«Родной язык, традиции предков, обычаи любого народа – это его самобытные ценности, отражающие его душу, внутренний мир, образ жизни. Это духовное сокровище, накопленное веками на жизненном пути всего народа, бесценное наследие, оставленное из поколения в поколение. Без них невозможно быть страной с крепким очагом, единым народом. Родной язык, традиции предков не передаются сами по себе, и никто не придет извне, чтобы сохранить их для тебя. Утрата или сохранение самобытности народа зависит от того, в каком качестве каждый представитель поколения передаст заветы предков своим последователям».
Бауыржан Момышулы,
1973 год. 19 ноября, понедельник.
Так размышлял о судьбе народа, оставил наставление потомкам героический сын казахского народа, уважаемый всеми казахами. Каждый раз, читая эти ясные, как правило, слова, которые не могут оставить равнодушным ни одного здравомыслящего человека, я погружаюсь в глубокие раздумья. Если будущее нации в руках подрастающего поколения, то что знают эти молодые люди о нравах, традициях, мировоззрении своего народа? Откуда, от кого они учатся и берут пример? Учитывая, что старшее поколение, прожившее семьдесят лет в безбожном обществе и воспитанное на готовой идеологии коммунистической партии, вольно или невольно отошло от национальных ценностей, смогли ли нынешние дедушки и бабушки передать заветы предков своим потомкам? Желая того или нет, как нам сохранить свой национальный облик, не будучи поглощенными глобализацией, которая уносит нас? Как говорится, «если нет щита, не вини ветер», какие меры могут послужить защитой? На мой взгляд, именно такие вопросы должны волновать казахское общество сегодня.
Мы достигли независимости, о которой мечтали наши предки, не только мечтали, но и защищали ее острием копья, лезвием меча, и были безмерно счастливы. В тот момент, охваченные восторгом, по обычаю гостеприимства, мы распахнули свои границы, широко раскрыли объятия. Мы не заметили, как стали объектом зависти Запада и Востока. Им не нужно, чтобы казахи оставались казахами, им нужны были наши безграничные богатства, которые занимали их умы. Сколько было тех, кто, учуяв запах богатства издалека, сунул свой нос, и кому удача улыбнулась?! Чтобы не лишиться богатой страны, полной полезных ископаемых, гостеприимной страны, которая не отказывает в помощи, они не гнушались никакими уловками. Первыми в Казахстан хлынул поток Запада, который всегда действует быстро и перешагнет через мать, когда увидит выгоду. Вместе с собой они привезли технологии, которых у нас не было. Они насытили нас предметами, которые раньше были недоступны, считались «дефицитом» и вызывали слюнотечение. Вместе с этим пришли фильмы, полные стрельбы и жестокости, распущенности и бесстыдства, оглушающая музыка, наркотики, оружие различных видов.
Как говорится, «что не видел, тому и удивляется», не разбирая, не анализируя, особенно молодежь успела все это принять и усвоить. Они ели то, что ели они, носили то, что носили они, употребляли то, что употребляли они, и бездумно повторяли их действия. Все это они считали культурой, достижением. За короткое время изменились их характер, сознание, внешний вид. Добавьте к этому тех, кто учится за границей. Они не только получают образование, но и обязательно принимают образ жизни и взгляды других стран.
Для народа, который семьдесят лет был в стороне от религии, поток религиозной информации, пришедший с ветром независимости, ошеломил нас. Хотя мы жили в обществе, где подавляли религиозные убеждения людей, казахский народ никогда не был безбожным. Это был народ, который держал в сердце слова: «Без Бога и сухая ветка не ломается». Но они не были фанатиками. К сожалению, казахская молодежь, получившая религиозное образование в арабских странах, вернулась совершенно изменившейся. Приехав, вместо того чтобы пропагандировать чистую, милосердную, мирную религию, подобную исламу, они, прикрываясь исламом, стремились арабизировать казахов. Люди, не имеющие религиозной грамотности, сначала не понимали, что для того, чтобы быть мусульманином, нет необходимости быть арабом и придерживаться их обычаев и традиций. Они не понимали и попали в ловушки различных сект, начали выступать против ценностей, сформированных предками на протяжении веков. Им даже в голову не приходило, почему казахские традиции, которые непрерывно передавались, должны быть записаны как исламские.
Каждый человек рождается вместе со своей нацией, например, казах рождается казахом, русский – русским, китаец – китайцем… Если ты родился в нации, то язык, традиции, история, литература, культура, земля этой нации принадлежат и тебе. А религия идет после этого. Религия – это вера человека, поиск Творца, познание его, чистота внутреннего намерения, сферы духовной чистоты. Представители различных наций мира приняли ислам, но в своей жизни и становлении придерживаются присущих им обычаев и традиций. Тогда те, кто закутан в платки и носит бороды, как ведра, являются «чистыми» мусульманами, а остальные – неверные? Кто такие неверные? Это люди, которые не верят в Бога, не понимают греха, не совершают добрых дел, не исполняют долг, не признают греха, не благодарят за свою жизнь. Они не смотрят на нацию.
Нет явления без причины, нет следствия без причины. В начале независимости не была создана национальная идеология, направление национального образца осталось незамеченным. Компетентные органы, похоже, спутали политику и идеологию. Если бы тогда национальные духовные ценности не были отложены в сторону, наша молодежь не была бы раздета Западом, закутана Востоком, и их сознание не было бы загрязнено мусором различных сект.
