Роман Ильяса Есенберлина «Алмазный меч», вышедший в 1971 году, впоследствии стал первой частью трилогии «Кочевники». Он послужил литературной основой для фильма о создании Казахского ханства. Попытки снять фильм по «Кочевникам» предпринимались и раньше. Вторая часть трилогии под названием «Жанталас» стала литературной основой для фильма «Кочевник». Фильм «Кочевник» был признан низкокачественным продуктом, но вторая попытка оказалась еще более неудачной, чем первая. В свое время трилогия «Кочевники» заняла первое место в «скачках» среди писателей Казахстана. Эта трилогия, возможно, является самым известным и широко распространенным произведением за все время существования Казахстана и Казахской ССР.
Если книгу Ильяса Есенберлина можно назвать качественным произведением, ставшей классикой (несмотря на ряд исторических ошибок), то попытки оживить ее на экране похожи на попытки парней во дворе сыграть Моцарта или Бетховена без каких-либо инструментов, используя подручные средства.
В этом мнении мы рассматриваем не художественную сторону фильма, а его исторические ошибки. Некоторые исторические несоответствия были отмечены Аскаром Кумыраном на своей странице в Facebook. Кроме того, некоторые историки также высказали свое мнение относительно достоверности фильма.
Однако, по нашему мнению, часть самых важных исторических ошибок фильма осталась невысказанной. В фильме достаточно исторических ошибок, но мы остановимся только на 20 из них. Поехали:
1. Асан Кайгы (старец на двугорбом верблюде) показан в фильме как современник Жанибека и Керея. Однако большинство историков считают его современником Аз-Жанибека, правившего в 1342-1357 годах.
2. Понятие «Ак Орда» показано как государство по старой советской традиции. Но на самом деле это было не название государства, а ставка правителей улуса Джучи.
3. Знамена. Аскар Кумыран в своей статье упомянул, что знамя Казахского ханства в фильме было придумано турецким художником в 1980 году. То же самое касается и других знамен. Особенно знамя Моголистана, похожее на знамя Ирана до 1979 года.
4. Подписание договора между Кереем и Жанибеком с одной стороны и Есенбугой с другой — полностью вымышленный эпизод. Из этого следует, что сын Есенбуги Досмухаммед не мог нарушить несуществующий договор.
5. Битва с ойратами Тайши Озтемира показана ошибочно. Во-первых, в этой битве не участвовали ни Жанибек, ни Керей. Во-вторых, эта битва была личной трагедией Абулхаира. Потому что там погибли его любимый сын Ахмет и брат Бахтияр. Кроме того, нет никаких доказательств того, что Керей и Жанибек вели войну против Тайши Озтемира и ойратов в 1465 году.
6. Абулхаира в фильме называют Абулхаир Шайбан или Шайбан. В истории у Абулхаира не было такого имени или прозвища Шайбан. Шайбани звали его внука, однако в фильме его имя также указано неверно. А если посмотреть с другой стороны, то имя деда хана Абулхаира было Шибан, но это не часть его имени.
7. Называние внука Абулхаира Мухаммеда Шайбани (или Абу-л-фатх Мухаммад) в фильме Шах-Мухаммедом — ошибка.
8. В фильме Мухаммед Шайбани показан как взрослый мужчина во второй половине 1450-х годов, однако, согласно источникам, в то время ему было не более 10 лет. Потому что он родился в 1451-52 годах.
9. Мухаммед Шайбани показан как единственный сын своего отца. Но у него был брат по имени Махмуд. В фильме он передается Тайши Озтемиру в качестве заложника в трехлетнем возрасте.
10. Сын Абулхаира называется Хайдар. На самом деле его имя — Шейх-Хайдар. Хоть и мелкая ошибка, но ошибка.
11. Касым показан молодым парнем в 1458 году. На самом деле в тот момент он был подростком. Согласно Мухаммеду Хайдару Дулати, в 1513 году Касыму было более 60 лет, но менее 70 (ближе к семидесяти), то есть он родился не ранее 1443 года и не позднее 1453 года. Это примерно 1444-1448 годы. Таким образом, в 1458 году ему было от 10 до 14 лет.
12. Все эпизоды о подчинении Жанибека и Керея хану Абулхаиру в 1450-х годах не соответствуют действительности. По новым данным китайских источников, введенных в научный оборот Нурланом Кенжеахметом, Керей и Жанибек переселились в Моголистан в 1447 году, и ни разу не упоминались как подчиненные хану Абулхаиру.
13. В результате Жанибек никогда не спасал хана Абулхаира во время охоты.
14. Рабия Султан-Бегим не встречалась с Жанибеком в 1450-х годах, и Жанибек не делал ей никаких подарков. Кроме того, книга, подаренная Рабией Султан-Бегим Жанибеку, не могла иметь такой формы в средневековье. Эта книга похожа на современное изделие, стилизованное под старину.
15. Исходя из вышеуказанных данных, Жанибек и Керей не уходили от хана Абулхаира в 1459-60 годах (в рамках этой гипотезы существуют различные варианты и предположения).
16. Ногайский эмир Муса в 1460-х годах не был стар, как показано в фильме. В то время он не считался главой государства с такой силой, а правителем страны был его брат Аббас.
17. Аргын Акжол и Кыпшак Кобыланды не были современниками Жанибека и Керея. Акжол жил в начале XV века, то есть за полвека до 1450-х годов. То же самое касается первого Кобыланды, а второй Кобыланды жил через полвека после описываемых событий.
18. Роды Албан, Суан, Жалайыр, Шапырашты и Дулат показаны как населяющие Моголистан. Однако несомненно, что только род Дулат жил в Моголистане. Эти Дулаты считаются казахскими Дулатами, а о проживании других родов в этой местности нет данных. Например, Жалайыры служили как Керею и Жанибеку, так и их предку Орыс хану.
19. Казтуган жырау. Согласно современной науке, Казтуган жырау жил в XVII веке и не мог быть современником Керея и Жанибека в XV веке. То есть, его переселение из ставки ногайского правителя Мусы и присоединение к казахам также выдумано.
20. Шалкииз жырау. В фильме он показан родившимся примерно в 1465 году в юрте сторонников Керея и Жанибека. На самом деле год его рождения неизвестен, а о рождении среди сторонников Керея и Жанибека нет никаких данных. Известно лишь, что он был близок к Темиру, потомку ногайского эмира Едиге.
Конечно, многие ошибки связаны с тем, что режиссер и сценаристы взяли за литературную основу роман Ильяса Есенберлина. Это произведение с точки зрения современной исторической науки содержит ряд несоответствий исторической правде. Но в таких случаях для максимального приближения фильма к исторической правде приглашается специалист — «исторический консультант». Снявшие фильм либо проявили халатность и поставили неквалифицированного специалиста в качестве исторического консультанта, либо, считая Ильяса Есенберлина безупречным в своем произведении, вовсе не обращались к историческому консультанту. В любом случае, с исторической точки зрения, многие моменты фильма «Казахское ханство: Алмазный меч» не соответствуют действительности.
Максат Маликов
yvision.kz