С 5 января во всех кинотеатрах страны начался показ фильма «Алмазный меч». Фильм «Алмазный меч» снят по мотивам трилогии выдающегося писателя Ильяса Есенберлина «Кочевники». Сценарий написал писатель Смагул Елубай.
На съемки «Алмазного меча» ушло около двух лет.
Автор исторического проекта – Президент РК Нурсултан Назарбаев. Фильм снят по заказу Министерства культуры и спорта РК при участии АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова и ТОО «Centaurus Rustem Abdrashev production». Фильм, который Елбасы Нурсултан Назарбаев оценил как «произведение, поднимающее национальное самосознание казахского народа», вышел на экраны.
Пока зрительские мнения о фильме разделились: есть как высокие оценки, так и критика недостатков. В целом, большинство, похоже, осталось довольно историческим произведением. Однако среди историков и кинокритиков наблюдается недовольство. Тем не менее, «Алмазный меч» явно является долгожданным проектом для многих. Были высказаны мнения о том, почему проект, изначально задуманный как мини-сериал, превратился в художественный фильм. Авторы фильма говорят, что это киноверсия телесериала «Қазақ елі».
Слава Богу! Хвала Аллаху!
Известный поэт, лауреат Государственной премии Иран-Гайып после премьеры фильма «Алмазный меч» откровенно сказал: «Слава Богу! Хвала Аллаху!». На вопрос поэта: «Увидели ли вы в этом фильме естественный облик своего народа, узнали ли его?»
– Увидел, увидел. Узнал, дитя мое! Потому что это наше недавнее прошлое. Наша борьба на площади в 1986 году. Духовное удушение народа. Этот облик пережили не только мы. Все страны, входившие в состав красной империи, прошли через это. Даже сами русские стали жертвами этой империи. Все это мы видели. После этого фильма я пришел к мысли, что Илияс Есенберлин, автор «Алмазного меча», великий писатель. Сценаристы фильма Смагул Елубай, Рустем Абдрашев, Тимур Жаксылыков взяли за основу роман Илекена «Алмазный меч». И сделали очень правильный выбор. Потому что в то время не только Керей и Жанибек отделились от империи. С одной стороны, наши соотечественники-казахи во главе с Джалантосом, с другой – каракалпаки, с другой – узбекские племена начали разрозненно уходить. Шайбанид, потомок Чингисхана, не смог их удержать. Поэтому я увидел в этом образе Керея и Жанибека, основавших Казахское ханство. Я увидел их величественный образ в их истинной природе, в их таланте. Я увидел их самоотверженную жизнь ради народа, ради его свободы. В этом контексте, все тянется к своим истокам. Нас давно не устраивало казахское кино, мы не верили ему, потому что большинство из них родилось на почве лжи. Преобладала ложь. Мы не могли говорить свободно. Мы не могли раскрыть свое истинное лицо. Поэтому, вероятно, исторические фильмы, которые снимались до сих пор, не получались. Впервые я смотрю на свою жизнь (мы – это поколение, родившееся в 30-40-х годах прошлого века, то есть мои сверстники) и думаю: «Эх, вот какими людьми мы были», как будто сбрасывая маску. Когда я смотрю на свой образ через кино, он очень печален. В очень жалком состоянии. Но есть признаки счастья. Зачем эти признаки нужны нам, то есть нашему поколению? Они, кажется, помогают умереть спокойно, уйти, не оглядываясь назад. Мы приближаемся к истинному смыслу независимости. Посмотрев это кино, я сказал: «Слава Богу». Слава Богу! Хвала Аллаху!
«Алмазный меч» – кино, нужное поколению!
