Я думаю, что этот год может быть очень трудным для государства, чей бюджет на 46% (по информации Б. Сагинтаева) зависит от цен на нефть. Конечно, сейчас только начало года, и при планировании бюджета мы прогнозировали 35$ за баррель на 2017-2019 годы. Тем не менее, мы надеемся, что к 2021 году цена вырастет до 45$ за баррель. Эксперты Goldman Sachs и World Bank говорят, что в этом году цена может составить 57.50$. Однако, последние новости не радуют.
Во-первых, у президента США Трампа есть стратегия «долгих и низких цен на нефть». По ней, эксперты предложили «наихудший» сценарий с ценой 30$ за баррель или даже ниже. По мнению эксперта Saxo Bank Оле Хансена, разрешение на прокладку нефтепроводов Keystone XL и Dakota Access из Канады в США, несмотря на протесты экологов, повлияет на цены на нефтяном рынке. Ведь США потребляют четверть всего мирового объема добычи нефти.
Во-вторых, американские компании, добывающие нефть методом фрекинга, могут получить поддержку от правительства. Уже сейчас Трамп, не верящий в изменение климата, готовит изменения в закон «О водных ресурсах США». Само назначение бывшего главы ExxonMobil Рекса Тиллерсона Государственным секретарем США означает усиление лобби нефтяных компаний. Если вы знаете, объем внутренней добычи нефти в США равен объему добычи Саудовской Аравии. То есть, если США выпустят на нефтяной рынок дополнительный объем, то по законам экономики цена упадет. А для компаний, добывающих нефть методом фрекинга, важнее объем, чем цена, так как себестоимость ниже 30$.
В-третьих, эксперты Saxo Bank прогнозируют рост объема добычи в богатой нефтью Ливии. Соответственно, это станет дополнительным ударом. «Терпение» стран ОПЕК, и так сокративших объем добычи нефти, видимо, иссякнет.
Короче говоря, не зря правительство указало в бюджете 35$ за баррель. В этом плане у Премьер-министра имеется полная картина. Теперь вопрос касается дефицита бюджета и роста ВВП. То есть, теперь мы государство с «расходами» больше, чем «доходами». По информации вице-министра финансов Р. Даленова, 2 млрд $ займа, полученные от Азиатского банка развития и Международного банка реконструкции и развития, были потрачены на покрытие дефицита бюджета. Это означает, что мы начали жить в долг. В 2017 году, по информации министерства национальной экономики, дефицит бюджета составит 1,7%, конечно, эта цифра может показаться небольшой, но откуда взять средства для покрытия дефицита?! Например, в 2017 году доходы бюджета запланированы в размере 7,986 трлн тенге, а расходы – 8,564 трлн тенге. Разницу вы, наверное, видите. В 2018 году дефицит сохранится, а в 2019-2020 годах мы планируем достичь баланса. Кроме того, курс тенге также привязан к цене на нефть. Это – большой риск. Решения Трампа, несомненно, повлияют на наш план. Я верю, что правительство это хорошо знает. Поэтому, если мы не будем максимально экономить и тратить каждую копейку с умом на нужные сферы, мы будем вынуждены снова брать в долг.
P.S. Гражданам, которые говорят: «Зачем обсуждать политику Трампа, это нас не касается», стоит задуматься.
Из записи Руслана Желдыбая в фэйсбуке