Имам села Атасу Жанааркинского района Карагандинской области Максат Какимжанов. (Фото взято со страницы пользователя Кайныра Толкын-улы в социальной сети).
Отмечается, что молодежь с высшим религиозным образованием не стремится работать имамами в отдаленных малых селах. По данным Министерства по делам религий и гражданского общества, правительство рассматривает пути финансовой поддержки сельских имамов.
Пользователь Facebook Кайныр Толкын-улы говорит, что трудно найти людей, которые хотели бы стать имамами в сельских мечетях. Он считает, что «финансовая нехватка является причиной того, что имамы не хотят ехать в села». По словам Кайныра Толкын-улы, жители села Атасу Жанааркинского района Карагандинской области пригласили имама из другого места.
– Поскольку мы не смогли найти имама в нашем селе, мы специально пригласили человека по имени Максат Какимжанов. После приглашения нужно создать условия, – говорит он.
Кайныр Толкын-улы говорит, что около 30 из примерно 100 семей в его селе помогают имаму, собирая по 1000 тенге в месяц.
«ДЕНЬГИ, СОБРАННЫЕ НАРОДОМ, НЕ ХВАТАЕТ ДАЖЕ НА ДОРОГУ»
Максату Какимжанову, 51 год, о котором говорил Кайныр Толкын-улы, более 13 лет работает имамом мечети. Максат Какимжанов, переехавший в Атасу по просьбе жителей, живет в другом селе. Он приезжает в Атасу раз в неделю для проведения пятничной молитвы. По поручению акимата, на него также возложены обязанности по постоянному чтению проповедей, агитации против нетрадиционных религиозных течений и проведению религиозных обрядов в селе.
– Я обязан выполнять религиозные традиции от рождения до смерти, когда меня приглашают сельчане. У меня нет дома в Атасу. Я останавливаюсь у кого-нибудь дома. Собранные народом деньги не хватает даже на дорогу. Зарплаты моей жены в 50 тысяч тенге очень помогают. Мы взяли кредит, чтобы купить одежду для троих моих детей, которые учатся в школе, – говорит имам.
Он говорит, что сельчане оказывают ему небольшую помощь, а родственники, знающие о его положении, помогают.
– Иногда мне неудобно просить, а им неудобно помогать, – говорит сельский имам.
Максат Какимжанов, несмотря на трудности, говорит, что «не отказывает сельчанам в их просьбах и не может оставить мечеть без имама». По словам имама, имамы мечетей в малых селах испытывают трудности с содержанием семей, поэтому молодежь с высшим религиозным образованием не стремится работать имамами в отдаленных малых селах. Он недавно услышал новость о том, что «правительство, возможно, будет платить имамам зарплату», и надеется на это.
«ИМАМ, ЖИВУЩИЙ НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ» И «ИМАМ, НАШЕДШИЙ СПОНСОРА»
Имамы мечетей не только в отдаленных селах с малым населением, но и в густонаселенном городе Алматы и его окрестностях говорят о трудностях с проживанием. Многие имамы отказались говорить с корреспондентом «Азаттыка», ссылаясь на то, что «не могут говорить без разрешения муфтията». Один имам, согласившийся на беседу, попросил не называть его имени. Он говорит, что «пришел как имам, когда большая мечеть была закрыта, и был сторожем, уборщиком, муэдзином и бухгалтером».
– Мы тоже слышим, что «имамы обогащаются на деньги, собранные в качестве пожертвований». Я попросил сельских аксакалов открыть ящик для пожертвований. В итоге им самим стало неудобно. Собранных денег иногда не хватает даже на коммунальные услуги мечети, особенно зимой. Доход от городских мечетей больше, чем от сельских. Ни имамы местных мечетей, ни муфтият не знают, сколько денег будет собрано в следующем месяце, – говорит имам.
Бесхозная мечеть Абу Ханифа в селе Актобе Кармакшинского района Кызылординской области. 24 марта 2015 года. (Иллюстративное фото)
По его словам, «30 процентов денег, оставшихся после оплаты коммунальных услуг каждой мечетью, отправляется в центр». Собеседник, который сказал, что его сын, получив высшее религиозное образование, не захотел стать имамом и занялся другим делом, благодарен за свое нынешнее положение.
