Недавно в Мажилисе Парламента состоялось расширенное заседание фракции партии «Нур Отан», на котором обсуждался ход реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы. На заседании речь шла не только о проделанной работе, но и о том, как осваиваются средства, выделенные на реализацию программы. По завершении заседания мы побеседовали с председателем Комитета Мажилиса по экономическим реформам и региональному развитию Нуртаем Сабильяновым по этим вопросам.
– После опубликования Послания Главы государства народу Казахстана в 2014 году при фракции партии «Нур Отан» в Мажилисе Парламента были созданы комиссии для контроля за освоением средств, выделяемых на реализацию государственной программы «Нурлы жол», – начал свой ответ на наш вопрос Нуртай Салихович. – Депутаты, входящие в состав комиссий, в ходе работы заслушали отчеты центральных государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора по реализации указанной программы. Также мы использовали данные региональных комиссий при областных маслихатах и работали совместно с ними.
Депутаты лично посетили объекты, строящиеся по программе, и провели встречи с предпринимателями, получившими кредиты. На местах был выявлен ряд проблем, по которым были сделаны соответствующие предложения. Для решения возникших проблем комиссии запрашивали дополнительную информацию у государственных органов и национальных холдингов. Однако не все с пониманием отнеслись к нашим запросам. Например, следует отметить, что по Комитету по развитию энергетической и индустриальной инфраструктуры, поддержке предпринимательства и деловой активности, который я возглавляю, было сложно получить информацию от Комитета государственных доходов Министерства финансов, касающуюся налога на доходы физических лиц.
– Каковы результаты освоения средств, направленных на реализацию программы?
– Сегодня работают четыре комиссии по контролю за целевым и эффективным расходованием средств, выделяемых из республиканского бюджета, а также из Национального фонда. Что касается выявленных проблем, то, по данным уполномоченных органов в направлении развития транспортно-логистической инфраструктуры, работы ведутся только по шести из одиннадцати запланированных коридоров. Строительство некоторых участков затягивается на несколько лет. Есть и те, кто судится из-за возникших споров. По состоянию на октябрь текущего года, введено в эксплуатацию 922 километра дорог. А работы на этих участках начались в начале 2013 года.
– В настоящее время по направлению Астана – Усть-Каменогорск освоено только 70% выделенных средств. В чем причина задержки запланированных работ?
– Если говорить о направлении развития транспортно-логистической инфраструктуры, то основной причиной задержки дорожно-строительных работ является дробление и распределение выделенных средств между множеством субподрядчиков. А участки для строительства дорог должны были выдаваться в соответствии с возможностями подрядчиков, их финансово-экономическим состоянием и, самое главное, наличием необходимой дорожно-строительной техники. Задержка начала работ и их начало к осени также оказывают свое влияние. Текущее состояние и темпы работ свидетельствуют о неэффективной организации с самого начала. Это вполне может привести к некачественному строительству дорог.
Во-вторых, в программе не указаны показатели прогнозируемой себестоимости одного километра дороги по каждой категории в разрезе автомобильных коридоров и по годам завершения строительства дорог. Вместе с тем, ни в АО «Казавтожол», ни в Комитете автомобильных дорог не создана единая система управления проектами. Это не позволяет управлять проектами. Приведу пример: по проектам, финансируемым из Национального фонда и бюджета, заказчиком является АО «Казавтожол», а по проектам, финансируемым международными финансовыми организациями, – Комитет автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию. Это также негативно сказывается на целостности системы управления.
– Расскажите, пожалуйста, о ходе работ по направлению строительства арендного и кредитного жилья, а также модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры, предусмотренных программой «Нурлы жол»?
– В текущем году на строительство арендного и кредитного жилья из Национального фонда было направлено 202,5 миллиарда тенге. По данным на 1 сентября, освоено 110,2 миллиарда тенге из этой суммы. Здесь есть несколько актуальных проблем, на которые стоит обратить внимание и которые повторяются из года в год. Это отсутствие экспертизы проектно-сметной документации и несогласованность действий местных исполнительных органов и застройщиков по проведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
В целом, на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах массовой застройки было предусмотрено 78,5 миллиарда тенге. Из этой суммы 50,7 миллиарда тенге были перечислены в области. В настоящее время освоено 95% этих средств. Как говорится, не все пальцы одинаковы, по разным причинам Северо-Казахстанская область (67%) и город Астана (69%) проявили нерасторопность в освоении выделенных средств по сравнению с другими регионами.
Комиссия, работавшая по данному направлению, выявила и ряд других недостатков. В основном они касаются низкого качества планирования и управления проектами. Поскольку конкурсные процедуры проводятся поздно, графики выполнения запланированных работ часто нарушаются. В результате выделенные средства не осваиваются полностью.
– Нуртай Салихович, как обстоят дела с освоением средств, предусмотренных на развитие индустриальной и энергетической инфраструктуры?
– В рамках государственной программы «Нурлы жол» предусмотрена реализация двух индустриальных проектов. Один из них – строительство инфраструктурных объектов специальной экономической зоны «Национальный промышленный нефтехимический технопарк» в Атырауской области стоимостью 233 миллиарда тенге. На это в 2014-2016 годах из республиканского бюджета и Национального фонда было выделено 103 миллиарда тенге. Срок запуска этого проекта может затянуться. Причина в том, что проектная документация инфраструктуры данного объекта не была подготовлена вовремя, и в нее еще вносятся изменения. Кроме того, в прошлом году выделенные на этот проект средства были освоены не полностью, на счетах осталось 21 миллиард тенге. Прогнозируется, что и в этом году около 17 миллиардов тенге останутся неосвоенными. Что касается второго индустриального проекта – строительства инфраструктурных объектов специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота», то из 68 соответствующих объектов принято 51, остальные объекты будут полностью сданы до конца года.
– Похоже, что вопрос поддержки малого и среднего бизнеса и деловой активности остается открытым…
– На льготное кредитование субъектов предпринимательства из Национального фонда было выделено в общей сложности 200 миллиардов тенге. Из них в прошлом году на программу «Нурлы жол» было направлено 50 миллиардов тенге. Что касается расходования этих и других средств, выделенных на поддержку предпринимательства, то выявлены нарушения финансового законодательства на сумму 8,7 миллиарда тенге по нецелевому использованию льготных кредитов.
Цель этих выделенных кредитов – развитие обрабатывающей промышленности, создание рабочих мест. В основном на это следует обращать внимание. Поэтому АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», АО «Банк Развития Казахстана» и АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» должны проводить полный мониторинг деятельности субъектов предпринимательства – участников программы с точки зрения целевого использования выделяемых средств и их влияния на рост объемов производства в обрабатывающей промышленности. В связи с такими проблемами комиссия разработала специальную форму предоставления информации по субъектам предпринимательства.
– Спасибо за беседу.
Беседовал
Алисултан КУЛАНБАЙ,
«Егемен Казахстан»