Казтуган Суйниш-улы и Шалкииз Тиленис-улы – личности, общие не только для казахов, но и для ногайцев, каракалпаков, башкир. Тем не менее, сведения о жырау (певцах-сказителях) приводят читателя в замешательство. Причина в том, что время жизни двух жырау указывается в разных источниках по-разному.
Некоторые наши ученые-исследователи утверждают, что Казтуган жил во времена образования Казахского ханства. Приводя в качестве аргумента его толгау (произведение), заканчивающееся словами «Пусть будет благословенна для вас эта земля Едиль, оставшаяся от меня!», они соотносят Казтугана с появлением ногайцев и достижением ставки Жанибека. Действительно ли это так? Мы также считаем, что Шалкииз жил в ту же эпоху. У Шалкииза есть несколько толгау, посвященных бию Темиру. Кем был этот Темир-бий? Связан ли он с казахами? Давайте обсудим эти вопросы, насколько позволяют наши возможности.
Темир-бий – внук Едиге, основателя Ногайской орды, рожденный от Мансура. Он был беклярбеком Большой Орды (1433), выделившейся из Золотой Орды, как и Казанское ханство (1438), Крымское ханство (1441), Ногайская орда (1440). Территория Большой Орды в то время простиралась от Волги до Дона, включая Поволжье и Северный Кавказ. Столицей был город Сарай-Берке. Первым ханом Орды был внук Тохтамыша Сеит-Ахмет. Затем на престол взошел Ахмет. Время, когда Темир-бий стал беклярбеком, пришлось на правление Ахмета. Он правил мангитами Большой Орды. Темир вместе с Ахметом участвовал в битве против русских в Угре. Однако после этой битвы могущество Орды начало ослабевать. В конце концов, эмиры во главе с Мусой, бием Ногайской орды, убили Ахмета в его дворце. Лишившись хана, Темир-бий перебрался в Крымское ханство. В 1486 году, выдав свою дочь Нур-Султан за крымского хана Менгли-Гирея, он остался там.
Жырау Шалкииз – современник этого Темира. По словам В. Трепавлова, Шалкииз был одним из верных соратников Темира.
«Темир был нашим бием,
Морем был наш народ.
Когда остались тебиры,
Наш тяжелый ногайский народ
Похож на колеблющихся».
Этот стих широко распространен среди ногайцев. А в хвалебной песне Шалкииза, известной казахским читателям и посвященной Темиру, он превозносит его: «Султан мой, ты – моя Кааба, обретенная без странствий!»
Несмотря на такое возвеличивание Темира-бия, жырау не благоволил Уаккас-бию.
В сборниках, составленных А. Сикалиевым и Б. Кулыншаковой среди ногайцев, опубликовано толгау Шалкииза «Я увижу».
«Десять тысяч ногайцев,
Если взгляну на мое отечество,
Окас-мирза,
Увижу без улуса», – поет Шалкииз.
Окас-мирза, о котором здесь говорит жырау, – это Уаккас-бий. Темир и Уаккас – внуки бия Едиге. Темир происходил от старшего сына Едиге Мансура, а Уаккас – от младшего сына Нураддина. Если Большой Орде были близки ногайцы, поддерживавшие Темира, то ногайордынцы поддерживали Уаккаса. Эта ситуация стала причиной вражды между Темиром и Уаккасом, происходившими от одного предка. Вражда закончилась убийством Ахмета ногайцами во главе с сыном Уаккаса, бием Мусой. Таким образом, в 1502 году ханство Большой Орды было уничтожено.
Известно, что Темир-бий жил во второй половине XV века. Следовательно, Шалкииз также жил одновременно с Темиром.
В книге А. Сикалиева «Ногайская литература» и в сборнике Б. Кулыншаковой «Я был хозяином песен» год рождения Шалкииза указывается как 1420 год.
Шалкииз – единственный ребенок. Сам жырау в своих толгау говорит: «Я родился единственным от матери». В одном из толгау, посвященном Темиру, он говорит:
«Когда мы