Родился 15 июня 1797 года (по некоторым данным 13 февраля 1800 года) в Тороцко (Тороцкосентдьёрдь, Трансильвания). Умер в 1897 году в Колошваре, почти в возрасте ста лет. Филолог, философ, естествоиспытатель, член Венгерской академии наук. Занимался географией, ботаникой, математикой, языкознанием, историей, статистикой, экономикой, теоретическими вопросами музыки, эстетикой, искусствоведением, педагогикой.
Последний представитель трансильванских полигисторов. Инициировал и реализовал множество реформ в сфере образования. Помимо английского, немецкого, французского и других европейских языков, владел русским, санскритом, тюркским, ивритом. Автор более 50 научных трудов. Его статья этнографического характера под названием «Киргиз-казахи» была опубликована 15 ноября 1835 года в издании «Воскресная газета» (Коложвар). Эта статья хранится в Национальной библиотеке Венгрии имени Иштвана Сечени в Будапеште. Качество бумаги старой газеты ухудшилось, и она была записана на диафильм.
Данных о пребывании Брашшаи в Средней Азии, Казахстане нет. В статье встречается много старых венгерских слов и выражений, не используемых в современном венгерском языке. Судя по его записям, ученый, вероятно, черпал сведения о казахах из исследований не одного, а нескольких русских ученых, но не ссылался на то, чьи труды использовал. Невозможно, чтобы член Венгерской академии наук и признанный в научном сообществе того времени, прогрессивный ученый своего времени, не знал казахов досконально и приводил эти данные. Во всяком случае, это первое известное на данный момент мнение о казахах в венгерской науке. Так нас впервые узнали венгры. Исследовательская статья впервые переведена и опубликована на казахском языке. Это письмо имеет большое значение для осмысления нашего прошлого и настоящего, для самопознания. В этом исследовании, написанном в год рождения Шокана, за десять лет до рождения Абая, представлен образ казаха XIX века.
Шамуэль Брашшаи. Киргиз-казахи. Воскресная газета. (Kirgiz-kozakok. Vasarnapi Ujsag) Коложвар. 15 ноября 1835 года.
В Азии, колыбели человечества, растет множество народов. Есть народы, которые живут, как в прошлые века, распространяются, как дикие пчелы, и наполняют народы с развитой культурой свежей кровью. Среди этих народов есть один кочевой народ. Его хорошо знают только русские, потому что они живут на азиатской окраине своих границ. Причина, по которой этот народ интересен нам, заключается в том, что жизнь наших предков саков не сильно отличалась от жизни этих кочевников.
I. Места обитания и кочевий. Происхождение. Общие сведения.
Определить восток и запад мест обитания киргиз-казахов несложно. С одной стороны – Каспийское море, с другой – крепости, построенные на окраине царства для защиты от набегов степных народов русских. Подобные крепости были построены и на восточной стороне страны в качестве защиты от Китайской империи. Определить южную границу не так просто, потому что она примыкает к земле другого кочевого народа – туркменов, между которыми нет четко обозначенной границы.
Места обитания – необъятные неосвоенные степи. Взгляд скользит по необитаемым лесам и песчаным пустыням. В суровых степях времена года редко меняются. После изнуряющей жары внезапно ударяют морозы, и термометр Реомюра опускается до тридцати градусов. У нас такой холод, возможно, не случался даже в морозную зиму 1829-1831 годов. Бураны и шквальные ветры срывают юрты, опрокидывают деревья, уносят людей и скот. Вскоре после такого сильного холода наступает невыносимая жара. Растения вянут, трава сгорает. Роса выпадает редко. Песок горит, как огонь. Несмотря на это, здоровье киргизов крепкое, а мышцы сильные.
Согласно их легендам о происхождении, предки пришли из Крымского пролива: «У хана Кундугура было две жены, от обеих были дети. Хан умер, и дети от старшей жены отстранили своих братьев от наследства. Таким образом, сироты, лишенные своей доли, отправились бродить по степи с 33 спутниками. Долго путешествуя, они взяли жен из соседних стран и стали народом. Так их стали называть сорока киргизами (сорок воинов или князей) (их число, вероятно, было сорок), и их потомки также носят это имя. Эта легенда имеет сходство с легендой, связанной с историей Рима.
