Ежегодно сотни наших граждан уезжают на учебу за рубеж. Все мы знаем о президентской стипендии «Болашак». По этой программе специалисты осваивают знания, необходимые для приоритетных секторов экономики нашей страны, в ведущих зарубежных вузах. Молодые казахстанцы, получившие образование в таких университетах, возвращаются на родину и назначаются на должности в центральные и государственные органы, национальные компании, открывают собственный бизнес, внося вклад в развитие экономики и общественной жизни страны.
Применение знаний, полученных инженером или финансистом после окончания учебы, в отечественных промышленных предприятиях или национальном банке – это один вопрос. А вот религиозное образование готовит будущих духовных лидеров страны, людей, которые будут направлять верующих граждан, влиять на их мировоззрение, мораль, нравственные ценности.
А что, если процесс получения образования за рубежом не будет регулироваться законом? Что тогда произойдет? Где гарантия того, что духовные ценности, получаемые при религиозном образовании за рубежом, соответствуют нашим казахстанским ценностям? А что, если они носят деструктивный радикальный характер?
По мнению многих экспертов, получение образования за рубежом приведет к проникновению в наше общество радикальных течений. Также граждане, получившие духовное образование за рубежом, могут быть обучены на основе чуждых культур и не суметь решить проблемы верующих людей в своей стране.
Какие существуют методы решения этой проблемы? Было бы целесообразно согласовывать выбранный вуз с соответствующим религиозным объединением. Таким образом, можно получить адекватную оценку выбранного учебного заведения. То есть, следуя этой логике, желающие поступить на обучение к имаму в зарубежные учебные заведения будут получать направление или согласие от ДУМК.
Другой метод решения этой проблемы – разрешить кандидату получать религиозное образование за рубежом, если он получил духовное образование в Казахстане и сформировал основы вероучения. Тогда они не будут подвержены чуждым идеологиям и радикальным религиозным течениям.
Поэтому было бы своевременно, чтобы Министерство по делам религий и гражданского общества совместно с Муфтиятом поддержали законодательное регулирование этого процесса. Ведь самое главное – это защита нашей молодежи от деструктивного влияния различных радикальных религиозных течений.
Б.А. Есмахан,
Руководитель управления по связям с исламскими религиозными объединениями КИиЦА МДРГР
Национальный портал
Иллюстративное изображение взято с сайта Азаттык