Поэт Даулетбек Байтурсынулы говорит так:
– Мне посчастливилось увидеть фильм «Алмазный меч» на первой премьере в Алматы. Я написал об этом, радуясь за людей. Мы знаем, что он был снят как десятисерийный телесериал. Это сжатая, собранная, уплотненная форма. Как вы сами знаете, в настоящее время молодежь очень редко читает многотомные произведения, такие как «Абай», «Кочевники», «Кровь и пот», «Преступление». Я боюсь, что хорошая привычка читать без скуки закончится на нас. Поэтому в такой период, если бы три тома Ильяса Есенберлина были превращены в три отдельных фильма, это было бы эффективным подходом. Интерес молодежи к кино высок, и удобно использовать его, проводя воспитание через художественное кино. Как только фильм вышел, посыпались мнения. Некоторые из них касаются историчности, небольших отклонений от фактов. Этот проект не документальный фильм и даже не исторический учебник. Это лишь художественное произведение, отражающее период становления казахской земли, снятое по следам истории. Невозможно рассказать и показать все до мелочей в рамках времени фильма… К тому же, есть режиссерская фантазия, художественные решения. Учитывая эти обстоятельства, необоснованно обижаться и осуждать. За годы независимости было снято несколько фильмов национального направления, и, если посмотреть, их уровень разный. Масштаб этого «Алмазного меча» очень велик, он охватывает широкий спектр содержания. Очевидно, что государство и «Казахфильм» приложили все усилия. Несмотря на то, что он длился всего два года, они постарались создать подлинно национальное кино. Произведение динамичное, при просмотре захватывает дух и вызывает сильные эмоции! В некоторых моментах даже слезы наворачиваются на глаза, и ком подступает к горлу. Потому что в кино вложено национальное чувство, присущее казахам, которое течет в нашей крови и волнует наши сердца. Следовательно, у режиссера, сценариста, актеров есть эта бурлящая сила. Эта сила заключается в создании чего-то хорошего для казахов! Они достигли своих целей, появились новые молодые актеры, актеры, сыгравшие большие роли, ярко проявили себя. Для тех, кто считает нашу независимость чем-то само собой разумеющимся, кто мыслит узко, это кино покажет, что кровопролитные и ожесточенные битвы, длившиеся 550 лет, были не напрасны. Убедительно показано формирование Казахского ханства и объединение родов и племен под синим знаменем, образование нации. А достижение территориального расширения и охвата огромных степей – это уже дело отдельного фильма. Это правда, что героические шаги государственности, начавшиеся в регионе Шу-Талас, отделившись от династии Шайбанидов, заложили основу нынешней великой страны. Неправильно говорить, что государство Могулистан было только ханством уйгуров. Хотя его столицей был Алмалы (ныне недалеко от Кульджи), оно охватывало племена Великого жуза, Семиречье, огромную территорию до Турпана. И правители, сидевшие на троне, были потомками Чингисхана, а не уйгурами. Поэтому говорить, что Казахское ханство вошло в состав уйгуров, ошибочно. Если в фильме несколько раз упоминаются названия племен, то это связано с исторической ситуацией того времени. Когда речь идет о Семиречье, разве можно не упомянуть названия народов, населявших Семиречье?! Кочевье «Кочевников» продолжается. Один фильм не может гарантировать весь казахский мир. По моему мнению, вышло хорошее произведение. Как говорится, «критиков всегда много для завершенного дела», можно говорить много, но для молодого государства, которому всего 25 лет, «Алмазный меч» имеет высокое значение. Нет ничего плохого в том, чтобы специальные учебные заведения приказали показать его школьникам и учителям. Это незаменимое кино для вдохновения молодежи, воспитания национального духа!
Громкий проект после «Кочевников»
Культуролог Асия Багдаулеткызы проанализировала некоторые недостатки фильма «Алмазный меч». По ее мнению, у фильма есть как хорошие стороны, так и недостатки.
