На этом берегу есть какое-то волшебство. Есть тайна, есть очарование… Кто из нас в минуты отчаяния, когда душа мечется, а мысли разбегаются, первым делом ищет этот берег? Какая в нем сила? Вот пара, держась за руки, убаюканная подушками из звонкого золота, вот удачливый богач, идущий в одиночестве, вот девушка в углу, беззаботно опустив ноги в воду, а вот молодой поэт в другом углу, заливаясь слезами, читает стихи… Этот берег – берег судьбы. Верный друг, который разделит любую твою печаль, друг, который не раскроет твоих тайн и не предаст. Небо над этим берегом тоже удивительно. Неужели оно хочет смыть берег, который был свидетелем радостей и печалей стольких людей, и поэтому льет и льет? Мы изначально научились очищаться у природы. Если у вас есть хоть малейшее сомнение в моих словах, спросите любого студента КазГУ. Пусть он расскажет о славе своих верных друзей. Именно поэтому этот берег такой проникновенный, такой чувствительный – это берег поэта, берег Хамита Ергалиева…
Как только говорят: «Прошел Хамаң» –
Скажите: «Прошло время»,
Сила разума –
Скажите: «Ушла сила из поэзии»…
Когда время от времени проходишь вдоль берега, эти строки оживают в сознании, наполняют грудь. Это стихи, написанные Жарасханом Абдрашом в 1997 году, когда поэт Хамит ушел из жизни. С тех пор прошло много лет. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Народного писателя, Лауреата Государственной премии Хамита Ергалиева. В 1996 году, на его 80-летие, Елбасы лично приехал поздравить и отметил бессмертие творческого наследия Хамана. В своем выступлении на том собрании Зейнолла Кабдолов дал точное определение творчеству Хамита:
– Не будем скрывать, сегодня в литературной среде набирает силу одно неосторожное мнение. Его суть – категорическое неприятие литературы, созданной в советское время, даже тенденция полностью исключить из истории литературы произведения, изображающие реальность того времени. Это не очень грамотное мнение. Экспертам, понимающим природу словесного искусства, знающим психологию художественного творчества, не следует идти на такие крайности. В период красной империи, которая более семидесяти лет перекраивала полмира, как тесто, и правила им, люди жили своей жизнью, умирали, имели свой характер и облик, их мысли и мечты, их тайны и чувства, их действия и поступки, их победы и поражения, их достижения и заблуждения – все это превратилось в живое повествование. Творчество Ергалиева, находящееся в центре казахской литературы, является долговечным, назидательным наследием, ханской казной.
Ведь Хамит Ергалиев – великий своей эпохи, голос своего века.
В поэзии нет юности. Есть эпоха. Каждая эпоха имеет свою боль, свое чувство, свою мысль. Следовательно, нет понятий «старая песня» или «новая песня». А что насчет поэта, чье время прошло? Мы не можем отрицать, что есть писатели, которые перестают читаться с каждой сменой эпох. На самом деле, это не слабость поэтики поэта, а лишь смена мыслей, охватывающих время.
Разбросанная соль, сапоги
Женщина, которую застрелил адмирал,
Вороны сидят на страже…
Разве эта картина поэта Хамита не трогает вас? Пыль и пепел послевоенного горя и страданий предстают перед глазами. Хотя эпоха сменилась, и вместе с ней сменились мысли, разве горе, пережитое твоим родным краем, не заставляет дрожать? Заставляет. Разве мы не находим в этой картине правду нашего времени? Находим. Подставьте другое слово вместо «адмирал» и прочитайте снова. Вы невольно будете тронуты. То есть, в поэзии ни чувства, ни мысли не стареют. 100-летний юбилей Хамита Ергалиева сначала отметила Алматы, а затем продолжил его родной край – Атырау. Мы также приняли участие в торжестве в Атырау от имени журнала «Ақ желкен». Мы разделили всю доброту и величие трехдневного собрания. Мы беседовали с потомками поэта, его коллегами, учениками. Мы впитали в себя множество историй и драгоценных тайн, связанных с жизнью поэта…
Койшыгул ЖЫЛКЫШИЕВ, лауреат международных премий «Алаш», «Махтумкули»:
– Хамит Ергалиев – поэт с высоким авторитетом в казахской поэзии, с уникальным, сильным голосом. Его особенность в том, что он придал стихам чрезвычайно мощный импульс, показал, как должны звучать рифма, содержание, ритм, в целом, исполнение стихов, будучи чрезвычайно талантливым человеком. Поэты, которые раньше просто проходили мимо рифмы, учились у произведений Хамана.
Хаман с 1959 года не работал. Он держал себя в свободе и занимался только подлинным творчеством. Он выпускал 1-2 книги в год. Это значит, что он брал в руки перо и сидел за столом день и ночь. На эти стихи он кормил семью, учил детей, принимал гостей. Я бы назвал это одним из качеств, демонстрирующих трудолюбие поэта. Он участвовал во Второй мировой войне в кавалерии, потерял четыре конечности. Сейчас мы читаем, что кавалерийская дивизия, где служил этот человек, полностью погибла в той войне. Хаман был одним из немногих выживших. Хаман переводил на казахский язык не только русских Пушкина, Маяковского, Анну Ахматову, но и великих зарубежных поэтов, начиная с Шекспира. Особенно велик был его вклад в формирование жанра сонета. О Хамане можно говорить много.