Киргизы состоят из 3 орд. Большая орда – 75 тысяч, средняя – 165 тысяч домов, малая – 60 тысяч домов. Если считать по пять-шесть человек в каждом доме, то вся нация составляет около двух миллионов человек.
В древности это был сильный и единый народ, но после смерти ханов он разделился, и впоследствии эта вражда усилилась. Каждая орда внутри себя делилась на племена, которые назывались именами своих предков. Племена делились на роды, а роды – на многочисленные ветви. Каждая орда, племя делится на аристократию (то есть благородных) и простолюдинов (черный народ). Чтобы войти в первую группу, нужно быть ханом, сыном хана или султаном. Их святых почитают как чистых аристократов.
По традиции, киргиз никогда не сидит на одном месте, он кочует. На рассвете садится на коня и пасется. Есть зимние пастбища, есть летние. Они постоянно переезжают. Чтобы подчинить этот кочевой образ жизни строгому порядку, за каждым родом закреплена часть территории. Малый жуз – на берегу реки Сырдарья, средний жуз – у подножия Улытау, большой жуз кочует на окраине Китайской империи.
Такое разделение постоянно приводит к ожесточенным войнам. Роды воюют друг с другом, иногда целые династии враждуют, проливая кровь. Народы, живущие верхом на лошадях, никогда не живут в мире и согласии. Такие милосердные, благословенные качества, вероятно, присущи народу, привязанному к ремеслу, занимающемуся земледелием и ремеслами. Так стоит ли сожалеть о том, что мы не так часто ездим верхом, как наши предки?
Учитывая, что этот народ делится на орды, племена, роды, и ими правят ханы, султаны, байи, каждая орда должна иметь сильную власть, а вожди родов должны подчиняться своему лидеру. Однако это совсем не так: отсутствие или неисполнение законов, безнаказанность преступлений приводят киргизов к анархии, к нескончаемой анархии. Великая орда заявляет о своей независимости, но это лишь мечта. Нуждается в защитнике, господине. В некоторых местах – под властью султана Кокандских татар, в некоторых – Китая, в некоторых – Российской империи. От этого киргизам еще меньше стабильности, потому что мусульмане не считают, что в союзе с христианами есть благо.
То есть, если это выгодно киргизам, киргизы сегодня подчиняются русским, завтра становятся налогоплательщиками Китайской империи. Они склоняются и подчиняются, пока не появится удобный момент для нападения и грабежа караванов. Они не проявляют верности своим лидерам и вождям. Если их преследуют за преступление, они прячутся под крылом хана, платят ему за покровительство. Не думают о своевременной уплате общих кредитов, налогов. Повторение слов Корана о том, что нужно отдавать одну сороковую часть своего имущества правителю, не приносит пользы. Китай берет одну корову из ста, одного из тысячи овец в качестве налога, и это для него дорого. Ежегодно киргизы приходят в китайский дворец, кланяются и выражают почтение, но получают мало взамен.
Народы, находящиеся под властью русских, сами избирают своих ханов, старейшин, биев, батыров и султанов.
Если простолюдины хотят, чтобы ими управляли бии, батыры, знатные люди, то они не выходят за рамки того, чтобы быть лидерами определенной группы, династии. Можно увидеть султанов, хвастающихся своим превосходством на границе с русскими, но на самом деле у них нет ни авторитета, ни власти. Признак республики, проглядывающий из тени стоглавой монархии, – это частые собрания народа. Иногда обсуждаются насущные вопросы, собираются лидеры и избранные люди каждого рода, и эти собрания напоминают порядок в современной Польше. Собрание открывают самые компетентные, самые крупные люди, спорят и не получают ответов. На следующий день это продолжается. Редко когда не заканчивается криками и драками.