Она сказала: «Произведение охватывает период отделения Керея и Жанибека от Абулхаира и создание отдельного ханства. Важность темы не вызывает сомнений. В целом, в исторических фильмах знаешь, что герои не умрут, и сидишь спокойно. Но, несмотря на это, авторы сценария (С. Елубай, Т. Жаксылыков, Р. Абдрашев) постарались создать интригу. Драматургия придворных эпизодов сильна: напряженность между Абулхаиром и двумя султанами, политические игры убедительны.
В сцене в ханском шатре, в диалоге Абулхаира и Жанибека, или в охотничьем эпизоде, в перепалке Абулхаира и Керея, есть величие прошедшей эпохи. Но дальше драматургия фильма не смогла удержать это напряжение.
Основная идея киноповести – показать дух батыра-казаха, который не хотел никому подчиняться, «играл как алмазный меч в руке каждого». Допустим, в произведении есть несколько батальных сцен. Но казахи всегда оказываются в тупике. Только в одном случае показано, как казахи мобильно сражаются и отражают нападения: сооружают укрепление из повозок, матери с младенцами на руках стреляют из лука, стрелки ездят на лошадях задом наперед, алмазные мечи разрубают ойратские мечи пополам. Но с технической точки зрения, это похоже на фильм, снятый до изобретения компьютерной графики. Десяток ойратов сражаются с пятнадцатью казахами и отступают. Кочевники, переезжающие для основания ханства, – это максимум сто человек. Нет масштаба. Бедно. Понятно, что невозможно нанять тысячи людей и сшить им старинную одежду. Но посмотрите «Трою» или «Храброе сердце», там пять человек превращают в пятьсот тысяч солдат. Все, на что способны наши графисты, – это лишь раскрасить изображения, которые не вписываются в разум, как размытие в «инстаграме». Думают ли они, что зритель этого не заметит?
В фильме есть несколько метафор. Это птица в клетке Абулхаира. Когда Абулхаир, разозлившись, говорит вслед улетевшему Кобланды: «Куда он денется, вернется к своему колышку», его птица в клетке улетает. Это означает, что он упустил и казахов, и Кобланды из рук. Это читается красиво, другие метафоры неудачны. Например, казахи, переезжающие на новое место, пьют воду из колодца. Голос за кадром говорит, что они «вкусили вкус свободы». Но оператор, по какой-то причине, снимает этот эпизод так, будто вот-вот произойдет что-то плохое. Или ребенок, родившийся в пути, возьмем Шалькыыза. Его описывают как «голос свободы казахов», но почему его отдают ногайцам, когда умирает мать?
Актерская игра в основном театральна. Иногда думаю. Возможно, стоит «легализовать» это, сказав: «Это особенность казахского кино, почерк казахских актеров»? Потому что мы никак не можем избавиться от этой театральности. Даже актеры, которые никогда не видели театральной сцены, страдают от этого. Когда Казтуган (Б. Тлеухан) начинает говорить, мы думаем, что он выступает с заявлением в Парламенте. Все эти искусственные движения глаз Рабиябегим (К. Мухамеджановой), которая говорит себе под нос. Керей (К. Кемалов), который говорит каждое слово с нажимом, и Саид (Б. Абдильманов), который считает, что после каждого слова нужна пауза, оставляют двоякое впечатление. Абулхаир в исполнении Досхана Жолжаксынова – правитель, который считает себя очень хитрым и умным, но состарился и ослаб. Мухаммед в исполнении Ниязбека Шайсултанова слишком эмоционален, Касым в исполнении Мейиргата Амангельдина выглядит слишком нежным. Зато Жаханбике в исполнении Мадины Эсмановой понравилась, а Кобланды в исполнении Армана Асенова запоминается. Радует, что Еркебулан Дайыров растет как великий актер.
Ценное в фильме – показ Корана
Какова оценка историков этому историческому произведению? Известный историк Талас Омарбеков говорит, что «этот фильм имеет большое духовное значение».
– Вы посмотрели фильм от начала до конца. Чем вам понравился этот фильм? Как историк, какие недостатки вы заметили?
