Нация и родной язык
(Во времена царства и свободы)
В то время, когда в России правили деспотичные цари, только славянская нация, в том числе ее богатые представители, могла заявить о себе и жить. Хотя выходцы из богатых слоев, владеющие более чем сотней языков, распространенных в России, предоставляли обширную информацию о самобытности каждой нации, ее быте, образовании и культуре, на практике все обстояло совершенно иначе. Царская власть не занималась обустройством жизни наций и их процветанием; она постоянно налагала на народ непосильные налоги и угнетала его до полного изнеможения. И она была занята лишь тем, как держать миллионы людей, особенно представителей других национальностей, в невежестве и темноте – чтобы они не знали своих интересов, были глухи и немы, не могли просить о необходимом.
Ясный смысл этого очевиден каждому. Царская власть вовсе не заботилась о просвещении других национальностей, об их продвижении в образовании и культуре; она постоянно натравливала народы друг на друга, разжигала вражду, развязывала войны между ними и заставляла слабых бороться с сильными. Даже некоторые народы были переселены и лишены своих земель. Старая власть также прибегала к другим худшим методам, таким как подавление культуры других народов, отказ от их обычаев и традиций, уничтожение их религий и полное обрусение. Она продавала судьбу тружеников других народов, создавая видимость накопления особого имущества для рабочих крестьян (крестьян, мужиков) славянской нации, проводила ложную политику. На самом деле, конечно, такой цели не было.
Хотя она и поощряла узкий славянофильство, действовала она исключительно в своих интересах. Все крупные организации в России, такие как «Единство русского народа», «Общество миссионеров» и другие, направили свою деятельность в это русло.
И они считались местами, где государственная казна несла огромные расходы. Все эти расходы, известные только царю, ложились на плечи рабочих крестьян и других народов.
Управление делами во времена царского режима, вместо того чтобы нести свет знаний и культуры в отдаленные национальные общины, как сказано выше, уничтожало их внутреннюю и внешнюю национальную сущность. Слово «нация» осталось лишь пустым звуком. Если у народа нет образования и культуры на своем языке, его язык искажается, меняется, под влияется языком соседнего сильного народа и в конечном итоге становится его рабом. В нем появляются новые языки, и со временем старый, не обновленный язык малых народов теряет свое значение и быстро забывается. Мы часто встречаем примеры этого на страницах истории: раньше существовало несколько народов, которых мы сейчас не видим и которых нет. Это те, чьи языки исчезли. Без языка нет нации. То есть эта нация является полностью мертвой, исчезнувшей нацией.
Во времена царского режима многие народы оказались в таком положении. Так, малые народы стали игрушкой в руках деспотичной царской власти.
Мощная сила великих перемен и необоснованное гнездо царской власти были разрушены и рассеяны.
Эти перемены дали нам большую свободу слова и вероисповедания. И открыли путь к равноправию для всех народов. Теперь перед нами открывается простор, нет препятствий, которые бы нас останавливали. Наш путь открыт для развития культуры и образования нашей нации, особенно нашего родного языка, сколько бы мы ни стремились к этому.
Мы свободны в развитии нашей культуры и литературы, в продвижении нашего хозяйства. После реализации вышеупомянутых целей мы выполним великие задачи, возложенные на нас великими переменами, наравне с сильными народами. Общее образование и культура включают в себя знание родного языка, и наоборот, культура нации определяется знанием родного языка. Без знания родного языка невозможно распространять никакие знания и культуру. Прежде всего, необходимо знать родной язык. Если вы не знаете родного языка, значит, вы не являетесь ребенком этой нации. Без знания родного языка вы не сможете получить национальное образование. Без национального образования, очевидно, не будет и литературы. Нация без литературы не может развивать ни знания, ни культуру. Язык должен сохраняться, насколько это возможно. Чем больше мы сохраним наш язык, тем больше мы сохраним нашу нацию.
В нынешнее время, когда предоставлена свобода слова и наций, мы обязаны объединиться с самоопределяющимися нациями на пути к свободе и создать «народный союз». Только тогда будет создано правительство, которое не будет терпеть угнетения малых народов, предложенного казахам, и будет направлять все свои силы на дела, приносящие равную пользу всему народу, и будет достигнута конечная цель построения системы управления всем народом: весь народ, каждый по своему желанию, сможет развивать культуру своей нации, следуя пути, проложенному народным союзом, рука об руку с русским народом; Только тогда эта великая Россия станет для них родной землей.
Не забывайте! Мы будем особенно выделяться в достижении этих целей только тогда, когда будем знать наш родной язык, который отличает нас от других похожих народов.
Если у нации нет никаких знаний и культуры, ее труд и характер также будут слабыми. В результате она попадет в зависимость от сильной нации и через некоторое время полностью исчезнет. Все вышесказанное является доказательством того, что нация без знаний и культуры не является нацией. То есть истинным признаком национализма является язык, в остальном все нации одинаковы. Язык не должен подчиняться ничему другому ни в одной нации. Мы обязаны любить его и оберегать от различных заразных иностранных языков. Язык – это зеркало, в котором отражается вся жизнь народа.
Ребенок еще в утробе матери начинает говорить на языке своей нации, все его тело питается им, и, вырастая, ребенок обязан вывести этот язык на свет, развивать его.
Если мы ценим свою нацию, если хотим быть равными среди людей одного двора – народа, живущих в гармонии друг с другом, мы обязаны знать свой родной язык.
Решение этой загадки, ключ к этой великой задаче – в руках учителей национальных школ. Распространение или нераспространение знаний и культуры среди нашей нации зависит от того, насколько правильно будет направлена работа учителей.
Судьба будущих поколений казахского народа также зависит от этого. Если мы будем знать и изучать наш родной язык, благодаря ему мы продвинем и разовьем культуру нашей нации. Там, где есть знания, без сомнения, будет широкая дорога к ремеслу, которое является опорой жизни, там и хозяйство будет очень сильным и надежным.
Только выполнив вышеупомянутые дела, мы сможем стать равными другим народам.
Сын Орды
(Статья, опубликованная в газете Гумара Карашты «Путь истины» от 11 апреля 1919 года, № 5)
Журнал «DanaKaz»