ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Правильно ли называть наших стариков «шал»?

Правильно ли называть наших стариков «шал»?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
7 января, 2017
in В мире
0

Что современное поколение знает о «Шале»:

1. «Шал» (каз. Шал, рус. Старик);

2. Шал и Кемпир (в устных рассказах и сказках мы все читали сказки, начинающиеся со слов «Жили-былі старик и старуха»);

3. «Старик и море» (роман Эрнеста Хемингуэя);

5. Фильм Ермека Турсынова «Шал»;

6. «Шал»-акын. Псевдоним акына Тлеуке Кулекеулы;

7. «Шал» — топонимическое название;

8. «Шал» — повелительное наклонение (аяктан шал);

9. «Шал» — отрицательный «персонаж», ставший объектом различных унижений и негативных анекдотов о пожилых людях;

10. «Шал» — имя черта.

Если рассматривать подробнее:

«Если в городе Семей Восточно-Казахстанской области Казахстана есть гора «Кемпир», то в Турар Рыскуловском районе Жамбылской области и на границе с Кыргызстаном есть гора «Шал». Она расположена к западу от Кыргызского Алатау. С этого горного склона берет начало река Шалсу.

В Северо-Казахстанской области есть район «Шал акын». Его центр называется Сергеевка. Уже 25 лет не удается вернуть казахское название.

«Найман Окиреш Шал. В зависимости от разнообразия родословных, «Окиреш Шал» иногда является псевдонимом человека по имени Токпан. Иногда Токпан – сын Окиреша Шала. В свое время Окиреша Шала также называли «Акмырза», «Аксофы». Как бы его ни называли, «Окиреш Шал» из этой родословной является прародителем почти трех миллионов найманов, началом ветви найманов «Окиреш Шал»» (Камал Абдрахманов, газета NaimanKZ (http://yvision.kz/post/48555().

«Шал Акын», Тлеуке Кулекеулы (1748-1819) – народный акын, современник хана Абылая.

(из газеты (http://www.inform.kz/kz/shal-akyn_a2192486).

Чал (да, изначально так и произносилось) – это наше собственное тюркское слово. Первоначальное значение – седой; белый (применительно к волосам). Человека, у которого волосы поседели, называли чал («из газеты «Керекинфо» http://kerekinfo.kz/blog/16821.html). Добавлю, что в казахском алфавите (Алиппе) нет буквы «Ч». Это заимствованная буква, пришедшая в наш язык вместе с русским колониализмом.

«Седой я, как ни крути, для всех.
Старуха моя, ты ранила мое сердце.
Хоть ты и обижаешься, отвернувшись,
Я буду смотреть на тебя, когда пойдет дождь!» (И. Кажымукан «Шал»).

Источник: https://www.zharar.com/kz/olen/1844-shal.html#read Добавлю: слова «Шал» и «Кемпир» звучат гармонично только тогда, когда они говорят друг другу. Потому что это критическая шутка старухи своему шалу: «Ты плохо состарился, не стал Ак-сакалом Абызом Ата», а шал в ответ не отстает: «Ты тоже не стала Пиром (учителем), тебе чего-то не хватает, и ты состарилась как «Кем Пир»». Разве не красиво звучит, если сказать, что это критические слова, сказанные друг другу, чтобы увидеть друг друга на высочайшей вершине человеческих качеств?

Но если это слово скажут молодые, оно станет оскорбительным словом, пренебрегающим старшими.

А. Байтұрсынов, переведший «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина на казахский язык, называет пожилую пару в этой сказке так:

«У моря жили старуха и старик,
Жили тридцать три года точно».

«Роман «Черный шал на черной горе». (Байахмет ЖУМАБАЙУЛЫ).

Старуха-шал ищет тепла, дети шумят,
Скот радуется, веселится, резвится (Абай).

«Старость, шал – это одно и то же, будто превратили в лошадь,
Будто превратили в пыль твой ум, подобный зеркалу» (Шакарим).

«Если твое время – лиса, то шал – как гончая» (пословица).