Таковы недостатки системы управления. Теперь рассмотрим их древние законы. Когда-то у них были свои Миносы, Ликурги. Приведем несколько указов хана Тауке:
«За убийство – смертная казнь, за глаз – глаз, за нос – нос:
Родственники убитого сами назначают наказание, это называется барымта.
За жизнь человека выплачивается «выкуп». Выкуп за мужчину – тысяча овец, за женщину – пятьсот овец. За отсечение большого пальца – сто овец, за мизинец – двадцать овец.
Украденное имущество должно быть возвращено в 22-кратном размере. Убийство при краже считается двойным преступлением.
За преступление отвечают и родственники, они же платят штраф.
Для доказательства преступления необходимо наличие трех свидетелей.
Запрещено приходить на собрания с оружием».
Сегодня эти законы забыты и остались в забвении. Даже кража не считается преступлением. Для смертной казни нужен указ хана. Этот вид казни заключается в том, что два разбойника с двух сторон накидывают веревку на шею преступника и душат его до смерти. Тело убитого привязывают к хвосту лошади.
Если преступник не умирает, его полуобнаженным раздевают, обтирают лицо льдом, вешают на шею черный кусок ткани и, привязав веревкой к хвосту лошади, гонят за лошадью.
Виды наказаний грубые, жестокие, неуправляемые, и таков характер всей государственной политики. Не созданы для подчинения, в их языке нет слов «правитель» и «подчиненный». Их крепость – полынная степь. Если бы у них не было такого характера, они бы давно подчинились одной из соседних крупных империй. Они, как и арабы, предпочитают смерть такому положению.
II. Образ жизни – Одежда – Места обитания
Лица киргизов не такие плоские, как у калмыков. Их маленькие черные глаза, маленькие рты, выступающие скулы, борода под подбородком делают их ближе к монгольской расе, чем к тюркской. Как и эти две расы, тело киргизов крепкое, среднего роста, стройное и пропорциональное. Благодаря благоприятному климату, отсутствию трудностей и усталости, их здоровье безупречно, а жизнь долгая. Глаза острые, с расстояния 5 километров различают цвет мельчайших предметов. Они хладнокровны и довольны малым, в этом они похожи на арабов. Однако иногда могут обходиться два дня без еды. Физическая сила у них удивительная. Доказательством этому служат их любимые игры. Киргиз привязывает овцу к седлу лошади и проносится среди людей, один из этих людей должен схватить и вырвать овцу из рук скачущего всадника.
Самая важная задача кочевого киргиза – играть верхом на лошади. Не успев вылезти из колыбели, они садятся на самую резвую лошадь, держась за гриву. И мужчины, и женщины ставят ноги в стремена, обхватывают корпус лошади и сидят прямо в седле.
Восточная, широкая одежда, которую носят киргизы, удобна для их повседневной беспокойной жизни. Мужская одежда называется чапан. Летом они носят два, зимой – несколько. Пояс, к которому прикреплены нож и кошель (это мешок для стали, латуни, табака и печати). На голову надевают круглый головной убор, а в дороге – еще один сверху. Летом носят остроконечную белую шапку из шерсти, зимние головные уборы шьют из теплой кожи. Штаны вышивают золотом, и они настолько широкие, что их носят поверх верхней одежды. Наконец, носят обувь с высоким каблуком и острым, изогнутым носком. Иногда эта обувь покрывается бархатом. Одежду шьют из сукна, бархата, хлопчатобумажной ткани, привезенных из русско-татарских земель или из Китая. Бедняки сами готовят грубую ткань для шитья одежды. Ткут одежду из шерсти и холста. Здесь также изобилие с одной стороны и нищета с другой. Развитие и бедность не идут рука об руку. Одежда богатых имеет воротники, отделанные золотом, украшенные серебром. Киргизы любят украшения, предпочитают алый или красный цвет. Их пояса также украшены, инкрустированы серебряными монетами, бирюзой.