– Моя жена – учитель в школе. Хорошо, что у меня много родственников и друзей, которые помогают. Я знаю молодых имамов, которые работают таксистами на своих машинах, нанимаются на стройку летом. Проживание имама зависит как от его квалификации, так и от уровня жизни народа. Известным имамам также находят спонсоров, – говорит он.
Корреспондент «Азаттыка» также поговорил с одним из «известных в народе, нашедших спонсора» служителей культа. Его, известного в народе как «Веб-молда», чаще приглашают известные люди для проведения религиозных обрядов. До получения религиозного образования он окончил филологический факультет и мастерски владеет ораторским искусством и проповедями.
– После того, как я провел похороны нескольких людей из высшего руководства и бизнеса, известных поэтов и писателей, меня стали чаще приглашать. Помимо проведения поминок и чтения Корана, некоторые приглашают меня к себе домой на несколько дней послушать проповеди. Иногда они решают все ваши проблемы одним махом, – говорит он.
Такие служители культа с хорошим уровнем жизни в крупных городах не посещают собрания акимата, где предписывается бороться с деструктивными течениями, и не надеются на зарплату, как сельские имамы.
НЕВЫПОЛНЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ЛАМЫ ШАРИФА
Вопрос о выплате зарплаты сельским имамам обсуждается в Казахстане уже несколько лет. Осенью 2012 года председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф заявил: «Зарплата сельского имама должна быть такой же, как зарплата директора сельской школы», и сообщил, что вместо ящиков для пожертвований в мечетях будут установлены электронные терминалы, через которые сельским имамам будет выделяться зарплата из средств, поступающих в городские мечети. Эта инициатива не была реализована, сам Лама Шариф ушел со своего поста, а ящики для пожертвований остались на месте.
Однако сотрудник вновь созданного Министерства по делам религий и гражданского общества Жанибек Дарханбаев говорит: «Мы еще не теряем надежды на эту инициативу».
– Правительство рассматривает пути финансовой поддержки имамов. Возможно, ежемесячная помощь начнет оказываться с весны 2017 года. А сбор и распределение денег, поступающих от мечетей, должно решать само духовное управление (Духовное управление мусульман Казахстана – ДУМК), – говорит он.
По словам Жанибека Дарханбаева, эта помощь не будет предоставляться имамам Алматы и Астаны, поскольку они «считаются способными обеспечить себя сами».
Собравшиеся на конкурс молодых чтецов Корана в Алматы. Алматы, 26 октября 2013 года (Иллюстративное фото)
Заведующий отделом религиозного образования ДУМК Бактыбай Бейсенбаев также подтверждает трудности с проживанием сельских имамов.
– Действительно, проживание имамов зависит от самого народа. Надеемся, что настанет день, когда мы сможем избавиться от зависимости от денег, собранных в качестве пожертвований, и будем распределять пожертвования только нуждающимся, – надеется представитель ДУМК.
По данным Бактыбая Бейсенбаева, в стране в более чем 2500 мечетях работают 3600 служителей культа. Поскольку 50% из них имеют низкий уровень образования, духовное управление вынуждено отправлять имамами в села и молодых людей, недавно окончивших учебу. Регионы, запрашивающие имамов от ДУМК, обещают создать социальные условия для этих граждан.
По данным ДУМК, фонд «Зекет» управления выплачивает зарплату в размере от 20 до 60 тысяч тенге 94 сельским имамам, которые не могут обеспечить себя сами. Духовное управление с прошлого года начало выплачивать зарплату в размере 20 тысяч тенге преподавателям девяти медресе, двух центров подготовки кари и института повышения квалификации имамов. Актюбинская, Атырауская, Жамбылская, Карагандинская, Кызылординская, Мангистауская, Павлодарская области организовали помощь имамам через общественные фонды.
Асылхан Мамаш-улы, «Азаттык»