Прошел 1 год с момента назначения Ерлана Сагадиева на должность министра образования и науки Республики Казахстан. Какие работы были проделаны в системе образования за этот год и какие планы на будущее? Министр сам ответил на эти вопросы.
Во-первых, это обновленное ЕНТ
Этого ждали и родители, и ученики. Проходит неплохо. В результате, в 2016 году возможность получить высшее образование получили еще 17 тысяч детей. В целом, мы считаем, что нужно облегчить получение высшего образования, и это делается. Основная движущая сила «Экономики 3.0» – это высокообразованный человек.
Кстати, о ЕНТ можно не беспокоиться. С 1 февраля пробное тестирование можно пройти онлайн, не выходя из дома. Дополнительно мы напечатали 300 тысяч брошюр для проведения пробного тестирования в школах, при необходимости напечатаем еще 500 тысяч. То есть, каждый ребенок сможет пройти пробные тесты несколько раз до ЕНТ.
В этом году количество грантов увеличилось с 31 тысячи до 36 тысяч для бакалавров. Для магистрантов – с 7 тысяч до 10 тысяч, для докторантов – 1 100. Хороший рост, кроме того, мы просим акимов регионов выделять свои гранты для местных вузов.
Мы понимаем, что эта работа не будет успешной без повышения качества высшего и технического образования. Мы решили начать с менеджмента, точнее, с общественного контроля над менеджментом. В государственных вузах Казахстана создаются Наблюдательные советы из представителей акиматов, бизнеса, МОН и общественности. Они будут контролировать финансы, академическую стратегию и кадры. Впервые в Казахстане ректоры государственных вузов будут избираться Наблюдательными советами. Сегодня прошли выборы 5 ректоров. В первом полугодии через эту процедуру пройдут еще 6 ректоров.
Следующая задача – внутренний аудит, создание службы корпоративных секретарей. Мой личный опыт в качестве члена Наблюдательных советов трех вузов показывает, что эти меры дают реальный результат. Стратегии вузов меняются. Раньше они часто разрабатывались формально и зависели от финансирования МОН, можно сказать, их никто не читал. А сейчас главное – долгосрочная конкурентоспособность на рынке – это борьба за абитуриентов, новые методики и программы, бренд вуза. Все это постепенно показывает, что это не просто пустые слова. Хотя процесс идет медленно, я считаю, что это единственно верный путь.
О большой ответственности перед обществом говорить не приходится. Академическая свобода, финансовая самостоятельность, инициативность в вузах – все это возможно только под пристальным контролем общества, а не министерства. На внедрение этих изменений мы потратили немало времени в прошлом году. Сегодня эта работа началась.
Главное – переход на обновленное содержание
Суть обновленного содержания – функциональная грамотность – ее нужно не только знать, но и осваивать. 35 государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начали реализовывать это 15 лет назад. Кроме того, создав новую систему оценки, они конкурируют между собой с 2000 года. Сегодня объем информации удваивается каждые два года. Например, объем информации, накопленный жителем XVII века за всю жизнь, наши современники получают за два месяца. Профессии за века постепенно исчезают за 5 лет. Страны ОЭСР поняли это 20 лет назад. Мы, хоть и начали внедрение обновленного содержания позже, должны решить эту проблему за 4 года.
В прошлом году по программам обновленного содержания начали обучаться 1-е классы, в этом году очередь дошла до учеников 2, 5, 7 классов. Стоит отметить, что предстоит большая работа и по подготовке учителей. Многие знают, что прошлым летом прошли переобучение 74 тысячи учителей. Сегодня мы продолжаем эту работу в течение учебного года. Этим летом будет обучено еще 75 тысяч учителей. Кроме того, будет проходить процесс перехода на 5-дневную учебную неделю.
Нелишне будет сказать и о значении базовых учебников. Мы говорим, что авторские права на эти учебники принадлежат государству. Это очень важно. Появится возможность выложить учебники в онлайн, как это сделано для 1-го класса.
