Религия – это сила, объединяющая человечество к добру, к благим делам. Тем не менее, в последнее время различные организации, прикрываясь именем религии, принесли смуту и угрозу всему обществу. Исламская религия не является исключением из этой ситуации. В стране существуют группы, отрицающие общепризнанные в исламе мазхабы. Мы задали вопросы известному исламоведу, верховному имаму Мангистауской области Исмайлу Сейтбекову о пути мазхабов, безмазхабности и чуждых течениях.
– Мир сегодня ощущает угрозы религиозного характера. Экстремизм и терроризм – проявление этого. С какого периода в истории ислама начались эти смуты?
– В истории человечества вопросы, связанные с религией, всегда вызывали споры и разногласия. Например, появление множества сект среди последователей христианства порождено такими спорами. Точно так же, если мы обратимся к истории нашей религии, мы станем свидетелями различных споров. Потому что наш досточтимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знайте, что народы, жившие до вас, разделились на семьдесят два течения. Мусульмане разделятся на семьдесят три течения. Семьдесят два из них будут в Аду, и только одно будет в Раю. Те, кто будет в Раю, – это джамаат» (Абу Дауд, Сунна 1). Поэтому мы принимаем возникшие течения как одно из течений, о которых было предупреждено в хадисе. Потому что организации, которые не полностью понимают религию или понимают ее однобоко, или объединились в рамках различных политических интересов и целей, вызывают такие споры и выделяются. Поскольку мышление и разум каждого человека различны, невозможно сделать всех людей одинаковыми, как роботов. Более того, христиане и иудеи на протяжении многих веков создают и поддерживают специальные течения для внесения раздора среди мусульман, разжигания вражды между ними, вооружения их, что наносит невосполнимый ущерб нашей религии. Возьмем, к примеру, ДАИШ, на вопросы «Кто его создал?», «Кто за ним стоит?» любой осведомленный читатель сможет ответить сразу. Когда религия используется в политических целях, обязательно возникают споры, которые в итоге перерастают в конфликты. Подобные явления, происходящие в мире, оказывают влияние и на нашу страну. Сейчас люди боятся тех, кто совершает намаз, носит хиджаб, носит бороду. Почему? Потому что злодеяния различных течений и организаций, прикрывающихся именем религии, посеяли сомнения в умах. Довели до того, что стали бояться религии. На самом деле, исламская религия пропагандирует спокойствие, мир, согласие и единство.
Первым религиозно-политическим течением в истории ислама были хариджиты. Они появились в 657 году. Вторым возникшим политическим течением были шииты. Шиитские движения начали проявляться в 680 году. Со временем люди с дурными намерениями сеяли смуту через различные течения, преследующие разные убеждения и цели. С тех пор и по сей день появляются такие течения разного масштаба. Когда общество избавляется от одного, появляется другое.
– Чем вызвано явление отрицания ханафитского мазхаба, одной из четырех великих школ в исламе, исповедуемом казахским народом, и мазхабов в целом?
– В нашей религии есть 4 великие правовые школы, то есть мазхабы. Это ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. Их общее название – «Ахль ас-Сунна валь-Джамаа», сокращенно – «сунниты». Среди этих мазхабов наиболее распространенным является ханафитский мазхаб. Этот мазхаб, основанный имамом Абу Ханифой, в истории был официальной религиозной позицией великих государств.
Абу Ханифа был выдающейся личностью своего времени, непревзойденным ученым. Поэтому современники дали ему имя «Имам Агзам» (Великий имам). В свое время он боролся с заблудшими хариджитами, шиитами, мутазилитами, мурджиитами, джахмитами и другими течениями. Представители таких заблудших течений, не оставаясь в стороне, пытались обвинить Великого имама, высказывая в его адрес необоснованные слова.
Иногда на фетвы и мнения Абу Ханифы высказывали критику и ученые-современники. Однако, после встречи с Абу Ханифой и обсуждения вопроса, упомянутые ученые оставались довольны мудростью Великого имама и отказывались от своих критических замечаний. Это были ученые, которые опирались на научные основы, основывались на доказательствах. К сожалению, некоторые люди с низким уровнем понимания пытаются критиковать Абу Ханифу. Критики – это представители течения, возникшего в 1750-х годах, считающие себя «салафитами» и не придерживающиеся ни одного из четырех суннитских мазхабов. Некоторые шейхи-салафиты обвиняют: «Доказательства ханафитского мазхаба слабы, Абу Ханифа ошибся здесь». Действительно ли это так? Нет. Абу Ханифа давал свои фетвы, опираясь на веские доказательства. Поверхностно рассматривать и критиковать, не изучив полностью, – это действие человека, который не хочет принимать истину. Чтобы иметь возможность критиковать Великого имама, нужно достичь его уровня. А это невозможно.
