ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Амангельды Айталы. Сейчас, когда речь заходит о религии, многие говорят «экстремист», «террорист», «ваххабит»

Амангельды Айталы. Сейчас, когда речь заходит о религии, многие говорят «экстремист», «террорист», «ваххабит»

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
22 декабря, 2016
in В мире
0

Как и другие народы Советского Союза, казахский народ пережил эксперимент перехода от феодализма к капитализму. Идея повышения уровня развития отсталых народов в сферах хозяйства, образования, культуры, техники, возможно, и была правильной. Однако на практике была поставлена цель за 10-15 лет перестроить бытие нации, культуру, религию в соответствии с социалистическими нормами (стандартами). Если в колонизированном Казахстане веками проводилась христианизация (крещение) и русификация, то Советское правительство теперь объявило идеологическую борьбу атеизма против ислама и православия с классовых позиций. Борьба велась крайне грубо и жестоко. В период социализма было взято под контроль ускоренное формирование новой светской атеистической культуры, сложилась неблагоприятная обстановка вокруг церквей и мечетей. Самым нелепым было то, что государственнообразующая идеология марксизма-ленинизма, будучи атеистической по своей сути, приобрела священный религиозный характер. Вождям приписывались качества, свойственные чудотворным пророкам, коммунизм пропагандировался как образ светлого будущего, подобного раю.

В Казахстане, как и в других постсоветских государствах, несмотря на предоставление свободы религии, ситуация, связанная с религией, была особой. Европейские страны имеют урегулированную, определенным образом устроенную политическую и идеологическую систему, богатый опыт диалога с любыми радикальными течениями или предотвращения их вредных последствий. В Казахстане, как и в других молодых государствах, ситуация иная: разрушены мечети, церкви, храмы, конфискована религиозная литература, религиозные деятели подверглись преследованиям. Немногие религиозные служители, имамы, священники, пережившие геноцид, настолько глубоко прониклись страхом, что сегодня стали пассивными, нерешительными, не готовыми к демократическим условиям и свободе вероисповедания, не смогли стать духовными лидерами. Поэтому они не смогли удовлетворить духовные потребности страны и запросы молодежи. Коммунистическая идеология, атеизм также не прошли бесследно. Насильственное внедрение идеологии атеизма на протяжении нескольких десятилетий шло параллельно с целью искоренения религии с корнем. Влияние религии ослабло, ее благотворительная, гуманистическая деятельность также была запрещена. Тем не менее, религия не была уничтожена с корнем, атеизм не смог ее усвоить, но влияние религии, духовная сила снизились, подавляющее большинство народа было отстранено от мечетей и церквей. Холод атеизма, опасение и страх перед религией наблюдались и в Казахстане. Особенно проявился страх перед исламом. Появились те, кто не признавал, что ислам, как и другие религии, воспитывает в терпении, благоразумии, что вместе с благочестием живут доброта и гармония. Иногда распространялось мнение, что религия в цивилизованных европейских странах отстранена от общества. Казахстанцы не знали, что в этих странах влиятельная религия является государственной силой. Великобритания – англиканское государственное церковь, во главе которой стоит глава государства, монарх королева Елизавета II. А евангелическо-лютеранская церковь во многих странах имеет государственный статус; в Швеции церковь находится в ведении правительства. Все граждане обязаны платить церковный налог, церковь финансируется из государственного бюджета, церковь владеет лесами и землей; в Финляндии все расходы церкви покрываются из государственного бюджета и за счет церковного налога; в Дании глава церкви – король, собираются специальные налоги, священники считаются государственными служащими; в Исландии глава церкви – президент, и государство отвечает за экономическое положение церкви.