«Если твое время – нападающий, то шал – как защитник» (Жас Алаш №2 (16084) 12 января 2016 года).

«Принеси жертву ради Господа своего!» участвуй в акции! — Muslim.kz.

В течение последних трех веков, когда страна находилась под властью сначала царской России, а затем советского красного правительства, в народе прочно укоренилась традиция называть наших стариков «шал». Причина в том, что колониализм и жестокая политика Красного правительства подвергли поголовному истреблению наших красноречивых стариков (Алашординцев), а тех, кто выжил, превратили в «шал». По их мнению, слово «шал» прочно вошло в ряд уважительных слов, равных словам «Ата», «Ак-сакал», «Кария», «Карт». Однако это утверждение далеко от истины.

«До шести лет ребенок избалован, после шестидесяти шал избалован». В этой пословице уровень шала приравнивается к ребенку с незрелым умом.

У наших предков есть слово «Бала-шага». Баламыз – это, видимо, не Ата, не Ага, а обычный ребенок. А Шагамыз – это Шал ага, то есть человек, который прожил долгую жизнь, но не достиг уровня Ата, что означает, что он называется после ребенка и его статус ниже, чем у ребенка.

Истинное значение слова «шал» – «мужчина, негодный для ночного ложа» (из газеты «Алаш айнасы»).

«Нас позвали в редакцию, и шал пришел, ковыляя. Шал выложил все как есть, словно айран в кувшине. Хотя шал и достиг возраста пророка, он был как ребенок. Морщины на его лице были к лицу. Это как-то взволновало наши сердца… Ах, наш шал…» (НАПИСАЛ: ZHASORKEN.KZ · 14 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА).

«Слово «шал» здесь явно указывает на неуважение молодого человека к старшему, используется в пренебрежительном, насмешливом, издевательском тоне по отношению к пожилому человеку. В этом случае было бы очень уместно сказать: «Пришел наш Аға (старший брат) или Ата (дедушка) по имени такой-то».

«Почему наши шалы стали такими подхалимами» (из газеты). Действительно, подхалимство – крайне неприятное качество для пожилых людей. Если бы это был Ак-сакал Ата, Абыз Кария, который защищал бы честь народа и решал его проблемы, он бы всегда говорил правду (истину) перед ханом и перед народом, говоря: «Даже если отрубят голову, язык не отрубят». Одно лишь слово, явно демонстрирующее подхалимство, мгновенно превращает старика в шала. Следовательно, для каждого казаха нет большего подвига и счастья, чем уметь красиво состариться, будучи названным Ата, Ак-сакал, Кария, Абыз.

Когда мы говорим «Шал – имя черта», то черт и шал начинаются с одного корня «ша», что означает, что состарившийся человек стал как черт, не принося никакого пользы своему народу и потомству, кроме как «есть и опорожнять ноги», то есть является живым существом. Старый шал приравнивается к вечно не умирающему черту, развращающему народ. Молодцы, мои Ата! Вот это мудрость. У казахов есть и такое словосочетание «джин-шайтан». Корень джин – «ын», далее кын, кинап, то есть означает женщину. Следовательно, черт имеет женское происхождение. Это и означает джин-пері. Вот что мы подразумеваем под этими словосочетаниями: «шал» – это человек, который не достиг возраста, не имеет авторитета ни в своем роде, ни даже в своей семье, человек, зависящий от жены и детей. Казахское слово «Азгын» также используется в этом значении. Оно означает, что казахский человек, который никогда не говорит два слова и держит свое слово, потерял разум и превратился в многословную женщину. Наши мужчины, которых мы ежедневно видим на театральной сцене, переодевающиеся в женские костюмы (надевающие женскую одежду и играющие женские роли), носящие серьги и платки, сменившие пол, и те, кто отказался от «казахского принципа одного слова» и, занимая руководящие должности, лгут, широко раскрыв глаза, являются ярким свидетельством того, о чем мы говорим. «Слово мужчины – его смерть» (пословица).

