы,
Как юность Кыз Жибек.
Кто не удивится белоглавому Алатау,
Как его опоре под небом.
А теперь те, кто говорил правду перед народом,
Как бии Великой Степи прошлых времен!..
Это были слова поэта Оразалы, сказанные 12 лет назад в поединке айтыса с Абилькаиром Сыздыковым, драгоценные, как жемчуг.
По словам матери: отец Оразалы был из трех братьев. Жарылкасын, Касым, Оразалы. Старший брат Жарылкасына, Оразалы, был поэтом и певцом в Текесе, в Китае. И вот, увлекшись творчеством, он пропал без вести. Отец Жарылкасын дал сыну имя Оразалы, чтобы память о брате не угасла…
Рожденный на равнине, ставший выдающимся сыном своего народа, Оразалы, ярко сиявший на сцене айтыса, дорог каждому, предмет большой гордости. Никто не забудет и не забудет этого благородного человека, известного своим уникальным голосом в искусстве айтыса.
Смерть, смерть, смерть,
Зачем нам вздыхать.
Умерший будет похоронен,
Живым – жизнь…
— как говорил наш старший Мукагали, прошло уже 12 лет, как мы потеряли Оразалы, следуя за этой мимолетной суетной жизнью!..
Когда в Союзе писателей Казахстана провожали в последний путь этого юного сына, поэт Журсын Ерман прочитал последнее стихотворение Оразалы, и это потрясло всех собравшихся на похороны казахов.
…Какую кровавую судьбу ты хочешь?
Все ли двенадцать твоих членов в порядке?
Если бы я пришел в этот мир как Коркыт,
Я бы не сопротивлялся смерти.
Ангел смерти, вероятно,
Не может быть отобран никакими средствами.
Склонившись, как голодный хорек,
Искренне поклоняясь Аллаху,
Пока твой лоб не коснется земли,
Пока твой локоть не поцелует небо,
Судьба-сирота, не имеющая пристанища,
Лучше пади ниц в намазе.
Мухтар, проживший в нужде,
Читал стихи Абая,
Для восемнадцати тысяч миров.
Превратившись окончательно в труп,
Когда постучишься в дверь могилы,
Прочти один куплет.
Когда будут копать мою могилу,
Заверни мою ручку и похорони вместе,
На одном листе бумаги.
Когда будешь класть меня в гроб,
Сделай то же самое, если нет.
Укрывшись моим кебенеком,
Я буду выражать свою тоску, как Асан,
В степи смерти.
Тюрки тоже знали своего акына,
Когда записывали свою судьбу на камне.
Оразалы, ставший реформатором, новатором в искусстве айтыса, еще при жизни был назван «потомком Кулмамбета».
«Без счастья нет счастья,
Не возбуждая крови криком.
Разве загорится счастье джигита,
Не поклоняясь одному Аллаху?
Мой прадед был акын Кодек
Как высокий стяг поэзии.
Я поставил Шаргына говорить,
Он утолил жажду народа, вчера,
Как вода Абильхаята.
Акын Танжарык говорил,
Его слова были грациозны,
Как дочери Кызаев.
На сегодняшнем собрании,
Я тоже буду говорить так,
Не растекаясь, как журчащая вода.
Иначе меня не простят,
Наши предки Жамбыл, Суйинбай.
Я буду скакать, как кулан,
Как потомок Кулмамбета.
Если ты поддержишь меня, мой гордый народ,
Усилится твоя сила.
Как кумыс с добавлением кумыса…», — так он читал на 200-летии Дулата Бабатайулы. Кроме того, в айтысе с Абилькаиром Сыздыковым в 2004 году:
Буду говорить, сегодня, буду говорить,
Нет времени, чтобы слова мои спотыкались.
Когда придет моя очередь,
Почему я должен бояться очереди?
Ваши черные верблюды,
Своими спинами, как спины верблюдов, согнув,
Перешагнув, как голодные волки.
Если я буду состязаться с кыргызами,
Народа казахов,
Я всегда буду отстаивать честь.
Ты остановился на этих словах?
Хоть мое имя Ораз,
Мне еще нет тридцати.
Моя борода еще не покрылась.
Я Суйинбай, Жамбыл,
Танжарык, Шаргын,
Те, чьи слова не уступали.
Я сын, оставшийся от Кодека,
Между Кызаем и Китаем,
Лежащие и рассказывающие свои стихи.
Я потомок, оставшийся от Кулмамбета,
Воспитанный самим народом», — говорил он. После этих двух айтысов народ стал называть Оразалы «потомком Кулмамбета».
На Международном айтысе, проходившем во Дворце Республики в Алматы, Оразалы Досбосынов, тогда ученик 9-го класса, в айтысе с кыргызским акыном Туганбаем:
«Я был стихом, песней,
Размышлял с домброй.
Если брал домбру в руки,
Предсказывал то вправо, то влево.
Мой народ в Китае – наш народ,
Казах затянул небо.
Конь, на котором я скачу,
Домбра – мой верный конь.
Собравшиеся вокруг братья,
Нам тоже сегодня нужно быть начеку.
Скажу, не хвастаясь,
Кто-то назовет эту песню хвастовством.
Кто-то назовет ее чужой.
Монголия – наша земля,
Земля, где казахи пасли скот.
Астрахань – наша земля,
Земля, где прошел наш предок Абылай.
Оренбург – наша земля,
Земля, где ступал наш старший Шокан.
Ташкент – наша земля,
Земля, где покоится наш предок Толе би с Жалантос Бахадуром» — эти разлетевшиеся строки стихов еще живы в памяти народа…
В туманный – туманный, туманный день,
Принося печаль мусульманам,
Серебрянобородого мудреца,
Иссушая, как духа,
Мать кормит ребенка,
Не успев высохнуть молозиву,
Истощая грудь,
Нагружая на базарах…
…Жирные чиновники ходят,
Их джипы, стоимостью пять тысяч тенге в день,
Смазываются маслом.
Ценность бензобака больше, чем у сгорбленных старух и стариков.
…Простой народ, мы ходим,
Обвиняя друг друга.
Если не находим недостатков, то критикуем.
Наши внуки, еще не вышедшие из колыбели,
Нервные, наши правнуки – пьяницы
…Простой казах,
Что он видит сегодня лучше?
Чем длина добытого потом труда,
Лучше ширина.
Чем ваши качающиеся акимы,
Еда, лежащая в миске их собаки,
Лучше.
Чем ваши иностранные инвестиции, не превосходящие чиновников,
Лучше новорожденный скот весны.
Чем много черной нефти,
Лучше навоз коровы,
Которая печет хлеб из лепешек.
Чем ваша «проданная земля»,
Лучше могила, оставшаяся у врага,
Говорящего «Это было твоего отца!».
Чем пустое название «село в тепле»,
Даже если это будет как у Алдаркосе,
Лучше шуба Алдаркосе! —
так, в поединке с Абилькаиром Сыздыковым, не нарушая чистоты прозы, он разогрел атмосферу айтыса своим возвышенным мышлением.
Пока живы его бессмертные стихи, поэт Оразалы никогда не умрет!..
«Конечно, холодное горе, холодное горе,
Но народ не остудит своего сердца.
Если народ не забудет тебя,
Прощай, народ тебя не забудет!..» — если сказать, как Мукагали, время никогда не скроет тебя.
Итак, пусть земля тебе будет пухом, пусть вера твоя будет в раю, Оразалы!.. Во имя твоего духа мы посвящаем Коран!..
Даурен ЕРМЕКБАЙ