Лола Хатамова – тележурналист, очень популярный в Узбекистане в 1980-90-х годах. Политический обозреватель, специалист, глубоко знающий историю Индии. В 1990-х годах слух о том, что Ислам Каримов был любовником, разнесся по всей стране и заставил ее скрываться от посторонних глаз. Журналистка, ныне проживающая в Америке, спустя 25 лет после этого события рассказала всю правду и дала интервью. Об этом сообщило агентство КазИнформ со ссылкой на сайт ca-news.org.
Журналист: Невероятно, что такой квалифицированный специалист, как вы, остался без работы в 90-х годах, был необоснованно отстранен от телевидения и государственной службы. Как это произошло?
25 лет я сама искала ответ на этот вопрос. Я была известным телерадиожурналистом. Я освоила хинди с 8 лет и училась в Индии. Летом 1990 года в Ташкент приехал тогдашний премьер-министр Индии Нарасимха Рао. Я взяла 15-минутное интервью на хинди в присутствии Ислама Каримова и бывшего вице-президента Узбекистана Шукроллы Мирсаидова. После этого случая Ислам Каримов пригласил меня к себе и выразил удивление по поводу моего владения языком. Через три месяца он сказал, что такой образованный человек, как я, нужен на государственной службе, и пригласил меня в пресс-службу Кабинета Министров. Он дал мне возможность одновременно продолжать работу на телевидении. Через несколько месяцев произошли изменения в правительстве, и я перешла в пресс-службу Президента. До апреля 1991 года все шло хорошо. Моя работа на телевидении и служба в аппарате Президента были удовлетворительными. Весной 91-го года слух о том, что я собираюсь выйти замуж за Ислама Каримова, разнесся как ветер. Я сама не знаю, откуда и как он появился. Я никогда не пыталась понравиться президенту. Он был женат, президент страны. Но он всегда уделял мне особое внимание. На всех собраниях он обращался ко мне, спрашивал мое мнение. Я очень смущалась. В то время в обществе существовал националистический раскол. Люди говорили, что президент бросит свою русскую жену и женится на мне. Но мне нечего было бояться. Я не виновата и не совершала греха. Пусть боятся те, кто виноват. В то время мужчины, занимавшиеся политикой, намекали, что женщине нет места в политике, и что мне лучше вернуться на телевидение.
Журналист: Как вы восприняли информацию о смерти Ислама Каримова?
Нельзя говорить плохо о покойных. Но этот человек действительно причинил мне много зла. Я сгорела без вины. Он угрожал мне, одинокой женщине с маленьким ребенком. Но когда я услышала о его смерти, мне стало жаль.
Журналист: Каким человеком был Ислам Каримов?
Честно говоря, слушать его на собраниях было трудно. Он не знал узбекского языка. Даже когда он говорил по-русски, он отклонялся от основной темы, и собрание затягивалось на несколько часов. А присутствующие скучали. Когда меня преследовали, я хотела войти к нему и поговорить лично. Но он меня не принял. Казалось, что нужно было столкнуть нас с опытными политиками, которые его окружали, и убрать меня с арены. Поэтому я думаю, что распространили слухи. Мирсаидов пригласил меня и сказал, что я должна «уйти с работы по собственному желанию, потому что слухи, идущие за мной, нанесут ущерб репутации Президента». Поскольку другой должности не предлагали, я попросила вернуть меня на телевидение. Но Мирсаидов сказал: «Нет, вы больше не будете появляться на телевидении. Это требование самого президента». С тех пор моя жизнь сильно изменилась. Прошло 25 лет, скажу правду, между мной и Исламом Каримовым не было никакой связи. И не могло быть. Потому что я не могла высоко ценить его ни как руководителя, ни как мужчину. Я никогда не льстила ему.
Журналист: Вы политический обозреватель. Что изменилось в Узбекистане за 25 лет?
Главным достижением за 25 лет, вероятно, является мир и спокойствие в стране. Но за это они заплатили большую цену. Экономика отстала. Для этого можно сравнить Узбекистан с соседним Казахстаном. Казахстан ушел далеко вперед. Он занимает 48-е место среди развитых стран, а мы – 148-е. Вы видите, какая разница. Каримов был экономистом. Но это показывает, что он не был сильным экономистом.