– Раньше мы во всех наших фильмах избегали ислама. А в «Алмазном мече» наоборот. Керей садится на трон, произнося «Бисмиллях».
Официальной религией Казахского ханства был ислам. Поэтому я бы назвал этот фильм духовно воспитательным. Для будущей молодежи Казахстана, для людей, которые неправильно понимают религию, искажают ислам, «Зачем исламу нужна была наша нация?», «В чем значение религии?» – основа этих вопросов начинается с этого фильма. Одно из ценных в этом фильме – показ Корана. Говорится о месте Корана в обществе. Ислам стал официальной идеологией Казахского ханства. Однако это не было показано ни в одном из наших предыдущих фильмов.
В «Алмазном мече» показан период становления шестисот тысяч Алаша. Названия родов и племен даны правильно. Многократное подчеркивание в фильме того, что Алаш был лозунгом, соответствует исторической правде. Казахи сначала объединились в сообщество Алаш, затем ходили под названием шестисот тысяч Алаш. Вот этот путь становления казахов хорошо показан в этом фильме. Этот фильм имеет огромное воспитательное и политическое значение в воспитании будущей молодежи историческим сознанием, поднятии нашего национального духа, в следовании нашему принципу «Станем Вечным народом». В фильме есть дух, который волнует казахов, поднимает нацию. Поэтому мы все должны поддержать этот фильм.
В фильме есть кое-что, над чем стоит задуматься. Это использование этнонима «казах». Изначально возникло сообщество шестисот тысяч Алаш. Во времена Абылая было десять тысяч Алаш. Когда Керей и Жанибек переселились, шайбаниды стали называться узбеками, и чтобы не путать их с казахами, использовался термин «узбек-казахи». Это было переходное название, их не сразу называли казахами. А в фильме Абулхаир называет нас «казахами». На самом деле, в то время этноним «казах» еще не сформировался. Если бы фильм остановился на Касыме и Бурындыке и продолжился, то нужно было бы учесть, что их называли узбек-казахами.
– С начала выхода фильма в народе идут разные мнения. Что вы можете сказать против мнения «В фильме показано, будто казахи отделились от узбеков и укрылись у уйгуров»?
– Это мнение людей, которые не знают, откуда взялся этноним «уйгур». Этноним «уйгур» связан с образованием Уйгурского каганата в IX-X веках. В 840 году уйгуры были разгромлены кыргызами, и этноним «уйгур» исчез с исторической арены. Во времена Чингисхана народа «уйгур» не существовало. Этноним «уйгур» был полностью забыт, вместо него появились сообщества, такие как таранчи, котанцы, кашгарцы. Название «уйгур» им дала Советская власть. Поэтому говорить, что Казахское ханство в XV веке укрылось у уйгуров, – пустые слова.
Таранчи, показанные в фильме, хотя и являются сообществом, составляющим уйгуров, являются остатками народов, отделившихся от бывшего Уйгурского каганата и укрывшихся в Кашгаре и Тибете. В фильме нет названия «уйгур», используется «таранчи». Таранчи – лишь одна из трех групп сообществ, составляющих уйгуров. Поэтому их нельзя рассматривать как отдельный народ. Казахи иногда называют таранчей «сартами». Они – народ, живший в окрестностях города Бешбалык.
– Еще один непонятный момент: почему правители Могулистана и ханств Абулхаира носили разную одежду, хотя все торе были потомками Чингисхана? У наших султанов на головах мурак, а у них – ала сальде. Почему так?
– В южных регионах Могулистана сильное влияние ислама. Потому что в Туркестанском регионе оказал влияние суфийский орден Ходжи Ахмеда Яссави. Это учение, развитое накшбандийскими суфиями. Накшбанди – это человек, который заложил основы этого суфийского учения. Касым хан и Бурындык были сильно подвержены этому суфийскому учению. Казахские ханы вдохновлялись этим суфийским учением. Рядом с казахскими ханами ходжи были духовными наставниками. У многих казахских родов родословная начинается с ходжи. Причина в том, что ходжи, сидя рядом с казахскими ханами, писали казахские родословные. Таким образом, ходжи повлияли на нашу родовую летопись.