Киргизы бреют головы наголо. Молодые парни плетут косы. Носят бороды. Подобно народам с поздно развитой культурой, они прокалывают носы своим самым красивым детям и надевают кольца.
Женская одежда мало отличается от мужской, разве что отсутствием украшений. Они носят много украшений, надевают на шею, грудь, руки серебряные монеты, кольца, бусы. Замужние женщины носят головной убор, похожий на кивер, с заостренным верхом. На верхнюю часть прикрепляется бахрома из шелка или тонкой ткани. Она спадает на плечи и спину. Лобная повязка под бахромой покрыта заячьим мехом и украшена бусами, иногда драгоценными камнями. Шапки девушек украшают камнями, перьями птиц. Они, как и девушки, плетут волосы или прячут их под шапочкой или спускают до пяток. Когда они красят лица красной и белой краской, они затмевают нежных европейских женщин.
Киргизы ездят на казахском седле. Женские седла часто покрывают бархатом. На праздники, в гости или при переезде они надевают свои самые красивые чапаны и садятся на самые красивые седла.
Исходя из этого, можно сказать, что этот народ отличается любовью к богатству и роскоши. Удивительно, что они не знают красивого и полезного ремесла. Не могут жить без оружия, но сами его не изготавливают. Грубые копья и стрелы привозят из Китая, мечи и топоры – из Ирана. У них есть оружие для защиты, доспехи и шлемы. Кроме этого, другого оружия у них нет. Вместо опоры для мушкетной винтовки они втыкают в землю треногу и целятся, поставив на нее оружие.
Во время войны киргизы подают сигналы выстрелами. Развевая свои знамена, они отмечаются, то есть повязывают на руки полосатую ткань, ситец. У каждого рода есть свой клич. Например, клич рода Таба – Тостаган. Клич рода Кердери – Кожа Ахмет. У ханов и султанов клич особый, его не должны произносить простолюдины. А если поднимаются все киргизы, их общий клич: Алаша, Алаша! В древности их общим знаменем было знамя Мухаммеда. Его долгое время хранил один султан, его жизнь и слава были в этом знамени. Но эта традиция исчезла. Народ, забывший традиции предков, – это не только киргизы.
Если подойти к жилищу киргизов, увидим настоящий патриархальный образ жизни. Их жилище называется кибитка или юрта, то есть полусферическая палатка. Стены покрывают толстым войлоком. Круглое отверстие вверху можно открывать и закрывать по желанию. Это и окно, и дымоход. Высота их палаток – 6 шагов, ширина – 3-5 саженей. Стены привязывают к кольям, вбитым в землю, веревками. Дверь делают из холста или дерева, стены юрты летом украшают циновками, зимой – коврами, сотканными из разноцветных ниток.
Палатки простого народа покрыты серым войлоком, а палатки господ – белым войлоком. Султаны покрывают внешнюю сторону своих палаток красным, а внутреннюю – бархатом. На стенах вешают оружие, седла, чайную посуду, бурдюки. На полу, на коврах расставляют различную домашнюю и кухонную утварь.
Таким образом, в легком жилище казаха собраны все необходимые вещи. Этот дом можно разобрать за полчаса, погрузить на верблюда и переехать в место, удобное для выпаса скота, с обильной травой и водой.
Бесконечные дороги не утомляют киргизов, наоборот, ежедневные перемены радуют их. Сидеть привязанными к земле для них было бы тяжелым наказанием. Летом радость этого кочевого образа жизни тысячекратна, а зимой – оковы нужды. Не имея возможности выйти из юрты, занесенной глубоким снегом, они страдают, запертые в тепле домашнего очага и дыме костра.
Встав с постели, киргизу открывается путь к свободе. Нет большего счастья для киргиза. Радость праздников приносят: кумыс, арак (палинка, сваренная из риса6), курт, бешбармак (означает пять пальцев, готовится из мелко нарезанного мяса). Ночью любят рассказывать удивительные сказки, как арабы. Играют на сыбызгы и балалайке, тем самым развлекаются.
