«Поэзия – дар Божий», «Поэты – это особенные существа, удостоенные Божьего внимания и владеющие могуществом стиха». Да, подобные мысли часто высказываются в нашем понимании. Поэты Алаша почитаемы, если не считать, что в нынешнюю эпоху смены ценностей они не удостаиваются должного уважения. Поэтому их авторитет перед народом не ослабевает.
Народ, который чтит казахского поэта. Мы не слышали, чтобы народ проклинал своих поэтов, вместо того чтобы благодарить их. Однако в мировой литературе существует множество легендарных историй о поэтах, оставивших особый след в мире, возложивших священное искусство стиха на свою трагическую судьбу. Одной из таких уникальных фигур мы и хотим коснуться – «проклятых поэтов».
Французская литература, одна из самых передовых в Европе, породила множество поэтов с бурной судьбой и особой индивидуальностью. В 1883 году французский поэт Поль Верлен начал публиковать цикл статей под названием «Проклятые поэты». Жизнь поэтов, ставших жертвами судьбы, пьющих, бедных, с недолговечными чувствами и преждевременной смертью… Название, упомянутое в этой статье, впоследствии стало неизгладимым клеймом на жизни поэтов. К «проклятым поэтам» относят Артюра Рембо, Стефана Малларме, Тристана Корбьера и самого Поля Верлена.
Чтобы добавить к нашим размышлениям, давайте обратим внимание на следующее высказывание Кадыра Мырза Али из его «Судьбы»: «Несколько лет назад во Франции была издана книга, посвященная нескольким поэтам, которые пережили всевозможные невзгоды, чьи жизни состояли из горя и страданий, чьи судьбы были уникальны, и книга была названа «Проклятые поэты». Тяжелые слова. Слова, которые ранят душу. Но те, кто обладает даром, нашли это название. Размышляя о судьбах этих печальных поэтов, полных скорби, начинаешь думать, что родиться поэтом – значит родиться для страданий. Ведь когда бьет молния, она попадает не в любое из десятков, сотен или даже тысяч деревьев, а в самое высокое, самое могучее. Похоже, что и колесо судьбы, минуя гущу народа, поражает именно поэтов».
Да, очень тяжелые слова… Наши поэты, несшие это тяжелое бремя, были сильными личностями, принесшими новизну не только во французскую, но и в мировую литературу. В конце XIX – начале XX века в Европе, переживавшей кризис буржуазной культуры, под влиянием исторических и социальных изменений возник символизм. Это течение, проявившееся в творчестве П. Верлена, А. Рембо, М. Малларме во французской поэзии, перекликается с идеалистическими теориями немецких философов А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. В казахской степи это течение развивали такие выдающиеся поэты, как Магжан Жумабаев.
Когда говорят о «проклятых поэтах», первым делом мы должны упомянуть Артюра Рембо. Судьба Рембо, совершившего переворот во французской поэзии в 20 лет, полна загадок. В 16 лет было опубликовано его первое стихотворение, в 17 лет он познакомился с писателем Полем Верленом в Париже. Участвовал в движении Парижской коммуны. В 1880 году оставил писательство и решил путешествовать по миру. Все свои стихи он написал в возрасте от 15 до 19 лет. Прожив всего 37 лет, он умер в бедности.
О Артюре Рембо существует фильм режиссера Агнешки Холланд «Полное затмение» (Arthur Rimbaud – Une biographie). Мы посмотрели фильм с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Влияние этого фильма, несомненно, придало силы многим молодым талантам, помогло им преодолеть робость. Он поражает своей свободной жизнью, не склоняющейся ни перед кем, своей неординарной личностью. Дружба Рембо с Полем Верленом – яркое проявление духовной связи между поэтами. Их «любовная история» в фильме – отдельный разговор. Нас интересует другая тема. Порой чрезмерная «любовь к свободе» молодого дарования напоминает «поэта-разбойника» Франсуа Вийона. Казахские читатели хорошо знакомы с произведениями Рембо через переводы таких известных поэтов, как Светкали Нуржан, Амирхан Балкыбек.
Название «проклятые поэты» не является клеветой или очернением имен таких поэтов, как Рембо. Эти поэты заняли свое место в мире литературы и остались в памяти народа благодаря своему ценному наследию. Они никакие не «проклятые поэты». Они – поэты, чья «ценность возросла, авторитет возвысился» благодаря своей индивидуальности. Или, возможно, это проклятие было сказано в смысле: «пусть ваши имена будут на небесах», «пусть ваши стихи не угаснут», «пусть ваши имена не будут забыты»…
Шерхан Талап, 2013 год