Начало политики – Язык. Без него нет нации, следовательно, нет национального духа, а значит, нет и самого государства. Казахскому языку уже более 27 лет присвоен статус государственного. На словах. На деле он остается в тени русского языка.
95 процентов работы и заседаний власти ведется на русском языке, в государственные учреждения легко устроиться, не зная казахского, без русского языка это невозможно. Общественные места – центры обслуживания населения, банки, магазины, кинотеатры, общественный транспорт – на 95 процентов на русском языке. Посмотрите объявления на улицах, 95 процентов снова на русском языке. Включите телевизор или послушайте радио – та же ситуация – 95 процентов на русском языке, остальное смешанное. Правда, часто говорят, что нельзя ущемлять права других национальностей.
Однако, во-первых, казахский язык – это язык не только казахов, но и государства, в котором проживают эти национальности. Во-вторых, что самое ужасное, 95 процентов людей, находящихся в указанных общественных местах, – казахи. Кто несет ответственность за такой беспредел и бесчестие? Чего можно ожидать от должностных лиц, не уважающих язык своей страны? Почему люди, ставящие интересы чужой страны выше интересов своего народа, должны занимать высокие должности?
Однако вина есть и на нас самих. Почему мы сами не пропагандируем казахский язык? Почему мы не требуем исполнения языкового закона и не обращаемся в суд? Не говоря уже о других, почему мы сами между собой не говорим и не пишем на родном языке? Когда мы избавимся от колониальных окончаний в наших собственных именах, таких как -ов, -ин, -ич? Почему мы не показываем, что это страна Гордого и Свободного Казахстана, а не губерния России?