В нашей стране атеизм проявлялся по-разному. Некоторые, поддавшись навязанному извне мнению, утверждают, что ислам в нашей стране чрезмерно распространяется, мечетей стало слишком много, религиозные символы преобладают в городах, что не соответствует светскому государству. Есть и те, кто говорит, что наше государство становится клерикальным или подчиняется религии. В светских государствах, уважающих свою страну и духовные традиции, не осмеливаются открыто говорить такие вещи, считают это невежливостью, а в этих странах религиозных храмов, полумесяцев и крестов предостаточно. Наше государство, Советское правительство, готово было обвинить в национализме всякого, кто говорил о нации. Теперь же, когда речь заходит о религии, особенно об исламе, многие стали называть его последователей «экстремистами», «террористами», «ваххабитами». На самом деле, такую квалификацию может дать только суд. Хотя религию еще не считают врагом, но видят в ней конкурента в идеологической сфере. Нашлись те, кто видит скрытую опасность в том, что больше молодежи посещает мечети или одевается по-особому. Вместо того чтобы сделать обновленное религиозное сознание опорой культуры, объединяющей страну, наблюдаются попытки возвести преграду между религией и народом, религией и культурой, расколоть страну.

Правоохранительные органы и спецслужбы также понимают свою деятельность слишком широко, выходят за рамки своих полномочий, пытаются подменить собой деятельность других государственных органов. Известно, что стремление все контролировать и иметь все «в своих руках» не дает желаемого результата ни в одной сфере. Постоянное принуждение и призывы к «дружбе» могут довести человека до отчаяния и даже до самоубийства. Под предлогом борьбы с экстремизмом происходит вмешательство в личные дела граждан. Иногда за криминальными конфликтами видят религиозный подтекст. Поиск причин угроз только в религии ограничивает поиск других, социальных причин. Это, во-первых, происходит из-за попыток средств массовой информации соседних славянских стран видеть все беды в мусульманах, изображать их чудовищами и оправдывать себя. Это особенно ярко проявилось во время войны в Чечне. Во-вторых, психология, связывающая благочестие с «фанатизмом» и радикальными действиями, до сих пор проявляется и внутри нас. Хотя религия является основой ценностей наших предков, до сих пор сложно понять ее суть. Как сказал русский поэт А. Вознесенский, у многих современных казахов пуповину перерезали атеисты, и поколение, не получившее духовного воспитания, теперь пропускает многое через сито разума.

Атеизм возник в основном в европейской культуре как оппозиция христианству. Однако главной функцией атеизма было не критиковать религию. Его основная функция была и остается – научное объяснение природы и общества, формирование познавательных и созидательных способностей человека, и только потом – критика религии. Связывать атеизм только с материалистической философией также ошибочно. Он присущ и идеалистической философии. Достаточно упомянуть Ф. Ницше, А. Камю, Ж. П. Сартра, Б. Рассела. Независимость и гласность вскрыли многие трагические события, массовые репрессии, голод после Октябрьской революции. Советское правительство проводило крайне жестокую политику в отношении служителей культа, мечетей и церквей. Этот произвол вызвал гнев народа и породил сопротивление советской идеологии, особенно «научному атеизму». Жестокий, грубый советский атеизм был явлением, отличным от атеизма, сформировавшегося в мировой истории. Учение о жестоком безбожии было направлено против всех сфер духовной жизни – литературы, искусства, поэзии, права, гуманитарных наук и образования. Критика прошлых преступлений, в конечном итоге, превратила атеизм в бранное слово, а его сторонники были обвинены в жестокости, злодеяниях, разрушении памятников культуры, в ответственности за массовые репрессии.

В колонизированном Казахстане национально-освободительное движение приобрело религиозный характер, и религия сплотила различные социальные и политические силы. Традиционная культура, в том числе религиозные ценности, оказала непримиримое сопротивление политике русификации. Поэтому казахи рассматривали тоталитарный атеизм как идеологию, разрушающую нацию и религию. Хотя атеистическое образование и воспитание оставили свой след в сознании казахской нации, но не смогли глубоко укорениться, поэтому атеисты в период независимости не подняли восстания против религиозных убеждений. А православные – атеисты начали ценить христианские ценности. Коммунисты также, хотя бы внешне, отказались от атеизма. Теперь атеизм начал «стареть». Если старшему поколению было трудно отказаться от укоренившихся в сознании убеждений, то у молодежи, склонной к новому, быстро вырос интерес к религии.