Отец Хамана, Ергали, был богатым человеком. Говорят, когда пришли забирать его отца во время конфискации, совсем юный Хамит бросился вперед, набросившись на охранников.
– Я не отдам отца, он невиновен! – кричал он. Люди были так шокированы этим неожиданным событием, что с трудом избавились от мальчика. Тогда Хамиту было всего 12-13 лет. Эта храбрость пронизывала все стихи Хамита.
В начале вашего вопроса вы упомянули «школу, сформированную Хаманом». После Ильяса Жансугурова, именно Хамит лучше всех писал о кюе, кюйши, домбре. В то время имя И. Жансугурова не упоминалось. После этого поэты, начиная с Жумекена и Кадыра, довели произведения об искусстве, стихах, домбре до совершенства. Это и можно назвать школой Хамана. Новаторство Хамана в казахском стихосложении – это тоже большая школа. Главное, чтобы мы не ослабили его силу, не притупили мощь буйной, необузданной песни.
Последующее поколение знает Хамита Ергалиева только по книгам, читая его стихи. А каким человеком он был в жизни, в семье?
Каким было его человеческое лицо? Детство, юность, жизнь в годы войны, последующая жизнь – мы затрудняемся ответить. В казахском языке есть пословица «спрашивай у знающих». Опираясь на эту пословицу, мы попытались привлечь к разговору и его потомков…
Мурат ЕРГАЛИЕВ, сын поэта:
– Он вырастил нас на гонорары за свои стихи…
– Мой отец Хамит – эпический поэт. Об этом говорят и литературоведы, и широкая публика. В свое время поэты затрагивали различные темы с разных сторон. Однако никто не мог сравниться с поэтом Хамитом в эпических произведениях. Можно без преувеличения сказать, что он был единственным поэтом, который достойно продолжил великую традицию эпической поэзии, начатую Ильясом Жансугуровым. Отец был таким же правдивым человеком, как и в своих стихах. Он уделял внимание тонким деталям в отношениях между людьми. Он не писал о мимолетных чувствах, а только о тех драгоценных чувствах, которые он лелеял всю жизнь. В книгах, написанных для детей, он избегал банальности и пустоты. Он хотел сделать свои стихи для детей максимально понятными и глубокими.
Потому что он понимал свой долг перед следующим поколением. Он не хотел никого обманывать. Он хотел, чтобы люди ценили жизнь. Ведь он видел войну. Это люди, которые осознали ценность благополучия человека и страны. Нас не баловали, но и не оставляли голодными, не унижали перед другими. У отца было трое сыновей и две дочери. Один из моих братьев умер. Он проработал шесть лет на подводной лодке в Ленинграде. Из-за радиации он умер рано. Есть две дочери – моя старшая сестра и младшая. Отец не работал в газетах и журналах, занимался только творчеством. Благодаря этому он вырастил нас на гонорары за свои стихи. Он говорил: «Из меня не получится чиновник. Вы все равно не вырастите меня как сына богача». Может быть, из-за характера он хотел жить свободно. Отец всю жизнь собирал книги, его библиотека была богатой. Он читал их вдумчиво. Эти книги сейчас в Астане. Когда наш сын женился, мы были вынуждены продать дом, в котором жил отец. Мы хотели сделать этот дом музеем, но не смогли получить разрешение.
Если спросить о родословной, то отца Хамита звали Ергали, отца Ергали – Жармухамбет, а отца Жармухамбета – Койыс. Говорят, Койыс был влиятельным человеком в округе. У нас есть поговорка: «Мысль правил русский, степь – Койыс». Это было время хана Жангира и Махамбета. После него осталась песня «Койыстын коныр ани» («Мелодичная песня Койыса»). Отец любил играть эту песню на домбре. Сам он был прекрасным певцом. Поэты говорили: «Давайте позовем Хамана и послушаем оперу». Он часто пел народные песни, запрещенные песни тех, кого в тридцатые годы объявили бандитами и арестовали. В его репертуаре были песни Амангали банды, Ергали Есжанова.
Он долго играл кюй. Особенно «Серпер» Курмангазы. Если бы он продолжил в том же духе, он стал бы народным артистом давно. Он имел обыкновение приглашать кюистов, молодых и старых, и угощать их. Он приводил домой молодых, только начинающих музыкантов, таких как Азидолла Ескалиев, Каршыга Ахмедьяров, Шамиль Абилтаев, и заставлял их играть кюй до рассвета. Он сам отвел Шамиля к Сабиту Муканову, познакомил их и за три месяца купил ему дом. Шамиль тогда был еще студентом. Разве не велика доброта – купить дом студенту!
