Учитель – пропагандист политики цивилизованного развития нашего государства в школе. Он является эталонным образом нашей Независимой страны в школе и внешкольном обществе своим делом, словом и культурой поведения. Поэтому я считаю, что повышение престижа учителя путем улучшения его учебно-методических, социально-материальных условий должно стать одним из основных приоритетов государственной политики в области образования.
В связи с этим государство уделяет приоритетное внимание в своей образовательной политике всесторонней поддержке учителей школ. Для повышения престижа учителя в глазах общества, Указом Главы государства, высшая награда в стране – звание Героя Труда Казахстана с вручением знака «Алтын жұлдыз» и ордена «Отан» – была впервые вручена учителю. Это свидетельствует о том, что труд школьного учителя в стране почитаем и высоко ценится.
Престиж учителя формируется в основном из внутренних субъективных и внешних объективных факторов. Внутренние субъективные факторы – это отношение учителя к своей педагогической деятельности, его отношение, поведение, личная культура, образованность, деловые качества, организаторские способности, доброта и сострадание, а также творческий труд и поиск нового. К внешним объективным факторам, во-первых, относятся учебно-материальные, учебно-методические, административно-организационные условия для правильного труда учителя в школе и внутришкольная психолого-педагогическая атмосфера; во-вторых, внешкольные факторы – это заработная плата учителя, награждение за педагогический труд, всесторонняя поддержка учителей со стороны государственных органов исполнительной власти, пропаганда образцов через средства массовой информации, отношение родителей и т.д. Эти два фактора тесно взаимосвязаны.
Теперь, когда наша Независимость всесторонне укрепилась, а экономика страны направлена на подъем, учителя нуждаются в материальной поддержке со стороны государственного бюджета наравне с другими местными органами управления. Стратегия повышения заработной платы учителей определена в стране, и теперь, я думаю, следует продумать пути для решительных новых шагов. Основной силой, реализующей новое обучение, являются молодые учителя. А привлечь и удержать молодых учителей в школе сейчас очень сложно. Потому что их заработная плата недостаточна для удовлетворения жизненных потребностей. Я считаю, что необходимо срочно внести изменения в аттестационные мероприятия, чтобы предотвратить переход молодых учителей на другую работу. Например, необходимо создать условия для постоянной высокой заработной платы учителям с педагогическим стажем до десяти лет. А условия повышения дополнительной заработной платы после десяти лет должны определяться в зависимости от бюджета. В нынешнем порядке расчета и установления заработной платы стаж работы более двадцати лет не всегда учитывается. Если мы не будем бороться за молодых учителей уже сейчас, то через пять-десять лет в школах будет еще больший дефицит учителей, чем сейчас.
Например, молодому специалисту с высшим образованием устанавливается оклад в размере 54 506,76 тенге в общем разряде до истечения определенного аттестационного срока, помимо этого удерживается сумма для отчислений в подоходный налог и пенсионный фонд. Так как же должны жить молодые учителя с недостаточной зарплатой? Учитывая, что в городских казахских школах преподают молодые люди из сельской местности, у них нет и жилья. После того, как такой учитель, работая изо всех сил, достигнет разряда через 3-5 лет, его первоначальная заработная плата увеличится всего на 10 000 тенге, то есть составит 64 506 тенге. Эти примеры составляют основу нынешней заработной платы учителя. А дополнительные выплаты к ней настолько малы, что стыдно говорить. Например, за проверку тетрадей платят 3 139 тенге, за классное руководство – 5 309 тенге. В такой ситуации учитель не хочет ограничиваться 18 часами по тарифной ставке. Он даже стремится взять дополнительные 9, 18 часов. Но это неизбежно сказывается на качестве труда учителя из-за тяжелой нагрузки.
Также считаем, что государственные награды за труд учителя, такие как «Отличник образования», медаль имени Ы. Алтынсарина и т.д., должны быть подкреплены финансово. То есть, было бы замечательно, если бы владельцы этих наград получали дополнительную ежемесячную заработную плату в соответствии со своим уровнем и статусом.
Нельзя не упомянуть один аспект, влияющий на повышение престижа учителя. Это образованность учителя. Это особенно актуально для молодых учителей. Конечно, среди молодых педагогов немало кадров с глубокими знаниями, передовым мышлением и творческими стремлениями. Тем не менее, нас огорчает, что квалификация молодых учителей, пришедших из педагогических учебных заведений, в частности, их знания, не отвечают требованиям современной школы. Причин этому может быть много. Но среди этих причин, на наш взгляд, самой значительной является тот факт, что в педагогические учебные заведения в основном принимаются выпускники, набравшие по системе «ЕНТ» 50-60 баллов. Известно, что такие студенты ставят своей целью получение диплома о наличии базового образования, а не работу в школе. Мы надеемся, что вопрос отбора будущих учителей из числа действительно образованных выпускников будет решен. Если заработная плата учителя будет нормализована, то мы будем искать место для работы учителем, а не испытывать дефицит учителей. Проблема жилья для молодых учителей также является крайне насущной. Особенно молодые педагоги, приезжающие в городские школы, в основном выросли в сельской местности. Им, не имеющим жилья в городе, квартиры должны предоставляться вне очереди по коммунальной системе. Это способствовало бы повышению престижа учителя и привлечению в школы молодых специалистов.
Одним из средств распространения общественно-массовой информации о престиже учителя являются печатные издания и телевизионные каналы. Однако в последнее время телевизионные каналы, похоже, сместили фокус с созидательных успехов в школах страны на случайные негативные явления. Конечно, как и пять пальцев не бывают одинаковыми, мы не можем сказать, что в сфере образования полностью отсутствуют негативные ситуации со стороны учителей. Тем не менее, в некоторых передачах учителя изображаются как негодяи, хулиганы, взяточники, невежды, не достойные звания учителя. Мне кажется, что в школах все чаще показывают недостатки. Конечно, мы не намерены критиковать телевизионные программы. Но если телеканалы являются распространителями мнений для широкой общественности, то и широкая общественность должна иметь возможность высказать свое мнение и оценку по этому поводу. Причина, по которой я говорю об этом, заключается в том, что в будущем было бы очень хорошо, если бы сотрудники телевидения уделяли больше внимания хорошим телепередачам, которые повышают престиж учителя. Все сказанное в конечном итоге напрямую связано с качеством образования, получаемого в школе, и престижем учителя.
Суть всех слов – несмотря на любые трудности, учителя сохраняют свою гражданскую совесть. Если понимать гражданскую совесть так, как говорил Шакарим, то у каждого человека есть «Скромность, справедливость, милосердие – вместе это совесть». Именно эти скромность, справедливость и милосердие поддерживают нынешнюю школу. Мы твердо верим, что если мы укрепим эту совесть в наших учителях, они будут неустанно трудиться в подготовке молодого поколения к выполнению любых задач, поставленных страной.
Аягуль МИРАЗОВА,
Герой Труда Казахстана
АЛМАТЫ