Следующий важный вопрос – объем домашних заданий. По данным масштабной международной экспертизы, наши ученики занимают 4-е место среди 65 государств по объему времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий. Однако международные эксперты утверждают, что объем домашних заданий не способствует успешному обучению наших детей. Поэтому есть основания для сокращения объема домашних заданий. По этому вопросу работали две большие группы, состоящие из учителей и специалистов. Хочу выразить им благодарность за их труд. Были подготовлены два варианта методических рекомендаций по организации и выполнению домашних заданий. В первом варианте предлагается давать домашнее задание по всем предметам, но в небольшом объеме, во втором – предлагается не давать домашнее задание по всем предметам. По обоим вариантам домашнее задание будет сокращено в среднем на 1 час в день и не будет даваться на выходные дни. Сегодня эти рекомендации переданы на обсуждение родителям и педагогам.
Хочу отдельно сказать об электронном дневнике. Эта система была внедрена в 4000 школ в прошлом году. Система онлайн-дневника охватывает 166 тысяч учителей (более половины от числа учителей), 1,3 миллиона учеников – это тоже около половины, и 747 тысяч родителей. Сегодня еженедельно более 20 миллионов оценок ставятся онлайн, поступило более 7 млн запросов по домашним заданиям. То есть, к концу года мы сможем оперировать реальными цифрами. Все это делается в рамках государственно-частного партнерства, государство не тратит на это ни копейки.
Сегодня чаще всего задается вопрос, почему именно «Дневник» был принят. Потому что они первыми предложили бесплатные услуги государству, родителям и детям. Да, они рекламируют детские товары, но им тоже нужен источник дохода для ведения работы системы.
Как избавиться от бумажной волокиты?
Несколько слов о необходимости решения еще одной проблемы. Это страх учителей перед бесчисленными проверяющими. Этот страх заставляет их вести как бумажный, так и электронный журнал.
Приведу разговор с директором школы:
– Почему вы ведете электронный и бумажный журнал одновременно?
– Это же деньги. Завтра придут проверяющие, для них все должно быть на бумаге.
– А если запретить использование бумажного журнала?
– Все равно придется заполнять, пусть даже ночью…
Сегодняшняя главная задача – это совместный приказ прокуратуры, министерств образования и науки, а также финансов, который уравняет электронные и бумажные журналы перед законом. Об этом нужно довести до всех проверяющих и развеять страхи педагогов.
Вторая проблема – отсутствие Интернета в каждой школе, в каждом классе. Это необходимо срочно решить. Поэтому школы стоят в приоритете по программе «Цифровой Казахстан», отмеченной Президентом. Мы должны летом установить Wi-Fi в каждом классе с Интернетом. К этому делу можно привлечь студентов в рамках летней практики, в любом случае мы намерены решить эту проблему.
Третья проблема – нехватка компьютеров. В этом году мы закупим более 11 тысяч «троек» – это компьютер, проектор и экран. В первую очередь будем оснащать сельские школы. В прошлом году мы приобрели 7 300 комплектов компьютеров, в следующем году, то есть в 2018 г., планируем приобрести 12 000 «троек». В конечном итоге стоит задача обеспечить самые отдаленные села возможностью использования электронного дневника, лучшими видеоуроками по всем предметам. Сегодня у нас собрано 50 тысяч видеоуроков для детей на трех языках. Есть и образцы видеоуроков для учителей. Это тоже была работа, потребовавшая немалых усилий. Но главное, она заработала.
Перейдем к вопросу отчетности. Учитель сегодня заполняет более 100 отчетов для министерства, акимата, пожарной службы, СЭС, полиции, здравоохранения, труда и социальной защиты и других ведомств. И эти отчеты меняются, копируются снова и снова. Министерство ставит цель оставить только три системы: Национальную базу данных образования (НБДО), электронный журнал («Дневник») и бухгалтерский учет. Школы не должны заполнять никаких других отчетов. НБДО заполняется только два раза в год, «Дневник» – нужен для текущей успеваемости, а бухгалтерский учет – только для бухгалтеров.
Для этого необходимо: а) внести в НБДО только самую необходимую информацию для всех служб, эта работа была проделана в прошлом году, и б) запретить запрашивать у школ информацию, не относящуюся к системе. Однако для этого необходимо внести изменения в закон. Эта работа также ведется, в) далее установить Интернет везде. Это – задачи текущего года.
Учителя не будут «запрягаться» в работу, не входящую в их обязанности
Еще одна важная проблема –