Алтын МУХАМЕДИЯРОВА, невестка:
– «Я не могу быть лжецом»
– Когда мы переехали из Караганды в Алматы в конце семидесятых, наш сын Айдар был еще малышом. Приехав, мы отдали Айдара в русский детский сад. Через неделю-две ребенок, говоривший по-казахски, заговорил по-русски. Тогда дедушка сказал: «Эти люди собираются сделать моего мусульманского ребенка русским», и отвел его в единственный казахский детский сад в Алматы. Устроить туда было невероятно сложно. Несмотря на это, он изо всех сил старался и устроил внука в казахский детский сад. Айдар, будучи ребенком, говорил: «Дедушка говорит, что я говорю на двух языках. У меня только один язык». Когда Айдар учился в первом классе, мы заметили, что у него в кармане есть деньги. Мы отругали его: «Мы никому из нас не давали тебе таких денег. Откуда ты их взял?» Оказалось, он рисовал картинки для детей в своем классе. Однажды он устал и перестал рисовать. Тогда дети давали ему деньги, предназначенные для буфета, и просили нарисовать картинки. Когда мы рассказали об этом дедушке, он рассмеялся и сказал: «Вы его отругайте. Но после меня он заработал гонорар». Он был ребенком по натуре, легко верил всему. Он прожил двадцать пять лет в первом доме, который ему дало правительство. Сейчас там висит мемориальная доска. Шум от проезжающих троллейбусов и города мешал записи: «Я хочу продать этот дом. Взамен дайте мне дом в более тихом месте города», – написал он письмо Кунаеву. За это время мы переехали из Караганды, зарегистрировались в том доме. Дедушка сказал: «Я обещал Кунаеву, что верну этот дом. Я не могу быть лжецом», и мы снова были вынуждены переехать. Когда мы приехали, оказалось, что все переезжают оттуда из-за плохого строительства. Так мы и получили эту четырехкомнатную квартиру в центре. Сейчас, когда я думаю об этом, я понимаю, что мы научились у этого мудрого старца понятиям греха и добра, человечности и низости, терпения и мужества.
Два подвига Хамана
Койшыгул ЖЫЛКЫШИЕВ:
– Есть исторические события, которые многие люди не помнят. Например, многие знают, что известный композитор Смагул Кошекбаев привез в Алматы Дину, которая гастролировала и выступала в Астраханской области, будучи уже старой и уставшей. Однако мало кто знает, что младший брат этого Смагула, Наумет Кошекбаев, нашел и популяризировал кюи Махамбета, введя их в научный оборот. Братья Кошекбаевы внесли такой великий вклад в казахское искусство. А кто нашел могилу Курмангазы? Сам Хаман в одном из своих воспоминаний пишет: «Я с трудом нашел это кладбище в 1952 году, когда пешком обходил берега Бозана и Кигача. В той поездке я определил имена его жены и матери, узнал несколько неизвестных ранее кюев. В 1954 году я привез Ахмета на могилу Курмангазы. В тот раз мы подняли вопрос о мавзолее и добились выделения средств от Гурьевского обкома. В год постройки мавзолея улица Артиллерийская в Алматы была переименована в честь кюйши. Это тоже было свидетельством налаживания отношений. Известный художник-скульптор, ныне покойный Молдахмет Кенбаев, чье имя является нашей национальной гордостью, уже давно выиграл первый приз на конкурсе, объявленном для памятника Курмангазы!.. Автор долго думал, обдумывал и нашел идеальное место на склоне Алматинских гор!.. Ахмет Жубанов, автор и я трое, мы восхищались этим будущим творением в своих мечтах и даже возлагали к нему огромные букеты цветов. Я теперь даже стесняюсь говорить, сколько раз я водил Молдахмета в разные места с верой в то, что это дело скоро осуществится», – говорит он.
Однако прискорбно, что он не услышал благодарности от родных за то, что при жизни добросовестно выполнил этот сыновний долг. С этих поездок родился знаменитый «Курмангазы» – роман-дастан. В этом произведении Хаман писал ритмы стихов в стиле кюя, придав казахскому искусству новую окраску и благородный облик. Таких романов-дастанов, написанных стихами, после Хамана не появлялось.
Мурат ЕРГАЛИЕВ, сын поэта:
– Он поехал в командировку в Туран. С ним был Кайнекей Жармаганбетов. Во время той поездки по нескольким областям он специально заехал в Кокшетау и нашел могилу Акана сері. Сначала на могиле Акана сері был установлен деревянный знак. Поскольку там было много деревьев, существовал обычай ставить знак на могиле из дерева. Позже произошел пожар, и могилы сгорели. Только несколько стариков, знавших об этом, защищали их, не подпуская никого, но после их смерти могилы были бы растоптаны. Те старики сказали Хамиту: «Здесь находится могила Ахана. Если ты не скажешь кому-нибудь из руководителей, чтобы ее защитили, это будет грехом». Не была ли это эпоха разрушителей, которые распахивали пустые земли? Старики вставали перед тракторами и не пропускали технику, защищая могилы. Отец пошел к первому секретарю Кокшетау Клишову, добился выделения денег, обнес могилу Акана сері оградой и установил знак, сохранив ее.
Усен ТОРТАЙ
«Ақ желкен», №10
(октябрь, 2016)