«Жили-были, жили-были, жили-были, жил старик по имени Каңбак шал. Он был несчастен из-за скота и других проблем. Он был беден. Он зарабатывал на жизнь, ловя рыбу и ловя ее. Когда дул ветер, шал катился. Поэтому ему дали прозвище Каңбак шал» – из этой сказки мы ясно видим, на каком уровне находится понятие «шал». Если бы статус слова «шал» был равен статусу Ата, Ак-сакал, Кария, то мы бы добавили к ним и «Каңбак» – «ветер дует, садится в сай» – Каңбак Ата, Каңбак аксакал, Каңбак кария. Следовательно, говорить, что понятие «шал» находится на одном уровне с Ата или Кария, совершенно неуместно.

Сколько бы мы ни пытались оправдать слово «шал» как хорошее слово, используемое наряду с такими уважаемыми названиями, как Ата, Ак-сакал, Кария, Абыз, Карт («Живите долго, мои старцы!»), слова, часто встречающиеся в народе: «алжыған шал» (безумный шал), «саңырау шал» (глухой шал), «осырақ шал» (хромой шал), «ақсақ шал» (хромой шал), «тоқсақ шал» (хромой шал), «соқыр шал» (слепой шал), «қыңыр шал» (упрямый шал), «қисық шал» (кривой шал), «малшы шал» (пастух шал), «жалшы шал» (прислужник шал), «жағымпаз шал» (подхалим шал), «қайыршы шал» (нищий шал), «қажыған шал» (уставший шал), «жұтыр шал» (жадный шал), «сұм шал» (коварный шал), «қу шал» (хитрый шал), «жалмауыз шал» (жадный шал), «жасына жетпей қартайған шал» (шал, состарившийся раньше времени), «шал-шалшық» (шал-шалшык), «шал-шауқан» (шал-шаукан), «шал-шапыр» (шал-шапыр) – разве они не ясно показывают, насколько велико расстояние между шалом и кария?! Как вы сами видите, все слова с негативной окраской присоединяются только к «шал».

Урок истории: те, кто, не зная разницы между словами, говорят «шал» своим старшим, полностью заслуживают всех этих названий.

Однажды мой покойный отец собирался куда-то поехать и садился на лошадь. К нам подошел мужчина лет тридцати и, не поздоровавшись, не спросив, как дела, начал говорить: «Шал! Ты знаешь это?» Я посмотрел на отца, увидев, что его лицо покраснело, словно он тушил пожар. Отец сказал: «Если хочешь услышать мой ответ, скажи «подойди поближе»». Когда тот мужчина подошел к отцу, отцовский кнут задел и его лопатку. Мужчина, у которого «порвалась кожа на лопатке», засуетился и закричал: «Ата, что вы делаете?», «Что я вам сделал?», и только тогда отец перестал махать кнутом. Тогда отец спросил его: «Чей ты сын?» и сказал: «Во-первых, здоровайся с теми, кто старше тебя. Во-вторых, никому не говори «Шал». «Шал – имя черта», откуда ты знаешь, что я черт?» Мужчина сказал: «Ата, простите!» и пообещал больше не повторять, после чего ушел.

