Я в замешательстве по поводу небольшого интервью Султанхана Аккулы, опубликованного на портале «Әдебиет», под названием «Роман «Путь Абая» — это не идея Мухтара Ауэзова».
Хорошо, допустим, Султанхан прав. Но в чем новизна этой «правды»? Что в этом такого?
Во-первых. Девяносто девять процентов всех идей в мировой литературе, науке, музыке не принадлежат их авторам. В широком смысле, это заслуга четырех книг, одного яблока или соловья.
В узком смысле, опираясь на факты, все самые значительные произведения мирового искусства имеют своего «идейного владельца».
Например, говорят, что за идеей романа Льва Толстого «Война и мир» стоял отец Софьи Андреевны (жены Толстого). Существуют даже письма, где они обсуждают роман.
Роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» похож на историю собственной семьи писателя. Это идея его матери, о чем он сам пишет.
Многие произведения великого композитора Фредерика Шопена были созданы под влиянием и вдохновением Жорж Санд. Таких примеров множество.
Во-вторых. В упомянутой небольшой заметке также затрагивается тема «Первый «абаевед» — Алихан». Пусть будет так, это заслуженно. Но зачем снова поднимать спор о том, что уже давно сказано и признано? Если спорить, то первым «абаеведом» не окажется ли Какитай или Мурсеит Бикеулы?!.
Такое следует прекратить. Казахская литература — это здание, построенное из огромных гранитных камней, несокрушимое, как пирамида. Даже если вы будете подмазывать или расшатывать кирпичи здесь и там, от этого ничего не убудет ни у Абая, ни у Мухтара, ни у Алихана. Нет нужды, сидя за чашкой чая, нападать на личности и произведения, которые формировались веками, были запечатлены на бумаге, закреплены и стали авангардом, генетическим кодом казахской литературы.
По моему мнению, Султанхан просто высказал субъективное мнение в ходе разговора. В противном случае, он не тот человек, который будет сталкивать и противопоставлять великих деятелей прошлого и настоящего казахов. Не стоит искать в этом сенсацию и раздувать ее.
Из записи Талгата Ешенулы в Facebook