В постатеистическом Казахстане, как и в других бывших социалистических странах, возникла дискуссия вокруг проблемы атеизма и человечности. Концепция этического имманентизма поддерживает мнение: «Невозможно иметь человеческие, добрые качества в человеке вне веры в Творца, признания пророков Его посланниками, признания Священных книг». Кризис советской власти, моральный упадок в постсоветских странах объясняются ослаблением религии. В конечном итоге, эта проблема упирается во взгляд на человеческие принципы воспитанного в атеистическом обществе поколения с точки зрения религии.

Известно, что не только простые люди, но и некоторые представители Коммунистической партии внутренне, хотя бы поверхностно, придерживались принципов религии, и среди них было немало мягких, добрых, милосердных людей. Вместе с тем, они высоко оценивали социальную справедливость в период социализма, развитие науки, образования, культуры и одобряли критику представителями атеистов поведения представителей религии. При этом они оценивали соответствие некоторых аспектов социалистической идеи и религиозных проповедей, особенно в вопросах воспитания. Французский философ Клод Адриан Гельвеций, говоря, что межрелигиозные конфликты невозможно оправдать никаким разумом, обращает внимание на следующую притчу. Известный художник увидел во сне, что поднимается к вратам рая, и его поразил старец с густой бородой, спускающейся до пояса, с ключами в руках. Присмотревшись, он увидел, что это святой Петр. Апостол сидит перед вратами рая. К нему направляется группа людей. Первым подходит католик: «Я всю жизнь придерживался этой веры, я добрый, милосердный человек», – говорит он. «В таком случае», – говорит апостол, – «проходи в ряд, где сидят католики в раю». Затем появляется протестант, он тоже представляет себя как человека с большими человеческими качествами, усердного, и получает такой же ответ. Затем мусульмане из Багдада, Басры и других городов говорят, что они милосердные, великодушные люди. Святой Петр предлагает мусульманам почетное место. Наконец, приближается еще один человек: «Какую веру ты исповедуешь?» – спрашивает апостол. «Я, святой, никакой веры не исповедую, но я тоже добрый, сострадательный человек», – говорит он. «В таком случае, тебе тоже можно пройти, но куда мне тебя посадить?» – с трудом говорит апостол. Потому что в раю есть место только для верующих. «Выбирай место сам, садись рядом с теми, кого считаешь разумными», – говорит апостол. На убеждения людей не действуют приказы и насилие. Гельвеций приводит слова отрекшегося от престола короля: «У меня дома более 30 часов, но среди них нет двух, которые показывали бы одно и то же время. Как я могу заставлять всех людей думать одинаково в вопросе религии? Какая глупость, какое высокомерие!», – сожалел он, хотя и поздно. Из этого примера возникает мысль, что не только верующий человек, но и неверующий может быть добрым, благочестивым, благословенным, или же порочным, немилосердным.

На страницах российского журнала «Наука и религия» в ходе дискуссии «Верующие и атеисты в современном обществе» была высказана следующая мысль: «Отказывать атеистам в нравственности невозможно. Наши деды, отцы воспитывались и формировались в атеистическом обществе и при этом были потрясающими в моральном плане людьми. Конечно, в советском обществе были и верующие, но ведь были и те, кто вполне сознательно считал себя атеистом и при этом был носителем высоких нравственных принципов». Эта дискуссия, перешедшая в уважительную, взаимно уважительную плоскость, высказала мысль о том, что человек в религии верит в свою вечность, и это его большое преимущество перед атеистами. А атеист не признает загробную жизнь, живет только в этом мире, за ним остаются его добрые дела и поступки, его благотворительность и милосердие не убьют его имя – так завершилась дискуссия, и это было названо преимуществом атеистов.

В российской религиоведческой литературе часто цитируется мысль апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Это, вероятно, означает, что без добрых дел религия мертва. Под делом, вероятно, подразумевается труд, работа, действие, хозяйство, семья, поведение, соответствующие пути и направлению религии. Добрые дела могут совершаться как верующими, так и неверующими людьми. Однако преобладает мнение, что в стране, где ослаблена религия, ослабевают и человеческие ценности.