Им нравятся осенние дни, долгие темные ночи. «Осень – время походов и развлечений, жадного барымты», – говорят киргизы. Хотя киргиз никогда не ночует один, большое количество людей не помещается в одном месте. Даже если они сами помещаются, их стада занимают огромное пространство. Поскольку человек склонен жить в обществе, они привыкли жить, собираясь вместе несколькими родственными семьями. Это вскоре превращается в народ, который называется аул. Однажды объединившись, они никогда не расстаются.
Несмотря на то, что земля разделена на орды (жузы), каждое племя, род может остаться на своей земле. Киргиз – раб своего скота, содержание и выпас скота – его любимое занятие. Для этого летом нужны широкие, ровные места, зимой – близкие друг к другу защищенные холмы, песчаные места, где можно пить талую воду, места с камышом, тростником, кустарником для выпаса верблюдов. А это вынуждает менять место жительства. Еще одна причина кочевания – сильные изменения их земель. Реки Димас и Баскатыс, описанные землемерами древности, высохли. Исчезла и река Кызылдария. По словам старейшин киргизов, когда-то воды Арала омывали подножия гор Сары булак и Коктырмак, а сейчас озеро находится в 8 километрах от гор. Сами эти природные явления бессильны уничтожить местное население.
III. Духовные ценности. Традиции. Культура
Киргизы боятся менять свой образ жизни. Проявление человеческих качеств – это необузданная дикость. У них нет ни воинской мощи древних саков, ни мягкости южных народов Востока, они похожи на первых своей дерзостью, а на вторых – своей бездеятельностью. Весь народ живет, как одноглазые великаны из древних эпох, ничего не делая. Не пашут землю, не сеют, верят только своим глухим богам.
Киргизы, склонные к хвастовству, любят выпрямляться и болтать, но это не смягчает их буйный нрав. К этому можно добавить их невероятную беспечность, легковерность и склонность к обману. Один китайский принц сказал о них так: «Эти кочевники держат слово только тогда, когда их наказывают за преступление»,
– говорит он.
Хотя они кажутся народом, довольствующимся малым и не думающим о личной выгоде, они яростно спорят из-за пустяков.
Последняя часть
Человек разный. Есть те, кто не желает ничего, кроме своей доли, и те, кто, как птенцы совы, открывают рот и ждут пищи. Если дать киргизу что-нибудь, вместо благодарности он протянет другую ладонь. Из человеческих качеств можно отметить уважение к старшим.
Их храбрость – это лишь быстрота. При нападении на окраины соседних земель они действуют скрытно ночью. Обычно они достигают цели с первого набега, если же нет, то вкладывают всю свою силу и храбрость. Хорошая пехота, сомкнувшись в строй, может победить киргиза. При обстреле они прячутся друг за другом, задыхаются. Когда киргизы напали на караван по дороге в Бухару, их испугали игрушечным оружием из меди (вероятно, посудой для приготовления пищи). Простодушные киргизы, подумав, что это ружья, бежали.
Их гостеприимству нет равных, но они не проявляют доброго отношения к враждебным народам. Слово барымта, как уже упоминалось выше, означает месть. Если во время барымты они потерпели поражение или захватили скот и имущество, преступник получает заслуженное наказание. Если пострадал один киргиз, он просит помощи у своих товарищей или спутников, чтобы разгромить поселение врага и угнать его скот. Они идут в аул противника и возвращают украденный скот. Таким образом, эти набеги не прекращаются, потому что каждая сторона стремится быть последней. Нарушители порядка, вместо того чтобы быть осужденными, восхваляются как «батыры», это слово означает храбрый, князь.
Они не променяют такую беспокойную жизнь и свои степи на другое счастье, на оседлый образ жизни. Среди них есть те, кто из-за бедности нанимается к русским и становится оседлым. Однако, накопив некоторое имущество и скот, они возвращаются в свои орды. Те, кто перешел за реку Урал на окраину страны, возвращаются и радуются родной земле. Султан среднего жуза по имени Сергазы долгое время жил в Санкт-Петербурге. Был главным стражником во дворце Екатерины II, но в конце концов вернулся на родину и умер настоящим киргизом.
