С радостью услышали новость о возобновлении подготовки педиатров. Это было очень важное решение. 5-6 лет назад факультеты педиатрии в медицинских вузах страны были закрыты. Ошибочность этого шага своевременно озвучивали опытные врачи. Но тогда, то ли в подражание медицине развитых стран, то ли по другим причинам, мнение квалифицированных специалистов, даже врачей-ученых, таких как Камал Ормантаев, не было учтено. Известно, что медицина передовых стран, экономика которых стремительно развивается, также идет вперед. Не учли, что нам еще рано сравнивать наш уровень с их уровнем.
Сейчас после окончания общей медицины молодой специалист проходит двухгодичную интернатуру, а затем еще два года учится в резидентуре, чтобы стать детским врачом. Несмотря на девятилетнее обучение молодежи в медицинских академиях и университетах, время показало, что специальность педиатра не готовится должным образом ни по количеству, ни по качеству. В соседнем государстве, России, когда возникла аналогичная проблема, врачи и специалисты доказали необходимость педиатрического факультета и отстояли его, не дав закрыть. В любую специальность, в том числе и врачебную, без призвания человека невозможно прийти. Увидев первую кровь, испугавшись, не выдержав трудностей при изучении анатомии человека, некоторые молодые люди бросают учебу. А главное отличие педиатрии от других областей медицины – это сложность работы с детьми. Те, кто хочет стать детским врачом, должны иметь стремление к этой профессии. Нужно любить детей, душой болеть за них. Только вложив в это все свое сердце, он сможет стать хорошим специалистом. Нельзя не учитывать и психологическую сторону этой профессии.
Я сказал, что работать с детьми трудно, и хочу повторить. В любой области медицины результат лечения возможен только при правильной постановке диагноза. В этом и заключается сложность педиатрии. Например, взрослый человек сам расскажет, как он болеет. Еще до обследования различными аппаратами, по информации, полученной от пациента, можно предположить не менее 50% диагноза. А ребенок не может сказать? Любая мать может не суметь достаточно подробно описать болезнь ребенка. Недавно в нашу больницу в тяжелом состоянии поступил трехлетний ребенок. После еды он не мог лежать, не мог ходить, вставал на четвереньки. Что скажет трехлетний ребенок? Размышляя над этим, врачи решили обследовать внутренние органы ребенка. У ребенка была киста поджелудочной железы, очень больших размеров. При приеме пищи она сдавливала желудок, а когда ребенок вставал на четвереньки и наклонялся вниз, пища частично проходила, и ему становилось немного легче. Мы сделали операцию и удалили этот паразит. Вот, из-за отсутствия педиатра время шло, ребенок страдал, диагноз был поставлен только в областной детской больнице. А если бы в медицинских вузах по старой традиции существовал педиатрический факультет, будущий врач в течение 6 лет изучал бы только организм ребенка и его болезни. К тому же студенты с 2-3 курса проходили