С точки зрения религии, «сегодня облик Европы меняется, иногда говорят даже о постхристианской Европе», христианские ценности начинают терять свое значение. Во время официального визита в Королевство Бельгия в составе делегации Парламента Республики Казахстан в 2006 году мы столкнулись с очень неприятной ситуацией. Согласно программе, нас принял губернатор города Антверпен. После приема мы заметили, что в одной части здания проходит торжественное мероприятие: музыка, бурные аплодисменты. Оказалось, что двое мужчин вступали в брак, и их друзья и родственники поздравляли их. Мы вышли, ощущая себя так, будто побывали в сумасшедшем доме. Следующая наша встреча была со священником города, он ждал нас. Наш первый вопрос касался однополых браков. Священник сказал: «Наше общество развратилось. Творец создал нас одних мужчиной, других женщиной, чтобы мы создавали семью и растили потомство. А мы легализуем однополые браки, совершая действия против Творца и природы». «Вы, – продолжил он, – являетесь депутатами, не принимайте закон, поддерживающий однополые браки. Помните, что многие из наших должностных лиц, депутатов, министров и других, которых вы с уважением принимаете и угощаете, состоят в однополых браках. Вы, возможно, этого и не знаете».

Есть и другая сторона демократии. Свобода позволяет сыну жениться на матери, сыну на отце, мужчине на мужчине, женщине на женщине, а также зарабатывать деньги, говоря «мое тело принадлежит мне», становясь проституткой. В Европе 30% детей рождаются вне брака. В США только 50% детей имеют отца или мать, растет число одиноких родителей. Конечно, в Европе есть и истинное христианство, много благочестивых, добродетельных, верующих граждан. Поэтому, выражая большую обеспокоенность по поводу холодности к христианству, этого духовного кризиса, Европа также ищет в религии опору человечности.

В научной литературе не утихают дискуссии о человеческих качествах истинно верующих людей и неверующих. Доброта, милосердие, искренность, благотворительность, сердечность, смирение, раскаяние, сожаление, присущие истинно верующим людям, присущи как истинно верующим, так и неверующим, поэтому одни говорят, что неверующих людей не бывает, а другие утверждают, что можно построить справедливое общество без Бога.

Человек имеет право выбирать религию. А нация, полностью лишившаяся религии, теряет свои национальные качества, свое государство. В психологии есть принцип теоремы Томаса. Например, если вкладчики, не веря в будущее банка, забирают свои деньги, банк обанкротится. Точно так же, если увеличится число людей, отказавшихся от своего языка, религии, веры, то количество перейдет в качество, нация постепенно начнет распадаться, и государство также придет в упадок. Вера – залог целостности и единства. Общество – это, по сути, единый организм, как целое тело. Изменение в одном органе этого организма влияет на другие органы. Рана, нанесенная духу нации, не заживает со временем, она может оставить вечный след в ее духе. Не зря говорят, что религия – это очищающее, поддерживающее, исцеляющее, оздоравливающее лекарство, выводящее вредные остатки из социального организма. Человек нуждается в духовной пище и очищении так же, как и в удовлетворении своих естественных потребностей. Духовное бытие людей иногда сравнивают с подземными полезными ископаемыми. Руды в недрах земли – это лишь природное сырье, после промывки, очистки, обработки они превращаются в чистое золото, серебро, алмазы. Точно так же, образно говоря, религии воспитывают людей в благочестии, иначе накопленные яды могут привести к тяжелым болезням, даже к разрушению и распаду организма. Независимость, суверенное государство, национальный язык, общие традиции и традиционные мусульманские ценности дают возможность сплотить нацию.

Амангельды Айталы,
доктор философских наук

«Акикат»

Previous Post

Великое имя, возрожденное в народной памяти

Next Post

«Ноқтаға басы сыймаған…»

Next Post

«Ноқтаға басы сыймаған...»

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.