Немного усмиряют этот буйный народ – их женщины. Они несут все тяготы домашнего хозяйства, всю жизнь. У них добрые сердца, они милосердны даже к рабам, их материнская любовь безгранична. Они – тюльпаны бескрайней степи.
Сыновей обрезают в возрасте от 3 до 10 лет. Рано садятся на лошадь, и, чтобы они пасли скот, им специально кладут подушку между ног и сгибают ноги. Киргизское коневодство – это дар материнского молока. Матери учат своих дочерей всем домашним делам, которые понадобятся им в дальнейшей жизни.
Главное условие брака – калым. Без его уплаты невесту не отдают. Однако жениху разрешается встретиться с невестой. В некоторых родах существует такая традиция: отец жениха устраивает угощение и приглашает муллу для чтения Корана. Жених надевает свою самую красивую одежду, садится на красивую лошадь, едет один в аул своей возлюбленной и просит разрешения. Строит белую юрту, привозит подарки и старается угодить невесте и ее родственницам. Вводит невесту в свою юрту и разговаривает с ней наедине.
После уплаты калыма жених с родственниками и друзьями собирается на свадьбу. По дороге встречает родственников невесты, они ожидают от жениха еще подарков. За то, что вырастили девушку, у них отбирают одежду, шапку, конскую упряжь. Когда все готово к свадьбе, мулла ставит молодых супругов в центр юрты, спрашивает, хотят ли они искренне пожениться, дает им выпить брачную воду и остатки разбрызгивает на окружающих. Головной убор невесты немедленно меняют на головной убор невесты, и невесту с женихом вводят в белую юрту. На следующий день он надевает свой лучший чапан и садится на великолепного коня с упряжью, привязанного перед домом накануне. Это знак чистоты невесты. В противном случае он рвет свой чапан, закалывает лошадь, разрубает юрту мечом и возвращает девушку в ее род.
Традиции, связанные с невестой, – это отдельная тема. Жизнь невесты полна трудностей. Она должна показать свою приспособленность к быту и, в день вступления в дом, встать рано и открыть дымоход юрты.
Киргиз может иметь несколько жен, но каждая живет в отдельной палатке. У каждой свой скот, табун, имущество, и каждая рожает детей.
Первая жена называется байбише. Все уважение – у этой женщины, и она командует в доме. Если ей не нравится дом, куда она вышла замуж, она может вернуться к своим родителям.
Перейдем от свадебных обрядов к погребальным, их также немало и они весьма торжественны. Когда киргиз умирает, его женщины рвут платья, царапают лица и оплакивают. Нет предела их хвалебным песням по усопшему. Такова традиция. Это оплакивание длится год. По истечении года из камыша делают его подобие, и на него выливают слезы, как на настоящего мертвеца.
Тело умершего моют, одевают в самую красивую одежду, заворачивают в белую простыню и кладут на ковер. Перед всей семьей мулла читает молитву. Проводят похороны и относят тело на кладбище. Один человек несет черный флаг, привязанный к длинной палке. В могилу вместе с ним кладут его оружие, седло, торжественную одежду. Черный флаг остается висеть до годовщины.
Некоторые роды большого и среднего жузов, умерших богачей, помещают в холщовый мешок и вешают на стену. Весной их отвозят в Туркестан и хоронят рядом с Кажи Ахметом. Там, посреди пустынной степи, в тени зеленых тополей, возвышается великолепное здание из обожженной глины, кирпича, с памятниками, башнями, надгробиями. Киргизы строят жилище для мертвых, только для мертвых!
Погребальные обряды и праздники, угощения идут параллельно. Но самое большое дело киргизов – избрание хана. Перед выборами проходят долгие споры. Султаны поднимают нового хана, как нашего городского голову, на белом войлоке и поднимают в воздух.