Сейчас в обществе вызывает споры один вопрос – связанный с хиджабом. Это одежда, которую носили арабы еще до ислама. Не следует напрямую связывать это с исламом. Из-за жаркого климата и постоянных песчаных бурь кочевые арабы, как мужчины, так и женщины, были вынуждены закрывать все, кроме глаз, чтобы защититься. Со временем это стало национальной одеждой. Часть наших девушек, которые воспринимают многое поверхностно, например, последователи салафитского течения, считают хиджаб мусульманским признаком, условием ислама. А хиджаба никогда не было у казахского народа, они даже не слышали его названия.
Одна из особенностей казахского народа заключается в том, что он воспитывал своих дочерей в смелости, гордости, скромности, в умении и стремлении к совершенству, не закрывая им лица. Во времена войн казахские девушки, облачившись в доспехи вместе со своими отцами и братьями, бросались в бой, вносили вклад в защиту своей земли. В глубокой древности, в наших корнях, есть такие правительницы и воительницы, как Тумар-кыз – Томирис, Зарина. Позже были такие храбрые воительницы, как Гаухар батыр, жена Кабанбая, сестра хана Кенесары Бопай, сражавшиеся за независимость своего народа. Есть предводители родов, названные в честь казахских девушек, такие как Кызай, Мурын, Сыбан, поэтессы с голосами, как у соловья, такие как Улбала, Сара, которые состязались в красноречии с мужчинами, великие кюйши, такие как Дина, Акжелен, Конырша, и совсем недавно «два солнца Востока» Алия и Маншук – выдающиеся личности, прославившие свой народ. Я привожу здесь лишь несколько примеров, чтобы список не был слишком длинным. В противном случае, слава Аллаху, в нашей истории достаточно дорогих нам девушек, чьи имена известны. Если бы казахских девушек держали в унижении, закрывая им лица, откуда бы они появились?!
Казахские девушки до замужества не носили платок. «Надела платок на голову» означало «стала законной женой». Ношение платка до замужества появилось с приходом Советской власти, вместе с комсомолом. До этого казахские девушки носили прекрасные головные уборы, такие как камшат борик, укили такия, моншакты сораба, шашакты касаба, жырга. Поскольку «красота девушки – в волосах», они уделяли особое внимание уходу за волосами, преувеличивая это в песнях: «расчесывала волосы десять дней, заплетала пять дней». Есть также красивые сравнения, связанные с внешним видом казахских девушек, такие как «длинные волосы», «кудрявые волосы», «черные волосы», «золотые волосы». Добавьте к этому украшения для волос, такие как шолпы, шашбау, шаштенге.
С косой, как рукав, на спине,
Шолпы тихо позвякивают при ходьбе.
Камшат борик, белый горлышко, черные брови,
Видел ли ты такую красоту девушки?
– так пел наш Абай. А Абай говорил: «Сам Аллах истинен, и слово Его истинно».
Казахские девушки после замужества носили платок в течение года. Затем они надевали кимешек. У казахских женщин не были видны ни лобные волосы, ни волосы на висках. Они носили очень красивые головные уборы, закрытые, узорчатые, с бусинами, с золотым шитьем. Так не красивее ли кимешек казашек, чем одежда тех, кто носит черные хиджабы, называя это «настоящим исламом»?! Казахская женщина надевает черный платок, когда теряет мужа – становится вдовой. Это называется «скорбящая женщина». Только по истечении года после годовщины смерти мужа она снимает черный платок. В обычное время она никогда не носит черный платок, это считается плохой приметой, признаком призывающей беду.
…У каждой секты, у каждого течения есть свои сторонники, свои защитники. Это не кто иные, как наши собственные казахи – предатели, которые хотят уничтожить казахский дух, следуя за ними. Они хотят удержать в своей власти простодушных, мягкосердечных казахов, которые легко поддаются влиянию, говоря им: «Мы научим вас настоящему исламу, мы сделаем вас чистой мусульманской общиной, просто слушайте нас», как будто они приведут их прямо в рай. И они удерживают. Как говорится, «верблюд – это верблюд, а его помет – не верблюд», ислам – это ислам, а действия тех, кто использует его как щит, чтобы отрицать национальные особенности, которые народ сохранял на протяжении тысячелетий, и стремится арабизировать казахов, – это не религия. Это – злодеяние против целостности, национальности казахов. Задумались ли на мгновение те, кто, желая сделать казахов «чистыми мусульманами», без разбора навязывает арабские обычаи и традиции?! Почему арабский мир, глубоко постигший ислам, будучи народами одной религии, одного происхождения, враждует между собой, заливает кровью и сеет хаос? Разве не они совершают террористические акты, взрывы, бессмысленное убийство невинных людей, разрушения, поджоги – эти крайние жестокости во имя религии?! Как они классифицируют тех, кто убивает, разрушает, сжигает, называя казахские традиции «неисламскими»? Как говорит наш народ: «Говори, зная».
Вывод: Современная молодежь образованна, мыслит свободно, владеет интернетом, знает несколько языков, погружена в поток мировой информации. Тем не менее, все это не может утолить жажду духовного богатства нации, родника национальных ценностей. Поэтому очень важно проводить специальные уроки народной педагогики начиная с детского сада и давать воспитание в национальном духе. Слава Аллаху, наши национальные духовные сокровища, наследие, сохранившиеся с лона веков и живущие вместе с народом, безграничны. Здоровые образцы казахского народа, передающиеся из поколения в поколение, не противоречат шариату, а наоборот, тесно связаны и переплетаются. Поэтому те, кто пытается противопоставить ислам и казахские национальные ценности, – настоящие злобные провокаторы. Следовательно, воспитание у наших сыновей и дочерей национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, сочетая старое доброе с новым сегодняшним, и будет воспитанием истинно верующего гражданина.
Зейнеп Ахметова,
Невестка Бауыржана Момышулы
Газета «Жас Алаш»