ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Один сын Бегайдар

Один сын Бегайдар

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
15 февраля, 2017
in Национальная история
0

Несколько лет назад, по работе, мы проехали через равнины Исатайского района Атырауской области и посетили множество исторических мест прошлых веков.

Перед глазами встают старинные картины. Прежде всего, вспоминаешь выдающихся людей, их благие дела ради будущего своего народа. У каждого века свои дети, свои гордые деятели. Их невозможно забыть, они возрождаются вновь, их добрые дела оживают в памяти. Перевалив через пески Бегайдар, продвигаясь дальше, мы вспомнили уроженца этих мест – известного деятеля конца XIX века, внесшего значительный вклад в становление Букеевской Орды, Утешкали Атаниязова.

В советское время мы забыли и упустили из виду образованных людей того региона, их скромный или значительный труд на благо общества, страны и земли. Вместо этого мы говорили, что все принесла советская власть, она нас облагодетельствовала. На самом деле, в советское время было немало хорошего. Но и до этого были рассветы и закаты, было достаточно светлых моментов. Были люди, получившие образование и всем сердцем служившие своему народу. Среди них особое место занимал упомянутый нами Утешкали ага.

Он родился в 1855 году в песках Бегайдар, входивших в состав Первого Приморского округа по прежнему административному делению. Начав обучение у сельского муллы, он, благодаря своей природной одаренности к учебе, был отдан отцом, чье материальное положение было достаточно стабильным, в русско-казахское училище (тогда училище), открытое Жангир ханом в Орде в 1841 году. После успешного окончания училища он окончил Неплюевское кадетское училище в Оренбурге и в 1882 году служил на различных должностях во Временном совете Букеевской Орды. Некоторое время он работал писарем у правителя Камыш-Самарского уезда Мухамбет-Салыка Бабажанова. Позже он писал в своих воспоминаниях: «То, что я услышал и узнал от Салык ага, стало большим подспорьем в моей дальнейшей жизни. Салык был очень образованным, чрезвычайно способным человеком в управлении народом. Его наставления помогли мне в моем становлении, даже в том, чтобы стать депутатом».

С самого начала проявив себя как дальновидный, грамотный на русском и казахском языках, способный к управлению народом, он, через год, был назначен правителем Таргынского уезда. Впоследствии он возглавил Калмакский уезд.

Вторая половина XIX века была бурной и неспокойной для народов Младшего жуза и жителей Притоболья. Царская Россия, не выпуская Казахстан из своих рук, проводила политику превращения колонии в свою продовольственную базу, для чего стравливала покоренные народы между собой, заставляя их жить в зависимости. На основании «Временного положения об управлении степными областями» от 21 октября 1868 года, была предпринята попытка ввести единую систему управления, и власть Уральского военного казачества была передана в ведение Оренбургского генерал-губернатора. Губернатор, получив административно-территориальное управление между двумя реками, теперь держал местных жителей в своих руках, усиливая прежнюю практику казачества по подавлению и угнетению инородческого населения. Особенно обострились земельные споры. В связи с этим молодому правителю Утешкали Атаниязову пришлось искать общий язык как с властью, так и с народом, чтобы прийти к общему решению. Кроме того, уделялось внимание улучшению социально-духовного положения жителей уездов, укреплению оседлости, улучшению быта, развитию культуры и образования. Его положительная деятельность в последней сфере была высоко оценена инспектором Оренбургского округа Муравьевым. В частности, за заслуги в организации школьного дела, инспектор казахских школ Внутренней Орды Н. Муравьев просил Утешкали Атаниязова стать «Почетным наблюдателем» школ Таргынского и Калмакского уездов.

Его новаторство вновь привлекло внимание руководства Временного совета. В связи с этим Утешкали было поручено, не теряя времени, переходить из одного уезда в другой, поднимая дух народа и улучшая его быт. С таким поручением У. Атаниязов в 1882-85 годах управлял Таргынским (ныне территория Жанибекского района) и Калмакским уездами Букеевской Орды, в 1886-87 годах – Нарынским (ныне территория Ординского района) уездом, в 1888-94 годах – Калмакским, а в 1895-96 годах вновь занимал должность правителя Нарынского уезда.

В 1895 году Утешкали вместе со своим коллегой Бактыгереем Кулмановым принял участие в Москве в торжествах по случаю восшествия на престол императора Николая II.

В 1897 году он был назначен советником председателя Временного совета по управлению Букеевской Ордой.

