ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » «Мир, затмеваемый солнцем, живёт внутри…»

«Мир, затмеваемый солнцем, живёт внутри…»

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
10 марта, 2017
in Культура
0

Это – мой никогда прежде не виданный и не слыханный мною писатель.

Его стихи запали мне в душу, точнее, в сердце, как огонь. В голову приходили самые разные мысли. Что только не возникало в моем воображении?..

Не говоря уже о другом, сам ритм, мелодика, взгляд и стиль изложения напомнили мне многое.

Однажды, на обледенелой улице Алматы, перед недавно открывшимся гастрономом, за стеклянной витриной, словно сытые поросята, лежали рядами колбасы – «толстые, как буржуи» – и я, как стройная березка, высокий, тонкий, как береста, с холодным и острым, как копье, словом, с пылающим, как мартеновская печь, сердцем, Толеужан Исмаилов, воспевал их; то, как скромно одетый, вежливый, как стеснительный жених, пришедший за невестой, Токаш Бердияров, робко входил и говорил с придыханием; то, как Жумекен Нажимеденов, разложив перед тобой стихи, среди сизого дыма от крепко выкуренного «Беломора», еще сильнее щуря свои и без того узкие глаза, хитро улыбаясь, мог испортить тебе все настроение; то, как Толеген Айбергенов, с крепким, как саксаул, телосложением, но стоило ему открыть рот, как из глубины его горла вылетало, словно пух белого пера, и он, подобно белому ангелу, трепетал, – все они предстали перед моими глазами.

Сам он часто вставляет в свои стихи слова Мукагали Макатаева. Но Мукагали, хоть и был человеком страстным, в своих стихах не скатывался до пустословия, не сбивался с пути, но и у него не было все время безмятежности.

Чувствуется, что он преклоняется и перед Абаем, и перед Махамбетом. Сильно ощущается его обида на мир, который тревожил Абая, и на темный мир, который озлоблял Махамбета. Однако, не видно, чтобы его что-то привязывало к мрачному стону одного или к дерзкому напору другого.

Иногда бросается в глаза неожиданная находчивость, легкое настроение и непринужденность Еркына Ибитанова из шестидесятых годов.

Время от времени проскальзывает лукавство Утежана Нургалиева, который в молодости казался простодушным, а в зрелости говорил нарочито колюче.

Однако, он не повторяет никого из них в точности, а доводит до конца многие новые пути, которые изредка встречаются в казахской поэзии, превращая их в широкую дорогу, и поэтому он предстает перед глазами как яркий, новый, и потому поражающий поэт. Поэт, которого никогда прежде не было…

По-казахски говоря, он – поэт особого рода.

То, что казахи называют «особого рода», не означает ни восхваления, ни самодовольства. Но оно позволяет понять, что человек, не в силах скрыть свое недоумение и удивление, вынужден признать. Оно также намекает на то, что он еще не постиг до конца и не осознал полностью.

Тынышбек Абдикакимов – поэт, которого кто-то поймет, а кто-то нет, кто-то одобрит, а кто-то не одобрит, но никто не сможет его проигнорировать, не заметить, поэт, заслуживающий особого внимания.

Когда видишь произведения некоторых гениальных художников двадцатого века, первым делом сомневаешься в их способности рисовать.

Есть и великие поэты, которые заставляют невольно сомневаться в их способности писать стихи, и великие композиторы, которые заставляют сомневаться в их способности воспринимать прекрасную мелодию и слышать прекрасную музыку.

В таких случаях немало и тех, кто искренне недоумевает: «Почему эти люди так привередливы?» Оказывается, в этом есть своя причина.

Это течение зародилось в парижских салонах прошлого века. Постепенно усиливались незаметные атаки на эстетические принципы, сформированные процессом прославления человека в классическом изобразительном искусстве после Ренессанса. Восхищение человеком уменьшилось, а удивление им возросло. Поклонение человеку сменилось сочувствием к нему. Удивление переросло в насмешку, сочувствие – в разоблачение. Так человек, некогда занявший место Бога в искусстве, постепенно начал превращаться в чудовище. Жизненные сцены сменились расплывчатыми образами. Все теряло свою естественную привлекательность и подвергалось сложным, запутанным трансформациям, которые не могли заинтересовать иначе, как своей извращенностью. Две мировые войны перевернули мир дважды. Прежние взгляды людей были разрушены, а их поведение стало изменчивым. Изменчивое, непостоянное сознание не проявляло желания видеть окружающее в его естественном виде. Оно хотело видеть его искаженным, измененным. Как хотело, так и искажало, как хотело, так и изменяло. Художники начали соперничать с Богом.