Затем народ передает хана из рук в руки, поднимает его, скандирует лозунги. Одежду хана нюхают, как будто нюхают какой-то священный предмет. Белый войлок, на котором подняли хана, разрезают, и его разбирают, как драгоценность. Русские способствуют дальнейшему развитию этого торжества. Например, в 1812 году, когда султана малого жуза Каргазу избрали ханом, русский военачальник из Оренбурга устроил пушечный салют, торжественный пир и блестящий бал, оказав ему почести.
Одним из проявлений многовековой культуры киргизов является их духовная жизнь, сила воображения. Песни и музыка – их любимое занятие. Пример этому – следующая песня:
„Latod ama’ havat?
Szerettem teste, fejerebb.
Latod a’ vert, mely ama’ leolt baranybol foly?
Arczai pirosbak.
Latod ezen eluszkolt fa torzsoket?
Haja feketebb.
Tudod-e mivel irnak khanunk mullaji?
Szemoldokei feketeebbek mint az o tentajok.
Latod eme’ tuzes szemet?
Szemei elevenebb fennyel ragyognak”.
Видел ли ты снег?
Тело возлюбленной белее его,
Видел ли ты кровь, текущую из зарезанного ягненка?
Щеки его краснее.
Видел ли ты эти обгоревшие стволы деревьев?
Волосы его чернее.
Знаешь ли ты, чем пишут наши ханы?
Брови их чернее их ресниц.
Видел ли ты этот огненный глаз?
Глаза его сияют более живым светом.
Киргизы любят импровизировать, соревноваться друг с другом по двое, трое или четверо. Их музыкальные инструменты: кобыз (похож на скрипку, но с открытым резонатором, струны из трех конских волос), сыбызгы (длинная тростниковая флейта), балалайка. Они любят слушать музыку, но в основном используют ее для лечения. Лечение от болезней в основном состоит из чтения молитв. Их пастухи знают звезды, но эти знания окутаны суевериями. Семь разбойников, например, по их мнению, это два всадника на белом коне, преследуемые черным конем. Их преследуют семь волков, и если волки догонят и съедят их, то, по их мнению, наступит конец света. Киргизы настолько преданы миру фантазий, что граница между реальным и воображаемым миром для них стерта.
Начало года, как и у всех кочевников, приходится на март, первый день называется Наурыз. Названия дней недели и дней недели взяты у персов: суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Счет лет ведется не от хиджры, бегства Мухаммеда, а по 12-летнему циклу, как у монголов. Каждый год называется именем животного.
В заключение скажем несколько слов о религии киргизов. Общеизвестная истина: одни читают молитвы из Корана, другие смешивают ислам, религию, проповедуемую Мухаммедом, с идолопоклонством. А третьи верят, что, помимо Бога, существует дух земного счастья или злая сила – Шайтан, и от него можно спастись, соблюдая пост, читая молитвы или с помощью амулетов, привезенных из хаджа в Мекку. Их суеверий нет числа. Они уверены, что духи умерших живут среди звезд как соседи добрых и злых сил, и их можно призвать на землю. Их колдуны говорят, что знают прошлое, настоящее, будущее, и если захотят, могут нагреть и охладить солнце, вызвать гром. Их называют балшы. Их гадалки, глядя на светлую кость овцы, рассказывают все. Их служители огня предсказывают будущее по цвету пламени, их звездочеты – по звездам. Бахсы – это гневные и устрашающие колдуны, которые криками и ударами плети изгоняют злые силы из больного.
В истории древних народов Европы также существовали различные безумные верования. Европейские народы когда-то были такими же буйными, как киргизы, но теперь они продвинулись вперед. А киргизы остались на том же месте, где были несколько веков назад. Они живут, как чужие люди, на неосвоенной земле. Если бы они исчезли сейчас, после них не осталось бы никакого следа. Как и многие народы, жившие до великого потопа, мы могли бы только предполагать, какими они были.
Венгрия, Будапешт-Сегед.
Перевод с венгерского языка Раушангюль ЗАКАНКЫЗЫ