Очень правильно, что деятели Сайрамского, Туркестанского регионов носили тюрбаны и одевались по-мусульмански. Здесь художники, создававшие художественное оформление фильма, приняли очень правильное решение. Ислам пришел к нам оттуда. Казахские ханы жили по исламскому закону. Ислам объединил Казахское ханство. Среди них суфийское учение было сильным. Сейчас Яссави никто не пропагандирует. Но учение накшбандийских суфиев стало духовным инструментом, поднимающим дух Казахского ханства.
– Что вы можете сказать о ногайцах в фильме? Соответствуют ли сцены присоединения ногайцев к Казахскому ханству реальной истории?
– Очень правильно. Потому что в их песнях слышны ногайские мотивы. Все эпосы «Едиге батыр», «Ер Таргын», «Сорок батыров Крыма» назывались ногайскими эпосами. Во времена коммунистической партии ногайские эпосы были запрещены. Потому что Ногайское ханство представляло угрозу для Москвы. Кто такие ногайцы? Это народ, который впоследствии присоединился к Казахскому ханству и стал казахами. Ногайцы названы в честь выдающегося деятеля Ногая. Две трети родов Младшего жуза находились под властью ногайцев. Поэтому были случаи, когда ногайцы назывались то казахами, то ногайцами, то мангытами. Мангыты – это ногайцы. Каракалпаки имеют корни от мангытов. А мангыты были самым сильным родом ногайского объединения.
У Есенберлина нет казахского народа, есть казахские роды
Историк Берекет Карибаев не скрывает, что смотрел фильм, сравнивая его с «Алмазным мечом» Ильяса Есенберлина.
– Я помню каждый эпизод истории образования Казахского ханства. Поэтому я смотрел фильм «Алмазный меч», сравнивая его с этим. Сюжет фильма основан на романе Ильяса Есенберлина «Алмазный меч». Эта книга Есенберлина была выдающимся произведением в 50-60-х годах. Потому что в те годы казахская средневековая историография была на таком уровне. Однако с тех пор прошло полвека, шестьдесят лет. За шестьдесят лет наша историческая наука развилась, прежние концепции устарели. Это не вина Есенберлина. Таковы были достижения исторической науки.
Как образовалось Русское государство? Оно образовалось на основе разрозненных русских княжеств. У Есенберлина тоже так, нет казахского народа, казахского государства. Но есть казахские роды. Он говорит, что казахский народ был создан путем объединения всех их. Это не так. Во времена хана Абулхаира было три улуса: Мангыт, Шайбан и Орда Ежен.
Абулхаир потерпел поражение от ойратов под предводительством Озтемира в 1457 году. До этой битвы от Абулхаира отделился Мангытский улус. У Мангытов был бий по имени Уаккас, сын Нураддина. Уаккас и Абулхаир были большими друзьями. Уаккас би трижды сажал Абулхаира на трон. Однако после смерти Уаккаса би в 1449 году его сыновья Жанбыршы, Хорезми бек, Муса не захотели подчиняться Абулхаиру и отделились. Это было первое разделение в государстве Абулхаира.
А второе разделение произошло в 1457 году. В фильме некоторые события перепутаны. В первом эпизоде Керей и Жанибек сражаются с ойратами, я думал, что это два батыра, но это оказались два султана. В это время ойраты взяли в заложники трехлетнего внука Абулхаира. Против этого выступил султан Береке из рода Шайбанидов. Предки Хивинского ханства происходят от этого султана Береке. Султан Береке сказал: «Во все времена хан не отдавал своего ребенка в заложники неверным. Хан – тень Бога на земле», обиделся на Абулхаира и сделал ханом Жадигера. Потому что Озтемир не был мусульманином. Таким образом, Шайбанидский улус разделился на две части.