Это течение сначала охватило всю Западную Европу, а затем распространилось и на другие континенты. Однако, оно долго колебалось, не в силах пересечь Балтику. Хотя эстетическая косность Хрущева в шестидесятые годы стала значительным препятствием, оно все же не смогло полностью его остановить.

Порыв восьмидесятых годов смел все идеологические барьеры.

Эстетическая свобода достигла и нас. Одни восприняли ее просто как художественное увлечение, поддавшись легкомысленным, поверхностным формам. Другие восприняли ее как коренные изменения в сознании, поняв ее как обострение остроты мысли, исследующей скрытые и глубинные слои бытия, которые ранее нельзя было трогать, и попытались быстрее освободить свободную мысль от оков жестких догм.

Они поняли, что независимость формы проистекает из независимости мысли.

На казахской земле это течение, появившееся в середине восьмидесятых годов, сначала произвело впечатление в музыке и изобразительном искусстве.

Теперь же – и в литературе…

Кстати, казахская поэзия во все времена отличалась народностью. Судя по древним стихам, в литературе эпохи «зар заман» произошли значительные изменения не только в содержании, но и в форме. Сколько отличий между Абаем и Султанмахмутом, вышедшим из Абая?! Новаторство Магжана в начале века – это отдельная тема… Известны поиски Сакена и Сабита, испытавших влияние советского авангардизма. Казахское стихосложение, пришедшее в упадок после разгрома тридцать седьмого года, вновь ожило после порыва Касыма в пятидесятые годы. Особенно атака на привычность и традиционность, проявившаяся в шестидесятые годы, в конечном итоге стала атакой на жесткие догмы поэтической формы. Толеужан Исмаилов, изменяя рифмованные, ритмические, структурные системы казахского стихосложения, стремился увеличить метафорическую новизну и публицистическую остроту. Токаш Бердияров, не сильно затрагивая структурный каркас казахского стихосложения, стремился конкретизировать образную мощь и максимально приблизить ее к реальной действительности, которую мы видим и ощущаем своими глазами в наше время. Оразбек Сарсенбаев и Жусуп Кыдыров стремились к белому стиху, пытаясь анализировать события, которые стали духовным «белым пятном», и «черные пятна» в общественном сознании. Сырбай Мауленов и Абдильда Тажибаев создали удачные образцы казахского верлибра. Мукагали Макатаев доказал, что можно обогатить национальную поэзию по смыслу, исчерпывающе освоив естественные возможности казахского черного стиха. Толеген Айбергенов и Жумекен Нажимеденов, внося значительные мелодические, ритмические, строфические новшества в черный стих, увеличили эстетическую привлекательность и социальный охват нашего национального эпоса.

А Тынышбек Абдикакимов?

Он, как говорится, тот, кто не умеет резать мясо, сводит с ума гурманов, и, не умея сам писать стихи, является одним из многих левшей, которые портят традиционный черный стих?

Итак, вы сами скажете по справедливости. Сначала взгляните на этот куплет:

Мы были мудры еще со времен «гомо сапиенс»…
А я сам, например, в альфа-год,
родился в игрек-сутки…
Потом, в икс-пять
(омега-год)
умру.
Простите меня за это.
Кстати,
загадка нашего бытия –
это скопление элементов
из таблицы Менделеева.
Они – пили, целовались!..
После смерти мы распадаемся на олово и серебро…

Вы сразу обратили внимание на обилие математических и физических понятий, а не на свойственную стихам гармонию рифмы, ритма, мелодии.

Вчера ты тоже вдохновенно воспевал государственное бытие,
тогда за гонорар
купил сушеную рыбу,
кто это будет читать?
Мы это прочитали:
Мертвая рыба с пивом
Была выпита!…
Где стихи?
И это я, вот этот самый,
могу сказать,
приближаясь к правде туалета,
стихи, черт возьми, азотировались
и вытекли из химического пузыря…

Теперь вы будете удивлены. Не только удивлены, но и растеряны.

Не говори,
у тебя анти-состояние по отношению к народу!
Кардиограммы партийных съездов
в моем мозгу – разогревают мой нуклеиновый белок…
Комсомолка ближе родной сестры!…
Нашей советизированной памяти:
Заседание – страницы,
Дни рождения вождей,
Пятилетки!..
И водка
Раскрывает рот рабочих и крестьян!..

Даже если вы покачаете головой, здесь есть над чем задуматься. Как может водка раскрывать рот человека, а не человек водку?

