В прошлом году. Было решено назначить главного тренера сборной Казахстана. Мы с воодушевлением отправились в здание футбольной ассоциации. Вскоре трое, выстроившись в ряд, вошли в комнату, где сидели журналисты. В центре – Талгат Байсуфинов. Главный тренер «Акжайыка» теперь будет тренировать сборную страны, похоже. Так и есть. Когда ему предоставили слово, Талгат Маруанович волновался. Даже слезы скатились из его глаз. Сбивчиво, он высказал то, что хотел сказать.
– Это было интересно. Говорю о своем волнении. Такого со мной не было. Наверное, я почувствовал ответственность. Возможно, ощутил доверие. Больше ничего не могу сказать. Знаю одно: всем своим существом, всей своей сущностью буду служить делу развития футбола страны. Остальное будем обсуждать в процессе работы.
Было задано четыре-пять вопросов. Были даны ответы. На наших глазах были те самые капли слез. После завершения церемонии представления мы подошли к нему. Он еще не пришел в себя. Улыбается.
– Действительно, было интересно. Почему я волновался? Загадка и для меня самого. Конечно, впереди много работы. Можно приглашать игроков со всего мира и привлекать их в сборную. Но в этом мало смысла. Говоря о доверии, у нас в стране есть футболисты, которые не подведут, если им довериться. Давайте сначала привлечем их. Дадим им шанс. Возможно, они покажут тот футбол, который мы ждем. Я чувствую ответственность. Нельзя подвести. Это меня очень беспокоит.
– Вы хорошо подобрали помощников…
– Будь то Нуркен Мазбаев или Андрей Ферапонтов, это специалисты, проявившие себя только с лучшей стороны. Такого же мнения я придерживаюсь и о Юрии Новикове. Если национальная сборная будет радовать народ, разве это не честь для всех нас?
Это очевидно. Так оно и есть. Прошли дни. Парни, которым доверился Байсуфинов, встретились с Азербайджаном. В Белеке. Гол Максата Байжанова принес нам победу. Дело было не только в победе. Сборная Казахстана показала, что она – боеспособная команда. Продемонстрировала свой дух. Самое главное, в ее игре появилась жизнь. Через три дня, то есть 29 марта 2016 года, мы отправились в Грузию. Грузины, обыгравшие даже Испанию, были полны решимости. Они уже успели заявить, что забьют сколько захотят в ворота Казахстана. Но игра развивалась иначе. Азату Нургалиеву повезло, и он забил единственный гол, решивший исход матча. Лица болельщиков, отвернувшихся от сборной Казахстана, просияли. Китай. Снова победа. Помните тот гол Азата? Поездка в Кыргызстан в конце августа огорчила. Но через четыре дня нас ждал официальный матч с Польшей. Отборочный матч чемпионата мира.
Никто не предполагал перед матчем, что четвертое сентября станет одной из значимых дат в истории футбола страны. Впрочем, некоторые предчувствовали. Мы сами. Когда съемочная группа направлялась на «Астана-Арену», мы сказали: «Сегодня ваша Польша не возьмет три очка». Было много причин. Главное – слова главного тренера за день до матча. Скрывая от других, он сказал: «Я знаю, что наступил мой испытательный срок. Мои ученики – мои друзья. Мы много говорили. Мы тщательно подготовились. Даже тот сумбурный матч в Бишкеке окажет свое влияние. В хорошем смысле. Остальное скажем после матча». Его лицо сияло. Он пожал нам руку. Чувствовалась уверенность в себе и в своих парнях. Мы размышляли всю ночь. С рассветом снова анализируем. Мало что сходится. Польша – сильная команда. У них есть натиск, способный прорываться сквозь оборону. Они в отличной форме. В их составе – только сильные игроки. Как мы выстоим?
Мы выстояли. Когда Польша повела в два мяча, мы поняли. Парни не испугались. Наоборот, они дали отпор сопернику. Нервы Роберта Левандовского были на пределе. Их потрепал наш Елдос Ахметов. Байжанов оказался парнем. Игра Бауыржана Исламхана тоже пошла. Сергей Хижниченко красиво открылся. Он направляет мяч в ворота. Подопечные Байсуфинова, усилившие натиск до перерыва, забили два гола во втором тайме и сравняли счет. Все мы были в радости. Зрители, болельщики. Журналисты. В момент начала пресс-конференции после игры произошла следующая сцена. Когда Талгат Маруанович направился к нам, все журналисты вскочили со своих мест. Они аплодировали до покраснения ладоней, выражая свою поддержку. Мы смотрели на Талгата. Он улыбнулся. Затем, прикусив губу, остановился. Из его глаз снова катилась слеза. Он сел и начал свой рассказ.
– Есть такая штука, как кураж. Мы его поймали. Не отпустили. На самом деле, это труд парней. Они играли. Они знали, что Польша – сильная команда. Знали, и доказали, что и они на что-то способны. Сейчас говорить трудно. Что-то скребет в груди. Не понимаю, что.
