ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Всевышний Аллах в священном Коране, суре «Худжурат», говорит: «Мы создали вас разными народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга». Казах – с незапамятных времен мусульманский народ. Следовательно, это – ясное слово истинной веры. Из ясных слов, которые видны как на ладони, мы понимаем следующее: поскольку Всемилостивый Аллах создал людей разными народами и племенами, каждый человек, будучи рожденным в составе того или иного народа, должен любить этот народ, говорить на родном языке, придерживаться заветов предков, принимать и укреплять его ценности, при необходимости защищать землю, принадлежащую народу, служить народу – это благое дело перед Создателем. То есть быть национал-патриотом – это сунна.
Формула, деятельность, направление национал-патриотизма меняются в зависимости от изменений эпохи, требований времени, судьбы нации в переломные моменты. Но его основа, идейная опора никогда не меняются. Эта идейная опора – стержень жизни нации. А стержень – национал-патриотизм.
Историки начинают национал-патриотизм с появления деятелей «Алаш» на исторической арене, точнее, с написания «Каркаралинской петиции» 1905 года. То есть, ветераны «Алаш», поднявшие идею «Алаш» как знамя создания государства нового типа, объединяя казахов как единую государствообразующую нацию в соответствии с требованиями нового времени, определили национал-патриотизм как направление борьбы, а также активизировали духовно-просветительскую работу на этом пути. Это политическое и духовное направление принесло свои плоды. «Алаш» произвел огромную революцию в нашем национальном сознании. И сформировал национальную политико-духовную школу нового типа.
Если заглянуть в глубины истории нации, национал-патриотизм был движущей силой развития и борьбы нации. Например, в основе национально-освободительного восстания под предводительством последнего хана – Кенесары Касымулы – лежит национал-патриотизм. Спасти нацию от захватчиков, защитить землю – единственное гнездо нации на земле – и сохранить независимое ханское государство. Это чистейший национал-патриотизм. К этому же ряду мы относим и полный борьбы путь благородных ханов и батыров, и простого народа, посвятивших свою жизнь формированию и укреплению ханского государства с момента его основания. Все это было ради нации, ради священной заботы о продлении жизни нации.
Таким образом, национал-патриотизм, продолжающийся с давних времен, приобрел иной оттенок в период Советской власти после колонизации Российской империей. Красная власть поставила своей главной целью подавление национал-патриотизма. Деятели «Алаш» были признаны национал-патриотами, осуждены, расстреляны. Красный гнет сильно ударил по душе нации. Из-за этого народ отвернулся от слов «нация», «национал-патриот».
Причина ясна. Боялись за жизнь. Страшились наказания. Нет упреков. Мы далеки от осуждения. Тем не менее, национал-патриотизм не был уничтожен до корней. Казах был жив. Хотя политическая, борцовская сторона национал-патриотизма ослабла и была на грани полного угасания, его внутреннее течение в духовной сфере неустанно продолжалось. Мы можем увидеть это в казахской литературе, расцветшей в советское время. Большинство выдающихся исторических произведений того времени не давали угаснуть огню внутреннего национал-патриотизма, а наоборот, развивали его. Вместо национал-патриотизма в политической борьбе пришел культурно-духовный национал-патриотизм. Поколение, выросшее как читатель и под влиянием этой боевой, национал-патриотической литературы, оживило политическое крыло национал-патриотизма в национально-освободительном восстании Желтоксан 1986 года.
А сейчас? Если посмотреть, идет невидимая война без оружия между двумя сторонами. Национал-патриотизм и противостоящая ему сторона. Но Казахстан – независимое государство. Это главная победа политической борьбы национал-патриотов. Значит ли это, что национал-патриотизм больше не нужен? Если нужен, то в каком содержании он будет развиваться? На такие вопросы писатель, ученый-алашевед Турсын Журтбай отвечает так: «В наших условиях, в Республике Казахстан, политический национал-патриотизм невозможен. Политический национал-патриотизм – это борьба против тех, кто держит в своих руках бразды правления страной, когда власть находится в чужих руках. Мы, управляя своей страной сами, будучи независимым государством, против кого будем занимать политическую национал-патриотическую позицию? Поэтому национал-патриотизм у нас должен использоваться как синоним любви к нации, патриотизма. Национал-патриотизм нужен и сейчас, даже если у него нет политической цели».
Действительно, национал-патриотизм всегда необходим. Нужен национал-патриотизм, имеющий сегодня преобладающий общественный характер. Почему? Потому что казахский вопрос в общественно-политической системе не решен до конца. А там, где есть национальный вопрос, в какой бы форме и содержании он ни проявлялся, национал-патриотизм будет пробужден.
Итак, каков характер современного национал-патриотизма? Кто такой национал-патриот сегодня? Какова его позиция? Как он понимает служение нации? Каким должен быть национал-патриот теперь? В каких делах проявляется национал-патриотизм? Как отличить и оценить ложный национал-патриотизм и использование национал-патриотизма в групповых, личных интересах? Чем проявляется национал-патриотизм простого человека? Мы ставим своей целью ответить на множество таких вопросов и провести всесторонний анализ национал-патриотизма в нашу эпоху. Сегодняшнее слово – это вступительное, определяющее слово этой цели.
Омиржан АБДИХАЛЫКУЛЫ