Все сыновья и дочери казахов уважали старших, называя их «Ата (Атай)», «Әке (Әкей)», «Аға (Ағай)», «Әже (Әжей)», «Апа (Апай)», «Жеңге», «Жеңеше», а если повезет, то Бәке, то есть отец Бақыт, Ереке, Сәке. Это тоже один из обычаев казахского «ат тергеу» (обращение по имени или прозвищу). Ат тергеу – это высокое проявление вежливости, воспитанности, скромности нашего народа в отношении уважения к людям. В настоящее время среди молодежи, особенно среди тех, кто занимает руководящие должности, и среди богатых, часто встречаются те, кто называет пожилых людей «Шал», «Эй, Шал», «Мына шал» или «Старик». Так говорить и называть по имени старшего человека – это крайняя грубость и дикость. Как я уже говорил, старики в нашем ауле не позволяли младшим называть себя «шал». Если находился какой-нибудь глупец (безумный, невежественный, слепой, тупой), не знающий разницы между словами, то кнут этого старика «играл» на лопатке глупца. Старшие всегда говорили: «Не называйте старших «шал», «шал – имя черта», потому что у них обоих одинаковые первые буквы». У казахов есть слова, начинающиеся с этого слова: «шала», «шалажансар», «шалағай», «шалақай», «шалапай» (неспелый, недостаточный, незрелый), «шалжию», «шалқаю» (а. неправильно сидеть, б. неприятное действие), Кір шалу (быть грязным), «шалшық» (не море, не озеро, грязная вода, собранная в маленькой яме), «шалыс» (ошибка), «шалаш» (что-то похожее на дом, но не дом, навес), «шалан» (название высохших водорослей, растущих только в воде), «шалам» (трава-шалам, неполноценная пища, то есть неплодородная пища), шалықтау (терять рассудок), «шалы» (зерновая культура, которая варится только в воде и питается только водой), шалғы (серп), шалғын (зеленая трава). Следовательно, «шал» означает «невежественный (несчастный) человек», который прожил всю свою жизнь, ничего не зная, кроме «еды и опорожнения ног», и не оставил ничего, что могло бы служить примером для потомства.

А серп называется шалғы (шалғы орақ) потому, что состарившийся «шал» ничем не отличается от этого серпа, который «скосил» зеленую траву (великую казахскую культуру).

Если говорить об этимологии слова «шал», то оно состоит из двух слогов: Ша и Ал.

Корень слова Ал – это собирательное название наших первых предков. От этого корня происходят понятия Алғы (передний, первый, предстоящий), Алаш, Алты Алаш.

1. Ша – шаб (натиск, набрасываться, гонец), 2. шағ (дети, чайка, шаг), 3. шад (радостный), 4. шай (шаль), 5. шақ (приглашение, верста), 6. шал (шала, шалапай, шалағай, шалақай, шалажансар, шалық, шалықтау, шалшық, шалқыма, шалы, шалу (споткнуться), шалғы шалт (движение), шала казах и т.д.), 7. шам (светильник), 8. шан (сани, худой), 9. шаң (пыль, снег), 10. шап, шапан, шапалақ, шапқылау 11. шар (круглый шар, достигать вершины), 12. шат (радость), 13. шау (шау тарту), 14. шаш (волосы на голове), всего получается 14 слов. В древнем казахском алфавите 30 букв-символов, остальные 12 – заимствованные буквы, введенные под влиянием русских. Расположение этих букв соответствует принципу 50/50, как и в Священном Коране. Следовательно, буква «Ш» дает половину последних 28 букв, и это называется Шал. Последние 29-я буква «Ы» и 30-я «І», означающие «сын (дочь, потомок) последнего Алаша», не включены сюда. В действительности, все полные казахские корневые слова должны составлять 15/15, то есть 50/50. Следовательно, и здесь не образовалось полноценное слово, одна часть осталась внутри.

«Шал – неполноценный, кария – уважаемый» (Торегельды Шарманов, академик, лауреат Государственной премии Казахстана: Ак-сакал – совесть народа).

«Бывает, что мы, не понимая смысла слова, не углубляясь в него, используем его неуместно. Написанное слово, как высеченная на камне надпись, не стирается и остается для последующих поколений. Чтобы наши потомки не ошибались и использовали каждое слово по назначению, нам самим следует изучать происхождение всех слов и знать сферу их применения.

Обычно мы путаем аксакала с шалом, а шала с кария, и используем их как синонимы. На самом деле, у синонимов тоже есть свое место применения.

Бауыржан Момышұлы разделил пожилых людей на четыре категории: шал, кария, аксакал, абыз. Старик, который не выходит из семьи, следит за дымом, ходит по домам и сплетничает о политике – это шал. Старик, который держит свою семью в руках и правит ею, не допуская ее развала, – это кария. Старик, который обеспечивает нужды целой деревни, латает ее дыры, помогает мужчинам сесть на коня и возвышает их – это аксакал. Старик, который говорит от имени всего народа, защищает его честь, решает его споры, рассказывает об истории и впитал в себя национальный дух и благородные качества – это абыз». На мой взгляд, здесь не нужны комментарии.

