Слава Аллаху, мы обрели независимость, собрались с силами, стали народом. Сколько эпох прошло через голову этого казаха, сколько жестоких войн, сколько раз он падал в бездну истории, казалось, навсегда. Если бы я обратил свой взгляд на горькие деревни истории, мой верный, как скакун, сердце забилось бы, забилось бы в муках. Любой, кто читает историю народа, изливавшего кровь от тоски, несомненно, окажется в ужасе, в бедственном положении. С тех пор, как открылся купол Казахии, она не видела конца ужасным войнам и кровавым битвам. Те, кто позарился на эту необъятную землю, кто хотел подчинить себе, были ослеплены, а те, кто хотел поработить, были свергнуты. Однако со временем, из-за внутренних раздоров, он разложился и застыл, надев ярмо рабства. Было трудно развеять эти черные тучи, сгустившиеся над казахами. Не заметив, как мы попали в колонию русских, стремясь остановить притеснения башкир, бешенство чжурчжэней и натиск ойратов. Так мы остались без государственности, стали рабами. Сколько веков прошло, сколько лет ушло, сколько рек бушевало, сколько иссякло? Это известно одному Аллаху. Так произошли Актюбинская и Казанская революции, началась классовая борьба. Даже после падения белого царя волнения не утихли. Лозунги «Равенство» звучали, и покой в стране был нарушен. Суматоха, шум! Казахская интеллигенция тоже подняла голову. Собрались. Объединились.
Если остановиться на этом вопросе подробнее: «5 декабря 1917 года казахская интеллигенция собралась на II Всеказахском съезде в Оренбурге. В самом престижном здании города Оренбурга, в бывшей резиденции генерал-губернатора, переданной комиссару Тургайской области А. Бокейханову, в течение недели обсуждалась судьба казахов. Из Семипалатинска прибыли сын Абая Турагул, внук Кенесары Азимхан, духовный лидер казахов Ахмет, гордость нации Алихан, острый, как нож, Жаханша, гордость всех алашей Магжан, Халел, Мустафа, Мухамеджан, Миржакып, Жусупбек – всего 82 человека, в общей сложности около 300 человек. Все они были легитимными делегатами, избранными на волостных и уездных съездах. В это время Халел Габбасов объявил постановление съезда:
«Земли Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, казахские уезды Ферганской, Самаркандской областей и Амударьинского региона, прилегающие области Закаспийской области, Алтайской губернии, с единым народом – казахами, с единой кровью, бытом, языком, создают национальную территориальную автономию. Казахская автономия – пусть называется Алаш! Пусть будет создан Национальный совет, его название – Алаш Орда, место пребывания Алаш Орды – город Семипалатинск».
На пост председателя Алаш Орды претендовали Бактыгерей Кульманов, Айдархан Турлыбаев, Алихан Бокейханов. В голосовании приняли участие 40 человек, и Бокейханов стал председателем правительства Алаш Орды. Это были первые выборы, проведенные в Казахстане на республиканской основе в соответствии с демократическими принципами.
«12 декабря, в полдень, в 3 часа дня, автономия «Алаш» была провозглашена и получила свое имя. Над головами детей шести алашей была воздвигнута белая юрта, поднят флаг Алаша. Автономия была нашей пожизненной целью. Да здравствует автономия Алаш!» – писал Алимхан Ермеков 22 января 1918 года в газете «Сарыарка». Таким образом, есть все основания называть Алашскую автономию, проект которой был разработан на съезде, первой Республикой казахов. Однако ее век был недолог. Не осталось никого, кто не попал бы в кровавые сети Советской власти, из которой капала кровь. То есть, навесив на себя ярлык врага народа, их уничтожили, как овец.
Разве они не боролись за нас?! Алихан, Халел, Жусупбек, павшие от пуль за Алаш, Ахмет, Магжан, Миржакып, казахские интеллигенты, которые боролись, чтобы просветить казахов и вывести их из тьмы к рассвету, взяв перо в руки как оружие, подверглись преследованиям и были расстреляны. О, братья! О, дети Алаша! Вот, наступающий год, то есть 2017 год, является 100-летием Алаш Орды. Исследуем ли мы полностью этих деятелей Алаша, отдаем ли мы им должное уважение?! Ценим ли мы этих благородных предков?! К сожалению, мы ограничились небольшими собраниями и праздничными концертами.
Как молния, упавшая с неба,
Я направил голову в молнию.
Словно жемчуг, добытый из моря,
Избрал самое ценное.
Как кочевники, ушедшие далеко,
Оставили свои кладбища, о, мир!
Ушли лучшие из аула,
Остались худшие, о, мир! –
Сказано так, мы погрузились во тьму, потеряв наших дорогих. О наших благородных предках, родившихся ради этой земли, истекавших кровью и задыхавшихся в ней, можно было бы говорить долго, изливая боль. Почему бы не присвоить имена казахских интеллигентов, которые собирались у старого Иртыша и чьи ноги коснулись этой земли, всем школам, ведь Семипалатинск был столицей Алаша?! Неужели нет таких гигантов, которым можно было бы дать имена вместо номеров?
«Легко на языке», «легко запомнить», – говорят некоторые. Позор! А если бы имена этих героев были присвоены, каждый школьник глубже узнал бы свою историю. Каждая школа могла бы открыть отдельный класс для каждого своего героя и проводить исследования. Как было бы замечательно проводить конференции и организовывать «Алашские чтения»?! Во-первых: мы бы выполнили свой главный долг перед историей, перед нашими предками.
Во-вторых: это способствовало бы предотвращению таких недугов, как «местничество» и «родовая вражда». Каждая область, каждый город восхваляет только тех интеллигентов, которые вышли из их земли. Почему? Потому что отсутствует чувство национализма. Разве они не были рождены на благо всего казахского народа?! Мы разделены и страдаем из-за отсутствия национализма в наших сердцах. Национализм – это не порок. «Национализм – это любовь к своему народу», – говорил Ахмет.
В-третьих: это стало бы примером для последующих поколений. Сколько лет мы страдали, говоря, что они были скрыты, что мы не смогли их оправдать, не смогли о них рассказать. Если бы старшие нашего народа взялись за это, все было бы исполнено. Мы сейчас суетимся из-за экономического кризиса. С Божьей помощью мы преодолеем все это. Самое главное, самое первое, что у нас сейчас есть – это кризис, духовный кризис. Если мы споткнемся на нем, нам будет очень трудно снова подняться. И так уже растет множество бездуховной молодежи. Давайте думать о будущем.
Мой Алаш! Мой дорогой казах, если твой дух не состарится, я верю, что вы не закроете глаза на эту критику и предложение. Только объединившись, мы сможем добиться успеха. Казах говорил: «Груз, поднятый сообща, легок». Пробудитесь, молодежь, в которую верил Магжан! ПРОБУДИСЬ, КАЗАХ!!!
«Свирепый, как лев,
Могучий, как тигр,
Сильные крылья, как у ор