или «Вот бы каждый отец так выдавал свою дочь…»
«Среди лошадей выбирай пегую,
Не сумев поймать, уходит дитя.
Когда уедешь далеко-далеко,
Вспоминай обо мне», — слушая эту песню, я испытываю неловкость. Изначально это была не песня, а плач, от которого стыла кровь в жилах. Обычный плач девушки, выдаваемой замуж. Каков ее первоначальный текст? Как она появилась? В каких обстоятельствах исполнялась?
Чтобы полностью понять и прочувствовать это, я хочу рассказать о свадьбе, которую видела своими глазами в детстве. Итак, налейте себе чаю, как будто слушаете казахскую народную историю, и расслабьтесь…
Кстати, однажды я рассказал эту историю одному своему старшему брату, мы ведь любим истории, и, наверное, она произвела впечатление, когда рассказывалась устно, он сидел молча. Глядя на его лицо, я видел, как его глаза «говорили», когда он пытался пошевелить губами… «Вот бы каждый отец так выдавал свою дочь…», — глубоко вздохнул он через некоторое время. Я немного смутился, словно сделал выдачу замуж слишком сложной…
***
Я сам не выдавал замуж. Но я знаю этот момент как очень волнующее, бурлящее событие, которое переживаешь сам. Ведь то, что я видел и чувствовал, когда выдавали замуж моих старших сестер в детстве, сохранилось в глубине моей души в неизменном виде. Если я сотру пыль с зеркала души, все ярко предстанет перед моими глазами, как в детстве. Сватовство, последующие обряды — это отдельный разговор, я остановлюсь только на выдаче замуж.
За месяц до выдачи замуж моей старшей сестры, всех родственников пригласили в дом. (Это и есть «кыз – конак» — «девушка – гость». Не знаю почему, но этот обычай называют «знакомством».) Она, взяв с собой двух-трех подруг, с торжественностью посетила все эти дома. Под торжественностью я подразумеваю, что выдаваемой девушке надевают самую красивую лошадь, украшенную серебряным седлом, серебряной уздечкой и недоуздком. Она надевает новую одежду. Девушки, сопровождающие ее, тоже надевают все лучшее и выходят, добавляя красоты своему наряду. В то время вы знаете, что одежда, которую носят в девичестве, не подходит для замужней женщины, поэтому выдаваемая замуж девушка раздает свою новую одежду, в которой она ходила на «знакомство», своим сопровождающим подругам. Итак, что тут скажешь, в каждом доме ей накрывают стол, и ее балуют. Ведь она выходит замуж. Тети, суетясь, говорили: «Бери у нас все, что хочешь, твой брат даже готов сам сделать тебе все приданое», а зятья, поддразнивая, говорили: «Когда вспомнишь наши детские ссоры с сестрой на новом месте — не будешь скучать…», — все были заняты тем, чтобы поднять настроение девушке. Возможно, это и есть «тридцать дней игр».
Настал назначенный день. За день до свадьбы приехали четыре человека со стороны жениха. Это были зять, шафер и два свадебных гостя. В ночь перед свадьбой моя сестра раздавала памятные подарки. Когда сказали: «Ваши сестры зовут вас раздавать памятные подарки, идите», мы, дети, побежали туда. Дом дяди моего отца, дом его брата — мы все сидели рядом, соседи, дети других родственников, приехавших на свадьбу, нас было очень много. Когда мы вошли, вышла наша мама. «Ого, как ты все это раздашь, лучше бы старшим отдала», — смеясь, говорила она. Большинство памятных подарков — это маленькие ситцевые платки, сшитые с кружевами по краю. Большинство из них она сшила сама. Некоторые, как говорили, сшила для подруг, когда гостила у них. К некоторым были прикреплены серьги, кольца, часы. К некоторым были привязаны конфеты. Подарки предназначались не детям, а в основном старшим братьям и сестрам, младшим сестрам, взрослым детям родственников. Учитывая родственные отношения, например, если кто-то был первенцем, ему дарили часы с конфетами, если кто-то был единственной дочерью — серьги, а остальным — подарки поменьше, и так далее. Маленькие дети не учитывались. Получить платок от сестры было большим событием, как будто тебя приняли в число взрослых. Я так чувствовал…
В тот раз памятный платок достался моему старшему брату раньше меня. Когда он отдавал последний платок с конфетами Уланбеку, он погладил меня по голове и сказал: «Эх, моему Уларбеку не досталось, ладно, тебе даст Сакен». Мой нижний подбородок начал дрожать, и я тихонько заплакал, я ведь уже начинал плакать, иногда вздыхая плечами… Глядя на уменьшающееся количество платков, я сам думал, и мне стало обидно, когда мне не досталось. Сакен — это наша следующая сестра, Сакенгуль. Он имел в виду, что она даст, когда будет выходить замуж. Мне не понравились его слова. Разве в 7-8 лет это не достаточно взрослый возраст?! Подумайте, какие слова пришли мне на ум: «Неужели я буду ждать, пока Сакен выйдет замуж, чтобы получить платок?» Я вышел. «Ого, смотри, обиделся. Он обязательно пойдет за тобой. Ха-ха-ха!». Злость душит. Ты ничего не можешь сделать, ты же ребенок…
Свадьба прошла днем. Вечером — развлечения. Молодежь в одном доме, старшие — в другом. Песни, музыка, стихи, различные игры. В тот день со стороны сватов приехали специальные люди, которые могли состязаться, играть на комузе и петь под домбру. Наша сторона тоже подготовила одного акына. Может быть, из-за большого количества состязаний и стихов, мне больше нравилось сидеть со старшими, чем с молодежью. Немало строк из тех состязаний осталось в моей памяти. Я сам добавлял к состязаниям моих