Подробнее: http://massaget.kz/layfstayl/debiet/bauyirjan_momyishulyi/35726/

При копировании материала на сайт Massaget.kz обязательно должна быть гиперссылка.

Из приведенных выше данных мы видим, что слово «Шал» имеет несколько значений.

А. Для некоторых регионов казахской степи это положительное слово, уважительное название. Иначе слово «Шал» не было бы присвоено названию рода, горам, рекам, населенным пунктам.

Ә. Шал – повелительное наклонение, означающее (вместо того чтобы быть шала) действовать противоположно, принести жертву, споткнуться (совершить коварство), убить, отрезать, предотвратить.

Б. Шал – это оскорбительное слово, произносимое в адрес наших пожилых людей, которое не стоит и в подметки таким уважаемым понятиям, как Ата, Ак-сакал, Кария, Абыз, которые высоко ценит казахский народ.

Великие Ата оставили нам мудрое изречение: «Дети процветающей страны называют друг друга батырами, а юноши угасающей страны – женщинами».

Приведенные выше примеры показывают, что мы используем слово, не понимая его смысла, не углубляясь в него, и употребляем его неуместно. «Сказанное слово – выпущенная стрела», его нельзя вернуть назад, а написанное остается для последующих поколений, как высеченная на камне надпись. Чтобы наши потомки не ошибались и использовали каждое слово по назначению, нам самим следует изучать происхождение всех слов и знать сферу их применения.

Всем вам я бы дал следующий совет. Каждый день, раз в день, спрашивайте себя: каков уровень вашей любви к родителям и старшим? Если вы не чувствуете уважения и любви к своим Ата и Ана и пожилым людям, то Бог вас наказал. Это означает, что вы не смогли соответствовать завещанию наших Великих Ата: «Если родители твои сошли с ума, держи их связанными!». То, что вы не можете уважать старших, презираете и оскорбляете их, снимаете кинофильмы под названием «Шал», пишете литературные произведения и статьи, и называете их «Шал», станет величайшим горем казахского народа в будущем. Оно уже является горем. Уменьшение уважения к старшим и увеличение количества домов престарелых в стране в последние годы – яркое тому свидетельство.

Здесь стоит особо отметить, что, презирая и оскорбляя старших, никто не даст нам хорошего Ата, хорошего Аға. Давайте научимся быть довольными тем, что имеем, и уважительно говорить с теми, кто старше нас, называя их Аға, Ата, Әже, Апа. Если мы сами сможем красиво состариться, став хорошими Аға, хорошими Ата, это приведет к добру.

А старикам я хочу сказать: в древности, даже в наше детство, когда старшие обижались на некоторые негативные поступки молодежи, они выражали свое недовольство словами: «Будь здоров!», «Размножайся!», «Будь тысячу раз здоров!», «Пусть твой род не прервется!». Они благословляли своих потомков, ругая их. А нынешние же постоянно говорят всякую чушь, ругаются матом, говорят «умри», «сдохни», «исчезни», «пропади» и т.д. Что еще можно сказать, кроме «Дай Бог доброго продолжения!»?

Из вышесказанного и моего личного опыта я сделал вывод, что слово «Шал» часто используют те, кто считает, что кроме них никого нет, кто презирает других и говорит высокомерно. На самом деле, высокомерная речь (называть старшего шалом, а не Ата или Аға) и грубые слова в адрес кого-либо, ругань и т.д. свидетельствуют о низком уровне образования, воспитания и культуры любого человека. В древности старшие спрашивали у таких: «Чей ты сын?» Это означает, что это связано с воспитанием, полученным от Ата и Ана в вашей семье, и с средой

Previous Post

В Правительстве обсудили вопросы регистрации граждан по месту временного пребывания

Next Post

Иракская армия заняла стратегически важный район Мосула

Next Post

Иракская армия заняла стратегически важный район Мосула

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.