Ни один человек не может существовать вне своего общества и его политики. Утешкали тоже не смог обойти имперскую политику российского правительства, занимая руководящие должности. Однако он никогда не забывал об интересах своего народа. Поэтому он стал выдающейся личностью прогрессивного направления в духе нового времени, и одним из примеров этого является то, что царское правительство с середины XIX века активно взялось за внедрение христианско-православной религии среди казахов Внутренней Букеевской Орды, то есть за крещение. В населенные пункты, граничащие с Россией, переселялось много русских, развивалась торговля, строились церкви, увеличивалось число проповедников с крестами в руках среди населения. Особенно активно строились церкви в селах Ганюшкино, Кордуан, Новая Казанка, Таловка вдоль рек Урал и Волга, и планировалось строительство еще четырех таких храмов. Это не могло не обеспокоить образованных представителей казахской интеллигенции. Они знали, что в прошлые века 500-600 тысяч ногайцев, отказавшихся от крещения, погибли от рук русских. Следовательно, они помнили, что казахи могут вскоре постичь ту же участь. Тем не менее, необходимо было спасти своих соотечественников от этого.

Именно в это время Утешкали Атаниязов прислушался к давним словам своего уважаемого старшего брата Макаша (Бекмухамбетова), который пользовался большим авторитетом в управлении народом и как общественный деятель перед Временным советом и губернским руководством. Речь шла об усилении противодействия политике царской России по внедрению своей религии среди казахов, то есть по их окончательной русификации. Макаш дважды обращался к русским царям (в 1881 г. к Александру III, в 1894 г. к Николаю II) с этим насущным вопросом, выражая свое недовольство. Однако ни одно из обращений не было услышано, все осталось без ответа. Более того, когда Макаш впервые был принят Александром III, он рассказал о том, что жители Второго Приморского округа в 1879-1880 годах пострадали от засухи, их скот погиб, что привело к ухудшению их жизни, и просил создать условия для того, чтобы казахи могли использовать острова на побережье для зимовки скота, а летом заготавливать корма. На это царь перебил Макаша и спросил: «Вам будет оказана всяческая помощь, если вы крестите свой народ». Чиновник не смог ничего ответить.

Во второй раз, в 1894 году, во время участия в торжествах по случаю свадьбы царя, Макаш вместе с влиятельными людьми Таргынского и Калмакского уездов, Зулкаровым и Бажаковым, вновь поднял вопрос о крещении на приеме у Николая II. И в этот раз вопрос остался без ответа.

И вот теперь, этот избитый вопрос вновь поднимает благородный сын Алаша Утешкали Атаниязов. Эта проблема становилась все более острой с каждым днем.

Религия – это вера, единство, образ жизни каждого народа. Но у каждого народа есть своя традиционная религия. Отвратить их от нее и приспособить к новой религии непросто. Это насилие, внесение раздора между людьми, разрушение мирных добрососедских отношений. Макаш дважды излагал этот вопрос перед высшими чинами и оба раза потерпел неудачу. Как же пройдет третья поездка? Однако отказываться нельзя. Тем не менее, необходимо вновь донести этот избитый вопрос.

Макаш настоятельно рекомендовал своему коллеге тщательно подготовиться к этой поездке. Ведь царская Россия, которая, пользуясь положением, видела в казахах лишь источник продовольствия (скота), теперь стремится быстрее освоить другие богатства вашей земли, используя вас как дешевую рабочую силу – рабов. Они не заинтересованы в улучшении вашего быта, развитии вашей культуры и экономики. Следовательно, казахам лучше самим решать свои проблемы. В этом контексте не стоит вмешиваться в дела островов, ссылаясь на море и бесплатную траву, ведь казахов всегда можно лишить скота. Поэтому необходимо сделать главной задачей остановку движения песков, разрушающих землю под копытами скота на протяжении многих лет, и озеленение земли, и только после этого решительно поднять вопрос о прекращении самой вопиющей социальной политики России – крещения казахов, ставшей сегодня самой болезненной проблемой нации.

Однако, чтобы поднять столь важный вопрос перед царем, нельзя забывать и о том, что может его отвлечь и смягчить его сердце. Ведь с тех пор, как люди стали жить вместе, слабые зависят от сильных. Это не взятка, а подарок. Подарок ослепляет посторонних, смягчает железного вельможу.

Макаш и в предыдущие два приема не приходил к русскому царю с пустыми руками. И в этот раз тоже. Тем не менее, отправляясь от имени казахов, следует правильно преподнести подарок, чтобы не обесценить его и не снизить его значимость.