А отделение Керея и Жанибека произошло совершенно иначе. Поэтому фильм должен был развивать события, начиная с убийства Кобланды батыром бия Акжола. Межродовые распри на казахской земле начались с того, что Аргыны поддерживали бия Акжола, а Керей и Жанибек, Кобланды – Абулхаира. Таким образом, споры между ними должны были привести к взрыву.
Затем еще один вопрос – о земле. Хан Могулистана Есенбуга дал землю Керею и Жанибеку не из любви к ним. Его положение тоже было затруднительным. Калмаки душили его, родной брат враждовал с братом. Фильм должен был показать и эту сторону. В целом, в источниках говорится, что Бурындык был единственным сыном Керея. А у Жанибека, кроме Касыма, было девять сыновей. Все они были султанами, батырами. Было бы замечательно, если бы их показали в фильме.
С географической точки зрения, государство Могулистан состояло из трех исторических регионов: Восточного Туркестана, Кыргызстана и нынешнего Семиречья. Эти три назывались Могулистаном. Хотя говорится, что Керей и Жанибек отправились в Могулистан, они прибыли в Семиречье. Затем в 40-50-х годах XVI века между Казахским ханством и Могулистаном шла война по киргизскому вопросу. Эта война продолжалась до времен Хакназара. В конце концов, кыргызы объединились с казахами и вышли из сферы влияния Могулистана.
– Читая труды Берекета Карибаева, я использовал их при написании сценария к фильму. Большая польза была от книги «Казахское ханство». В целом, фильм «Алмазный меч» можно назвать введением в великую историю. Мы здесь подготовились к тридцатилетней войне Касым хана. Вся история, такая как ситуация между Касымом и Бурындыком, взятие Сыгнака Касымом, выступление Абулхаира для их уничтожения, – все это впереди. Мы мечтаем об этом. На показе фильма во Дворце Республики в Алматы должен был присутствовать сам Елбасы. Я собирался тогда высказать свое предложение: «Давайте продолжим фильм, пока наш пыл не остыл».
Хочу добавить еще одно: в фильме казахи не бежали от узбеков и не прятались у уйгуров. Казахи не бежали от узбеков, они бежали сами по себе. Бежали от диктатора. Город Алмалык Могулистана находится в нынешнем Восточном Туркестане. В то время часть уйгуров подчинялась Могулистану. Это было большое государство. Его правителем был не уйгур, а торе. Потомок Чагатая. Нельзя называть их уйгурами только потому, что там правили пять-шесть женщин. Это ошибочное мнение. Учитывая, что этот вопрос будет поднят, мы представили уйгуров в фильме как таранчей. Таранчи действительно были в составе Могулистана. Девушки, правившие в фильме, – это их современное представление.
Смагул ЕЛУБАЙ,
писатель
Вывод:
Есть хорошее, есть и достижения, но недостатков тоже хватает… Самое главное – мы сами сняли фильм о своей истории. Это начало исторического сериала! Как говорит наш народ: «Кочевье – дорога выпрямляется». Все будет своим чередом. Единственное, что стоит отметить, – если критика высказывается, то умение принимать ее, не бунтуя, как будто мы привязали седло к боку, является признаком культуры. Высказанные мнения, рожденные из сочувствия, будут полезны для того, чтобы не ошибаться в будущем. «Алмазный меч» – это только начало фильма о Казахском ханстве, мы надеемся, что кино, показывающее дух казахских ханов, которые будут «бороться», продолжится. История казахов нужна нашему народу. Национальное кино также необходимо для пробуждения духа народа. Настало время восполнить все эти «необходимые вещи».
Гульзина БЕКТАС, Серикбол ХАСАН
Газета «Айқын»