Достижение высоких целей, поставленных Главой государства по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира к 2050 году, предъявляет высокие требования не только к национальной правовой системе и другим важным институтам общества, но и к государственному строительству, а также к наличию современной формы управления через сбалансированные ветви власти для сохранения паритета с развитыми странами.
Действующая Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, закрепила цель построения демократического, светского, правового и социального государства, основные принципы его функционирования, высшей ценностью которого являются человек, его жизнь, права и свободы. За прошедший период страна успешно провела основные социально-экономические и политические реформы, стала полноправным членом международного сообщества.
Глава государства в своем обращении отметил: «Сегодня мир меняется на наших глазах. Ускорение и усложнение общественных процессов набирает темпы и в Казахстане. Мы уже сегодня должны думать о том, как реагировать на те глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит перед нами история будущего».
Изменились социально-экономические условия. Эти изменения наблюдаются в мировой экономике, равно как и в отечественной. Например, за годы независимости внутренний валовой продукт Казахстана в долларовом исчислении вырос в 20 раз, а среднемесячная заработная плата – в 17 раз.
Расходы на социальную сферу увеличились с 6% до 10% от валового внутреннего продукта. Средняя продолжительность жизни казахстанцев увеличилась до 72 лет. Введено в эксплуатацию более 100 миллионов квадратных метров жилья.
В рейтинге Глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (WEF) с 2007 года мы улучшили свои позиции с 61-го места (в 2007 году) до 53-го места (к 2016 году).
В рейтинге Doing Business Казахстан с 2007 года улучшил свои позиции с 59-го места до 35-го.
Это свидетельствует о том, что мы живем в новых экономических условиях. В таких условиях перед Правительством стоит задача оперативного решения текущих проблем. Правительство должно обладать необходимой самостоятельностью и возможностью реагировать на меняющуюся социально-экономическую ситуацию в стране.
В связи с этим 5 реформ, намеченных Главой государства на XVI съезде партии «Нур Отан», направлены на углубление структурной модернизации всех общественных институтов общества и, тем самым, на приближение к намеченной цели.
Накануне 25-летия Независимости Казахстана Елбасы обозначил этап дальнейшего развития государственности, имеющий жизненно важное значение для страны и народа – усиление Парламента, расширение подотчетности и самостоятельности Правительства.
По итогам работы рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, созданной по поручению Главы государства, Н.А. Назарбаев 25 января 2017 года обратился с Посланием к народу Казахстана, в котором определил основные направления перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.
Во-первых, это вопрос перераспределения полномочий, закрепленных в Конституции. Предлагаемые поправки ранее были опубликованы в официальных СМИ, и каждый может ознакомиться с ними и внести свои предложения.
Во-вторых, это вопросы передачи на более низкий уровень полномочий Президента Республики по регулированию социально-экономических процессов, установленных законом, и полномочий Президента как Главы государства, не затрагивающих его конституционный статус.
Президент Республики поручил Правительству разработать соответствующий законопроект и внести его в приоритетный план работы Парламента для принятия до конца текущей сессии.
Министерство юстиции в настоящее время совместно с заинтересованными государственными органами разрабатывает такой законопроект.
Сегодня, наряду с полномочиями Президента Республики, определяющими его статус как Главы государства и предусмотренными Конституцией, существует множество законодательно закрепленных организационно-правовых и управленческих полномочий, относящихся к сфере государственного управления, как правило, присущих исполнительной ветви власти.
В связи с этим ряд управленческих полномочий Президента страны может быть передан на более низкий уровень управления и перераспределен между Правительством и иными исполнительными органами без угрозы для государства и общества.
В результате рабочая группа подготовила около 40 предложений по перераспределению полномочий Главы государства, которые могут быть переданы Правительству и некоторым исполнительным органам.
Например, разработан