Об этом много размышляли прежний и нынешний чиновники. В итоге, они решили изготовить небольшой макет казахской юрты из золота, обтянуть его бархатом и матом и преподнести. Если царь не будет удивлен, то кто же будет? Однако дело должно быть сделано хорошо, подарок должен быть замечательным. Макаш взял это дело в свои руки. Об этом он писал в свое время: «… В подвале я изготовил из семнадцати золотников чистого золота модель юрты, как я ее себе представлял. Так я работал целый месяц. Снаружи золото было покрыто бархатом…

Мы с Утешкали Атаниязовым отправились через Оренбург в город Петрополь (Петербург). Дело, сделанное ради народа, было одобрено Его Величеством царем. Его Величество и окружающие его вельможи были очень довольны нашим подарком. После этого я попросил, чтобы нас не крестили и не отлучали от мусульманской веры. Мне сказали, что ответ будет дан через вельможу. В среду второй недели к нам, желающим добра, пришли два вельможи и сказали: «Царь выделил деньги на строительство резиденции для вас». На этом мы попрощались. Мы с Утешкали вернулись в аул с тяжелым сердцем».

Тем не менее, последнее обращение двух национально преданных героев, было ли оно услышано Богом, или царь сам принял решение, но в любом случае казахи избежали принятия христианской веры. Это, вероятно, стало счастьем для наших соотечественников, основой нашего становления как нации. Вместе с тем, не следует забывать, что Утешкали Атаниязов также внес определенный вклад в это дело.

В 1890 году он принял участие во Всероссийской государственной научно-промышленной выставке, проходившей в Казани, вместе с султаном Ибрагимом Букейхановым, Аякем Омирзаковым, Ильясом Мамутовым.

Общественный деятель, просветитель-ученый Макаш Бекмухамедов в своей статье «Благотворительность в казахской степи», опубликованной 3 мая 1898 года в газете «Астраханский вестник», писал: «Атаниязов в последние зимние дни раздавал бесплатно сено своим соотечественникам в трудные моменты, оказывая помощь». Утешкали Атаниязов, всегда бывший истинным поборником и заботливым защитником своего народа, дважды был награжден серебряными медалями царской администрации и получил чины военного ротмистра, а затем штабс-капитана.

Кстати, стоит отметить, что сам Утешкали в жизни был верующим человеком, придерживавшимся мусульманской веры. Его убеждения, как сказано выше, заключались в следовании исламской религии. В 1901 году он вместе с 80 единомышленниками-соотечественниками отправился из Астрахани на корабле «Эллада» в Мекку-Медину в Саудовской Аравии для совершения хаджа. Позже он прожил 69 лет, соблюдая пятикратный намаз и ушел из жизни праведным и благочестивым человеком.

Утешкали Атаниязов в жизни был очень близким другом своего односельчанина, сына Жангир хана, генерала царской армии (генерал-лейтенанта кавалерии, военный псевдоним Султан Чингисхан, Губаш) Губайдоллы Жангирова. Губайдолла также глубоко уважал мусульманскую веру. Об их дружбе рассказывает в своих воспоминаниях «Имена в моей памяти» (Атырау, 2015 г.) зять Утешкали (муж дочери его брата Нургали), один из первых образованных фельдшеров Атырауского региона, выпускник медицинского училища при Николаевском морском госпитале в Кронштадте Кажыгали Мамеков (1883-1974).

К сожалению, сегодня об Утешкали Атаниязове, о его роли в становлении Букеевской Орды, управлении народом, его деятельности во Временном совете почти не пишут. Возможно, это связано с отсутствием тех, кто бы его вспоминал. А ведь на самом деле его имя часто встречается в исторических документах, касающихся Букеевской Орды второй половины XIX века и рубежа веков. Известно также, что он увез четырех детей из своего родного аула в Орду, обучил их в школе Жангира, и все они впоследствии стали выдающимися деятелями, внесшими значительный вклад в развитие своей страны.

Говорят, что Утешкали Атаниязов, будучи далеко от родных мест с юных лет и выросший среди власти, где было много русских, часто жил обособленно, сторонился других, жил в окру

Previous Post

Сотрудник департамента госдоходов Костанайской области задержан с поличным при получении взятки в 3 миллиона тенге

Next Post

Высекреченная на камне тайна о дочери хана

Next Post

Высекреченная на камне тайна о дочери хана

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.