– Ученые мазхабов в свое время представили свои доказательства по вопросам, вызвавшим споры в религии. Так какова цель «безмазхабности»?
– Исламский мир состоит из четырех суннитских мазхабов, мусульманин, не придерживающийся одного из них, является заблудшим мусульманином. Потому что этому пути дано название «Ахль ас-Сунна валь-Джамаа». Одним из течений, не принимающих 4 мазхаба, является салафитское или ваххабитское течение. Основной принцип этого течения – «Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведных халифов мазхабов не было. Следование мазхабу появилось позже, а то, что появилось позже, – это нововведение (бидгат), а следование нововведению – это заблуждение».
Наши ученые систематически разъясняли основы шариата, обучали и доносили все правила до простых мусульман. Со временем эта система стала называться мазхабом. Она никоим образом не противоречит шариату. А салафиты, которые говорят, что не следуют мазхабу, сами считаются одним из мазхабов. Потому что у них есть ученые, обучающие основам шариата, специально написанные книги и системы. Чьи фетвы вы принимаете за основу в вопросах шариата, того мазхаба вы и будете придерживаться. Поэтому человек, говорящий, что не следует мазхабу, лжет. Такому человеку можно задать следующий вопрос: «У кого вы научились поднимать руки до плеч в намазе? Кто научил не протирать лицо руками? Откуда вы знаете, являются ли хадисы сахих (достоверными) или слабыми? Кто научил, что нельзя читать Коран умершему? Кто сказал, что ношение бороды является фарзом (обязательным)? Кто научил громко произносить слово «Амин» в намазе?». Откуда человек, который не умеет читать Коран, не знает даже алфавита, знает эти вопросы? Следовательно, если он научился чему-то, то он принадлежит к течению того, кто его научил. То есть, «на чьей арбе поедешь, ту песню и будешь петь».
– Есть ли способы вернуть на путь истинный, изменить сознание молодежи, которая, считая себя последователями истинной религии, попала под влияние чуждых течений и заблудилась?
– Нелегко полностью вернуть всех молодых людей, сбившихся с пути. Особенно трудно вернуть тех, чье сознание сильно отравлено. Если они не раскаиваются, даже попав в тюрьму и оказавшись за решеткой, добиться результата непросто. С заблудившимися в чуждых течениях лучше работать индивидуально. Потому что разговор с несколькими людьми одновременно не дает должного результата. У них есть одна плохая привычка: когда они собираются группой, они не слушают слова имама или специального специалиста. Даже если хотят слушать, окружающие мешают им, и они сами разбираются между собой, выйдя наружу. В результате личных встреч есть молодежь, которая отказывается от своих убеждений. Иншалла, я верю, что мы сможем вернуть определенную их часть.
– Бесспорно, что пропаганда правильного религиозного направления, то есть традиционных религиозных ценностей, против ложных религиозных убеждений является важнейшей задачей. Расскажите о путях оживления пропаганды традиционной религии…
– Любой недуг имеет свое лекарство. Есть и способ предотвратить чуждые течения. Во-первых, если государство примет специальные законы, учитывая вред чуждых течений, проблема облегчится. Во-вторых, нам всем следует уделить внимание пропаганде нашей традиционной религии. Государство и Родина общие для всех нас. Поэтому давайте каждый внесет свой вклад в наши общие ценности. Для этого мы должны обращать внимание только на то, чтобы спрашивать о религиозных вопросах только у имамов мечетей, получать религиозную информацию только через специальные сайты Духовного управления, читать только книги, прошедшие специальную экспертизу.
Мы – светское государство. Наша религиозная пропаганда осуществляется в рамках закона. Мы не можем пропагандировать религию в каждом учреждении. Однако, поскольку вы считаете себя мусульманином, мы с уверенностью можем сказать, что если вы будете обращаться по религиозным вопросам и вопросам только к специальному религиозному специалисту, вы не попадете под влияние чуждых течений.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Жайык НАГЫМАШ
e-islam.kz