Функция поэта в ауле становится все более сложной с возрастом природы. Если раньше поэты описывали «видимое и невидимое» стихами, а затем занимались критикой, жалобами и пропагандой, то теперь они достигли уровня прозорливости. Действительно, никто до сих пор не смог так точно описать болезни казахского общества, как Абай. Однако в наше время считается неэтичным для поэта быть лидером и давать кому-либо советы.
Стихотворение Есенгали Раушана «Два слова о нашей независимости» в точности изображает социально-духовное состояние казахов за четверть века. Оно ставит точный диагноз. Множество мыслей объединяются в плотный стих. Писать стихи так просто и сложно одновременно требует не только владения техникой, но и глубокого понимания мировоззрения своего народа. Ведь у каждого народа есть тонкие нюансы и фигуры, которые он только сам может изобразить, заменить или использовать в качестве аналога. В далекой истории литературы образцом такого эксперимента широко использовался в «Божественной комедии» Данте.
Из этого стихотворения, состоящего из двух строф, мы узнаем себя и признаем, что оказались в «неопределенном» состоянии.
Что такое отсутствие – скажем, наличие,
Что такое счастье – получили, разделив.
Какое самое великое зрелище в мире?
Это когда конь, сбросив узду, скачет.
Есенгали Раушан – поэт, который владеет психологией читателя и свободно парит. У него широкое дыхание. Одними лишь казахскими народными стихами он выделил свой голос среди толпы. В своих стихах он не навязывает свое мнение, а приходит к решению, советуясь с читателем…
Мы, подобно «коню, сбросившему узду», тысячами способов, жестами, намерениями сломали железные оковы и достигли альтернативного понятия – независимости. Теперь скажите, какое великое зрелище может быть в истории человечества больше этого? Ведь каждый раз это казах, который является конем. Акан Сери не зря говорил Кулагеру: «Мое животное, которое я не отдам за девушку». Он чувствовал сходство, сущность в благородных движениях лошади. Аскар Сулейменов в своем романе «Адасқақ» устами Биржана Сала изобразил: «Где зеркало, которое покажет ложность лжи ярче, чем взгляд лошади?» Не кроется ли за этими словами глубокая печаль, страсть к свободе?!
В произведении Такен Алимкулова «Акбозат», написанном во времена Советской власти, есть эпизод, где быстрая лошадь обменивается на красивую девушку. В конце романа главный герой, обнимая убитого Акбозата, рыдает и говорит: «Ушел великий скакун из мира». В идее произведения этот скакун был отражением судьбы нации, которая теряется и разрушается, то есть страданием угнетенных казахов. Никакая цензура не может стать препятствием для настоящего писателя. Казахские писатели даже в то время смогли показать наш внутренний крик.
Поэт определил и обозначил тему этого стихотворения, назвав его «Два слова о нашей независимости». Если бы оно было названо просто «Два слова о независимости», то это стихотворение не смогло бы полностью выполнить свою задачу. После обретения независимости мы разграбили и разделили все имущество. «Номенклатурщики», как широко описано в эпистолярной публицистике Шерхана Муртазы и Камала Смаилова, легко получили богатство, не приложив усилий. Перед нами открылись разные пути. Мы растерялись, не зная, что делать. Это закономерность.
Поэт поднимает в стихотворении вопрос: если понятие счастья измеряется материальными благами, то почему мы не счастливы? Хотя материальное положение часто озвучивается устами людей, оно никогда не было показателем исторической оценки.
Читая это стихотворение, я вспомнил случай, произошедший когда-то в ауле. Зимой начиналась кампания по приручению диких лошадей. Диких жеребят, выросших в бескрайней степи без людей, приручали, кормили и держали в загоне. Однажды я поехал верхом, чтобы приучить дикого жеребца к верховой езде. Брат сказал: «Если сядешь верхом, не отпускай лошадь, она убежит в степь». Этот страх остался в моей памяти. Когда два-три аульных пса залаяли и выскочили перед лошадью, дикий жеребец сбросил меня на землю. Я изо всех сил, чтобы не упасть с лошади, привязал поводья к руке. Лошадь тащила меня, ударила меня по лбу, сломала руку. В общем, избавилась от меня. Оправившись от шока, я пришел в себя, но лошадь не ушла далеко от меня. Аульные дети тихо подошли к ней и взяли за поводья. Мы много раз падали с лошадей. Но я был удивлен, что животное, которое так стремительно вырвалось от меня, растерялось, не зная, куда идти.
Оказывается, этот характер присущ и народу. Он ненавидит человека, который им управляет, командует и указывает путь, но остается подчиненным. Он доверяет свою судьбу. Когда власть попадает в его руки, он теряется. Потому что в прежнем жизненном укладе у него не было мышления для себя. Подобно ребенку, который не хочет учиться решать задачи по формуле и просто вычисляет на калькуляторе, в нашем обществе еще много людей, живущих по устоявшейся системе.
Я вернулся, ты тоже повернись, брат,
Как и почему мы поймем эту тайну.
Смотрю на ноги – уздечки нет,
Почему ноет моя голень?
За мелкими недоразумениями в стране, вплоть до крупных судьбоносных событий, переходящих границы, стоит клеймо рабского сознания. Как поколение, выросшее в поклонении «солнцу-богу», «вождю-богу», может отказаться от приученного сознания за двадцать пять лет? Именно поэтому «ноет наша голень», именно поэтому наша жизнь хромает. Стихотворение Есенгали Раушана точно изобразило это, не тратя много слов…
У стихотворения есть загадка, тайна нации. Если казах начнет постепенно отрываться от своих корней, то молодое поколение может оценить это стихотворение как «посвященное лошади». Ребенок из города, не видевший лошадей, возможно, вообще не поймет стихотворение. Но это настоящее казахское стихотворение, имеющее голову и хвост, глаза и уши….
Баглан Оразалы,
«Литературный портал»