С первых дней независимости государство уделяет большое внимание духовной культуре нашего народа, в том числе одной из ее важнейших сфер – религии. Прежде всего, провозглашение свободы совести и вероисповедания оказало влияние на активную поддержку государственной политики в сфере религии со стороны народа Казахстана. Все этносы, составляющие народ Казахстана, получили широкие возможности для обращения к своим традиционным религиям. Сегодня на территории нашей страны, где проживает более ста этносов, представители 18 конфессий живут в мире и согласии. Благодаря укреплению светских принципов государства права и свободы граждан в сфере вероисповедания сохраняются. В этой связи необходимо помнить, что главным является принцип отделения религии от государства и недопущение религиозного фанатизма.
Религия оказывает особое влияние на формирование нравственного и духовного мировоззрения подрастающего поколения. В настоящее время существует множество актуальных проблем, вызывающих особую обеспокоенность в казахстанском обществе. Эти проблемы зачастую связаны с активностью деструктивных религиозных течений, направленной на подрыв общественной целостности. Среди них особенно известно течение салафизма, нарушающее спокойствие народа. В результате деятельности данного радикального течения возникают разногласия среди верующих, рвутся семейно-родственные связи. Идеология салафизма ведет скрытую пропагандистскую работу с целью изоляции человека от любого общества, государства, не являющегося светским или исламским. Идеология салафизма представляет собой опасное радикальное зло, наносящее ущерб единству Республики Казахстан, целостности общественного сознания.
Идеологи салафизма, используя труды Мухаммада бин Абдуль Ваххаба, принимают содержащиеся в них идеи в соответствии со своими представлениями. Наглядным примером этого является книга-толкование к труду М. Абдуль Ваххаба «Три основы и их доказательства». Книга-толкование Салиха Али Шейха к «Трем основам» активно пропагандирует идеи, направленные на уничтожение религиозной терпимости и мира, а также на разрыв семейно-родственных и дружеских отношений на основе религии. Например, в указанной книге содержатся следующие строки: «Тот, кто признал Аллаха единым и следует за пророком, не должен дружить с теми, кто не подчиняется Аллаху и пророку. Даже если это его ближайший родственник – отец, мать, брат, сестра, родня – нельзя с ним дружить».
Поэтому решением Сарыаркинского районного суда города Астаны от 25 февраля 2014 года книги «Три основы» и «Толкование и справочник к книге «Три основы» были признаны экстремистскими, и их ввоз, издание и распространение на территории Республики Казахстан были запрещены.
В исламской истории мусульмане, относящиеся к первым трем поколениям, жившим после пророка Мухаммеда, называются «салафами». Слово «салаф» в лингвистическом плане, по мнению исламских ученых, означает «предшествующий народ». Однако последователи течения салафизма считают себя последователями пути указанных «первых трех поколений» и предпочитают называть себя «салафами».
В настоящее время названия «салафизм», «ваххабизм» стали синонимами слова «экстремизм». Следует отметить, что ваххабиты приняли название «салафизм» позже. В связи с тем, что ваххабиты сеяли смуту повсюду и никогда не имели доброй славы в истории, со временем, чтобы избавиться от негативного значения слова «ваххабизм», они стали называть себя «салафитами» – «последователями пути первых праведников». В науке последователи течения салафизма рассматриваются отдельно от салафов и известны под названием «салафиты».
Течение салафизма в Казахстане имеет несколько основных особенностей. Салафиты выступают против власти Республики Казахстан, ее конституционного строя. Еще одной их целью является лишение народа собственной культуры. Они считают необходимым уничтожить все обычаи и традиции стран Центральной Азии, противоречащие исламским догмам. Они пропагандируют идею быть патриотом религии, а не патриотом страны. Это свидетельствует о том, что последователи течения салафизма выступают против интересов общества и государства.
Неправильно толкуя понятие «джихад», они считают, что необходимо воевать против неверных. В понимании салафитов, к числу неверных относится большая часть современного народа Казахстана. Полное непризнание салафитами свободы вероисповедания других является явным показателем прямого противоречия светским принципам Казахстана. Человек, попавший под влияние салафитов, радикализируется, враждебно относится к законной власти, представителям других религий, гражданам светских взглядов и, не задумываясь, готов пойти на вооруженный конфликт, используя любые средства для достижения своих политических целей.
По мнению исламских ученых, «истинный джихад» – это борьба со своей низменной страстью (нафсом). Представители радикальных религиозных течений неправильно понимают понятие «джихад» в исламе. Они понимают джихад как ведение вооруженной войны против других. А на самом деле слово «джихад» в переводе с арабского языка означает приложение человеком усилий для достижения определенного результата, цели. Истинный джихад заключается в:
— исправлении каждым своих недостатков;
— очищении своего внутреннего мира и сердца;
— избавлении от таких дурных качеств, как зависть, неудовлетворенность, лень, высокомерие;
— совершенствовании нравственных качеств в себе;
— победе каждым над своей низменной страстью, подражанием и слабостью.
Известно, что сегодня наши молодые люди, чье религиозное сознание не полностью сформировалось, поддаются влиянию течения салафизма. Поскольку религия является неотъемлемой частью общества, вред от течения салафизма является одной из актуальных проблем. Чтобы противостоять чуждым традиционному укладу жизни казахстанского общества религиозным течениям, каждый человек должен осознанно сказать «Моя страна!» и сохранить собственную культуру, унаследованную от предков. Казахский народ, сформировавший свою уникальную культуру на протяжении веков, должен не допустить распространения течения салафизма, являющегося злом современности, для сохранения своей целостности без ущерба и укрепления своей государственности благодаря прочному единству, патриотизму и толерантности.
К. Тулегенова,
Старший научный сотрудник отдела изучения христианства и нетрадиционных религиозных течений в Казахстане Центра научно-исследовательских работ и анализа по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития РК
Национальный портал