Согласно Основному закону Республики Казахстан, брак и семья находятся под защитой государства. Для устойчивого развития института семьи в стране реализуется ряд социальных программ.
Однако, согласно статистическим данным, за последние три года в Казахстане наблюдается снижение показателя заключения браков и рост показателя разводов. В первом квартале 2015 года количество разводов увеличилось на 3,4% по сравнению с показателями предыдущего года. Общий коэффициент разводов составил 2,77 распавшихся брака на 1000 человек.
В настоящее время серьезную угрозу для института семьи в стране представляет проблема браков и разводов среди последователей нетрадиционных религий. Искаженное толкование религиозных убеждений некоторыми гражданами под влиянием нетрадиционных течений приводит к учащению случаев незаконного вступления в брак и разводов.
Последователи нетрадиционных течений не регистрируют свои браки в органах ЗАГС. Они часто заключают брак без согласия родителей и даже без надлежащих свидетелей. Поскольку брак юридически не зарегистрирован, мужчины относятся к нему безответственно, разводятся по незначительным причинам. Они не несут никакой ответственности перед женой, оставляя ее без средств к существованию. Среди женщин, состоящих в нетрадиционных течениях, часто встречаются случаи многократных браков, получения «талака» от мужей и остающихся с детьми без крова и заботы.
Эти действия последователей нетрадиционных течений противоречат как законодательству светского государства, так и исламскому шариату. Эти явления в основном происходят среди приверженцев деструктивной идеологии нетрадиционных исламских течений.
В традиционном исламском шариате существуют шесть установленных условий брака:
1. Слово о браке, то есть вступающие в брак мужчина и женщина должны словесно выразить намерение вступить в брак.
2. Вступающие в брак мужчина и женщина должны быть в здравом уме и достичь совершеннолетия.
3. Между вступающими в брак мужчиной и женщиной не должно быть близкого родства или временных препятствий, запрещающих брак по шариату.
4. При заключении брака должны присутствовать два мусульманина, в здравом уме, совершеннолетних мужчины или две женщины и один мужчина в качестве свидетелей.
5. Согласно ханафитскому мазхабу, жениху желательно выплатить невесте махр (калым), соответствующий ее происхождению, религии и набожности, и быть в состоянии содержать ее в будущем.
6. Девушке, выходящей замуж, будущий муж должен предоставить махр (подарок по требованию, по-казахски – «калым»).
Указанные условия определяют обязательства супругов, особенно мужчины, перед семьей. Согласно исламскому шариату, мужчина обязан содержать жену и членов семьи, обеспечивать детям надлежащее образование и воспитание.
С целью усиления ответственности мусульманских граждан перед семьей, в настоящее время в мечетях, подведомственных Духовному управлению мусульман Казахстана, браки совершаются по религиозным обрядам только после официальной регистрации в органах ЗАГС.
Ислам не одобряет развод без причины. Развод должен быть крайней мерой для супругов. В хадисе Пророка Мухаммеда сказано: «Из дозволенного Аллаху самым ненавистным является развод».
По решению Совета улемов Духовного управления мусульман Казахстана, талак осуществляется в следующих случаях:
1. Когда муж страдает неизлечимым опасным заболеванием, таким как импотенция, СПИД;
2. Если муж не в состоянии содержать жену;
3. Если муж по неуважительной причине надолго покидает семью;
4. Если муж постоянно избивает жену, оставляя следы на теле;
5. Если муж поклялся не приближаться к жене в течение четырех месяцев или более и в течение этого периода не приближается к ней вовсе;
6. Если муж обвиняет жену в «прелюбодеянии» или утверждает, что «это не мой ребенок», и дело рассматривается в суде казы, и казы заставляет их проклинать друг друга;
7. Если муж оставляет жену без средств к существованию и без уважительной причины долгое время мучает ее, не давая развод.
Даже в случае возникновения обстоятельств, вынуждающих к разводу по шариату, некоторые обязательства мужчины перед бывшей супругой сохраняются. Мужчина обязан обеспечивать и заботиться о нуждах разведенной жены и ребенка до достижения ребенком совершеннолетия.
Среди последователей нетрадиционных исламских течений существует обычай дарить свою жену брату по течению после развода. Это явление противоречит как законам шариата, так и моральным принципам ислама. Относясь легкомысленно к вопросу развода, они даже довели до обычая отправлять жене сообщение на мобильный телефон со словом «талак» для развода.
Частому возникновению таких явлений способствует низкий уровень религиозной и правовой грамотности женщин. Права женщин, чьи браки не зарегистрированы в государственных органах ЗАГС, и их детей остаются вне защиты государства.
Поэтому в настоящее время необходимо широко организовать мероприятия по разъяснению молодежи в средних и высших учебных заведениях, в источниках информации, используемых молодежью, в мечетях законодательства, касающегося брака и семьи, традиционных религиозных представлений, национальных семейных ценностей. Важно донести до подрастающего поколения, что содержание и сохранение семьи, а также воспитание детей является как гражданским долгом, так и мусульманской обязанностью.
Национальный портал