Мы понимали. Гордость тоже влияет на человеческие чувства. Он гордился не собой. Он гордился учениками, которым доверял, Маруанович. Было чем гордиться. Они сдержали такого сильного соперника. Издания всего мира писали о матче, называя его «Сенсация в Астане». Некоторые докопались до седьмого колена, изучая Байсуфинова. Короче говоря, это был день возрождения казахстанского футбола.
Путь лежал в Подгорицу. Казахстан встретился с местной сборной. Мы потерпели сокрушительное поражение. На послематчевой пресс-конференции группа казахстанских журналистов окружила главного тренера.
– Я много думал перед игрой. Что делать? Черногория на своем поле никому не уступает. Если будет угодно, мы вернемся девятого. Мы успеем. Одиннадцатого числа придется играть против Румынии. Поэтому я решил сохранить основных игроков для следующей встречи. Я не в обиде на тех, кто вышел на поле. Они играли, насколько могли. Соперник был сильнее физически и по силе. Нам не хватило сил.
Нас охватил гнев. Всех нас. Талгат, направлявшийся к двери, внезапно повернулся и подошел к нам. Обняв нас крепко, он сказал:
– Я все понимаю. Мое сердце тоже горит. Я в полном замешательстве. Если мы выложимся в этой игре и отдадим все силы, а дома, на своем поле, потерпим поражение, что тогда? Поймет ли народ? Количество игроков, качественных игроков, слишком мало. Повторюсь, была возможность привлечь многих, оттуда и отсюда, но смогут ли они играть на том уровне, который мы ожидаем? Мы нагрузили ваши сердца, повлияли на ваши нервы, поверьте мне. Если будет угодно, в Астане мы не проиграем Румынии. По-моему, это важно.
Повернувшись, он направился к двери. Из его глаз катилась слеза. Мы не смогли понять, что это была за слеза. На следующий день ночью мы вернулись домой. В тот день была тренировка. Сборная Румынии, обыграв Армению в Ереване со счетом 5:0, прибыла в приподнятом настроении. На пресс-конференции преобладал сарказм. Румынские журналисты подходили к Кристофу Дауму и спрашивали: «Сколько голов вы забьете в ворота Казахстана?». «Мы знаем, что вы легко одержите победу. Но можете ли вы назвать количество голов?». Подобные вопросы сыпались градом. Даум тоже не уклонялся от хвастовства. Смеясь, он ответил. Он подчеркнул, что забивать пять голов неоднократно – непросто. Он сказал, что не потеряет ни одного очка. Мы молчали. Мы слушали Талгата. Не будем спугивать его надежду. На следующий день состоялся матч.
Игроков выводят дети. Ночью похолодало, дети начали мерзнуть. Теперь должны были прозвучать гимны двух стран. Дети дрожали. Увидев это, Самат Смаков снял легкую куртку поверх свитера и накинул ее на плечи ребенка, который вел его. Услышав приказ капитана, другие тоже быстро взяли детей под свою опеку. Внутри «Астана-Арены» стало тепло. Такую команду невозможно победить! Даже если это Румыния. Наоборот, атака Казахстана была острой. Жаль, что мы не смогли забить в решающий момент. Может быть, из-за вчерашнего смеха, румыны потеряли уверенность и тратили время на оборону. Где пять голов, даже открыть счет стало проблемой. 0:0. После матча мы слушали Байсуфинова.
– Ничья, наверное, достижение. Но мы были близки к победе. Не сказал бы, что результат порадовал.
Мы встретились месяц назад. Когда пришли в федерацию по какому-то делу. Гани Кайназаров, Нуркен и мы втроем склонились над большим столом с трех сторон. Стопка бумаг. Карандаш в руках главного тренера. Было видно, что составлен большой план. Тактика, список игроков. Были видны результаты каких-то исследований.
– Нужно было бы хорошо поговорить. Взять интервью.
– Мы готовы. Сейчас мы втроем здесь. Это будущее национальной сборной. Мы составили хороший план. Путь развития. Команду соберем весной. Парни сейчас на сборах. Получаем информацию. Выявили прошлогодние недочеты. Теперь нужно подняться на ступень выше.
– Отлично! Только вперед.
– Общее дело, журналисты тоже не должны оставаться в стороне. Если вы будете анализировать игру, нужно указывать на ошибки. Тогда мы будем расти.
– Поняли, Талгатжан, всегда будем держать в поле зрения.
У Талгата отняли руль. Сборную Казахстана теперь тренирует Александр Бородюк. Талгат Маруанович, проработавший в национальной сборной год, придав команде свой облик, предъявив свои требования, за триста дней добился результатов, равных трем годам. Все запомнилось. Сначала сами осмыслим. Затем будем анализировать проделанную работу.
Амангельды СЕЙТХАНОВ,
Газета «Егемен Казахстан»