У меня есть еще один Призрак,
раз он есть, он и
не исчезнет!
Просто пока бродит по моей комнате.
Дело в том, что завтра я все равно умру:
элементы из моего плотского тела,
усыпанного звездами плюса и минуса,
разлетятся в землю и небо,
тот Призрак, зажигая последний кислород в моих легких,
Солнце коснется последнего красного шарика в моей крови…
Я снова вырасту, как глуповатый полынь, робко пробиваясь!

Ваша шаткая голова, несомненно, застынет.

Вот,
мое вечное эволюционно-революционное Желание, которого так жаждет народ, –
система изменчивости растения, созданного из земли,
переходящая из вида в вид.
Значит, вина моей той полынной Страсти –
исчезновение в пасти Жадно Пожирающей Животности?!

Вы, несомненно, снова покачаете головой. Но на этот раз не только с удивлением, но и с изумлением. За потоком слов, казавшихся бессмысленным бредом, проглядывает какой-то смысл.

То есть,
есть слово «превратиться в дерьмо»
на грязном языке!
Нет духа!
Нет призрака!
Нет ангела вовсе!
Даже нет Тюлена, чтобы поиграть с ним!…
Тьфу!..
Пусть сгинет эта суетная жизнь!
Если так,
то пока не разрушаясь, не ломаясь, не испаряясь,
не гния и не сгорая,
Я еще разорву своим круглым черепом
Небо (превыше всего)!!

Ну как?! Стихи? Стихи… Поэт? Поэт…

Но это поэт особого рода. Стихи особого рода. «Материя». Что в них не входит? Все те отбросы, которые автор перечисляет с разных сторон с самого начала. Можно утонуть в этих отбросах, можно даже умереть. Можно «снова вырасти, как глуповатый полынь», «робко пробиваясь». В конце концов, можно «исчезнуть в пасти Жадно Пожирающей Животности», снова превратившись в отбросы. Но дух поэта не хочет подчиняться этому закону жизни. Он хочет «разорвать своим круглым черепом» изменчивую систему Вечной Жизни, переходящую из вида в вид.

Человеческий Дух, желающий вечно пребывать в неизменном виде в хаотичных мудростях материи, сорокакратно преображающейся, восстает.

Вся книга – это летопись тяжких страданий буйной души, стремящейся к этому.

И название интересное – «Ырауан…» Вспоминается сияющий свет зари перед рассветом, разгоняющий тьму и открывающий путь свету. Но то, о чем говорит этот поэт, похоже, не то и не другое. Взгляните на авторское пояснение в конце книги: «Ырауан – тот, кто пронзает, режет, пишет; острый: острый, резкий; проходящий, пронизывающий, текущий; острый, то есть Лезвие; Лик; поток; река; Свет, поддерживающий тьму, пронзающий ее; всемирная Радуга Солнца (одна радуга); Свет Зари; Солнце; Солнечный Луч».

Как бы то ни было, это не книга Рахата, восхищающегося восходящим солнцем, а книга Гнева, ополчившегося на заходящее солнце.

Сама книга состоит из шести разделов и авторского пояснения. Разделы не имеют заголовков. Первый раздел: «Прошли игривые дни с развевающимися гривами, как у резвых кобыл… суетные испытания! Из ущелья печали, источающей тоску, мычит сонливый горный козел…», второй раздел: «Любить тебя – значит распространять свет из лба по всему миру…», третий раздел: «Жадный, чья позвоночная ось наполнена солнцем – в нашей груди кружатся брови», четвертый раздел: «Мысль и чувство полны огня, красные, не знаешь, в чем их глубинная тайна. Возможно ли внушить другому миру Сознание, не познавшее самого себя? Что остается черному телу – это упасть. А так, все – законно, прямо: забота о желудке, пожирающая земля, мутная вода!.. Внушить безумие от умных! Не думать о горе – это величайшая сила?».. Мысль и чувство полны огня, красные!», пятый раздел: «Все мысли встают дыбом, и все сразу становится понятным! Ух-х, мутная вода!…», шестой раздел: «Этот мир – искусственный. Официальный. Сердце – лошадь, бушует… Хозяин – мозг», начинается с таких строк, «Итог»: начинается словами Султанмахмута «Я стану солнцем, взобравшись на небо ть

Previous Post

Какова цель благотворительного учреждения?

Next Post

Президент РК подписал изменения, внесенные в Конституцию

Next Post

Президент РК подписал изменения, внесенные в Конституцию

Свежие записи

  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.