Наш уважаемый Зарқын аға достиг 75 лет. Глазам не верится. Для нас Зақаң еще молод. Как можно смириться со старостью. Наше сердце, которое привыкло к его серьезным словам, перемешанным с шутками, принимает Зақаң только таким, каким он был всегда, с его характером. Конец восьмидесятых годов прошлого века был временем пробуждения национального самосознания, когда общество находилось в состоянии неопределенности. Искусство айтыса (состязания акынов) развевалось на своем знамени. В сороковые годы, в разгар войны, в Караганде под руководством Габита Мусрепова был проведен республиканский айтыс акынов. После этого мудрого Габена именно Зарқын аға взялся за проведение айтысов в угольном крае. В то время Зақаң был заведующим отделом в газете «Орталық Қазақстан». В одной комнате сидели поэт Онайгуль Туржан, журналист Гульсим Оразалиева и он. Мы приходили в редакцию со своими юными стихами. Однажды, зайдя в «Орталық», я увидел, что отдел Зақаң был в суматохе. Оказалось, что в Караганду прибыл телевизионный айтыс, организованный Журсином Ерманом. Это был командный айтыс между Жезказганской и Тургайской областями. Нужно было заранее объявить и популяризировать айтыс акынов в газете. Зақаң воодушевился: — Напишите статью о главном акыне Жезказгана Шынболате Дильдебеве под заголовком «Где ты, Конысбай!», а главному акыну Тургая Конысбаю вложите в уста слова «Я пришел, Шынболат!» — говорил он. Это были слова, которые могли произносить только древние сал-сери и акыны. Шли советские времена. Передо мной проносились образы мастеров степного искусства: на скакунах, рвущихся вперед, с уздечкой в зубах, с домбрами, украшенными петушиными перьями, в руках. Ах, какая сила слова! Одни только заголовки, придуманные тогда Зақаңом, всколыхнули наше сознание.
Зақаң действительно оказал большое влияние на возрождение искусства айтыса в Караганде. Для нас, появившихся в конце восьмидесятых (Куаныш Максутов, Айгуль Тусупбекова и др.), воспитание Зақаң имеет особое значение. После нас появился наш брат Аманжол. Зақаң был духовным покровителем и учителем для всех нас.
1989 год. Шла активная подготовка к третьему областному айтысу акынов. Нужно было привлечь к участию в айтысе представителей русских и немецких национальностей. Таково было требование партии. Никто не мог возразить. Тогда этот Зақаң выставил на айтыс акынов Гульбаршын Гросс (Тергеубекову) из Егиндыбулака и Сергея Даудрихта из Каркаралы в качестве пары «девушка и парень». Таким образом, среди акынов появились и немец, и русский. Когда все, казалось бы, уладилось, снова поднялся шум. Этот айтыс не должен был пройти просто так. Он должен был быть посвящен чему-то. Ойпырмай, что же делать теперь!? Организаторы снова растерялись, думая, как придать айтысу коммунистический оттенок. Из этого тупика Зақаң тоже нашел выход. Айтыс было решено провести в честь XIX конференции Коммунистической партии, проходившей тогда в Москве. — Убай-ау, разве это не стыдно перед партией, но ведь надо так сделать, — спокойно говорил Зақаң. Где Москва, где айтыс. Хочется смеяться, но не получается. Именно тогда я впервые заметил в лице Зақаң едкую иронию, свойственную настоящему шаншару (острослову).
В прошлом Советском Казахстане существовало только одно учебное заведение, готовившее специалистов по журналистике. Это был факультет журналистики КазГУ имени С.М. Кирова в Алматы. Обеспечение девятнадцати областей Советского Казахстана журналистами было в ведении этого единственного факультета. Вследствие этого в центральных, северных, западных и восточных регионах возникла острая нехватка специалистов по журналистике. В периодических изданиях и телерадиоорганизациях этих регионов филологам, историкам и даже специалистам естественнонаучных направлений приходилось выполнять обязанности журналистов.
Узел сложной проблемы в Казахстане первым распутал регион Центрального Казахстана, а точнее, Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова. Именно в этот момент Зақаң внес значительный вклад в историю отечественной журналистики. В 1993 году в независимой Республике Казахстан, после КазГУ в Алматы, второй факультет, готовящий специалистов по журналистике, был создан и заложен фундамент под крышей КарГУ имени Е.А. Букетова.
Труд Заркына Сыздыкулы, который был инициатором открытия кафедры журналистики в Карагандинском государственном университете и с большим упорством вел это дело, был неоценим. Ректор университета тех лет, профессор Жамбыл Саулебекулы Акылбаев оказал всяческую поддержку этой инициативе Заркына Сыздыкулы. Сейчас сотни выпускников этого факультета, получивших специальность журналиста, плодотворно трудятся в СМИ Казахстана.
Тем мало, о чем не писал Зақаң. Конечно, это можно увидеть на страницах газет, где он работал. Одной только его книги «Золотая колыбель – дом песни», посвященной певцам и композиторам Каркаралинского и Кууского регионов, уже является бесценным произведением для нынешнего поколения. «Я знаю все», — иногда шутя говорит Зақаң. В действительности, не было ни одного вопроса, которого Зақаң не знал или в котором бы сомневался. На докторский диссертационный совет по специальности «Казахская литература» Казахского национального университета имени Аль-Фараби Зақаң представил сразу три фундаментальных исследования. Члены ученого совета, не видевшие такого раньше, были удивлены. В то время как некоторые с трудом писали одну диссертацию, чтобы стать ученым, Зақаң представил на защиту сразу три комплексные монографии, что было поистине удивительным проявлением его образованности. Из трех научных трудов, посвященных борьбе Жакыпа Акбая, творчеству Абая и другой теме искусства, он выбрал для защиты творчество Абая. Академики Заки Ахметов, Зейнолла Кабдолов, Рымгали Нургалиев, доктора филологических наук Турсынбек Какишев, Марат Барманкулов, Темирбек Кожакеев, Абильгазы Нарымбетов, Алма Кираубаева и другие единодушно высказались о работе диссертанта «Некоторые дореволюционные источники абаеведения» как о «значительном вкладе в абаеведение».
Во время защиты произошла интересная ситуация. Члены ученого совета засыпали его вопросами. Зақаңу было только в радость, он неутомимо давал исчерпывающие, обоснованные ответы на вопросы, заданные как справа, так и слева. Он даже так воодушевился, что его с трудом удалось остановить. Когда наступила небольшая пауза, профессор Турсынбек Какишев сказал: — Какие еще у вас есть вопросы, спрашивайте то, чего не знаете.
Актуальные проблемы абаеведения были исследованы в новом свете в монографиях и научных статьях автора «Абай и пресса» (по материалам дореволюционной казахской прессы, Караганда, 1997) и «На пути абаеведения» (Актуальные проблемы современного абаеведения, Астана, 2006). Он первым начал и ведет лекции по абаеведению в Карагандинском и Северо-Казахстанском государственных университетах уже около двадцати лет.
Зақаң – прирожденный ребенок природы. Ему не свойственны официальность, «чрезмерная дисциплинированность». Когда он работал в университете, жил в частном доме недалеко от старого аэропорта. Иногда, как бы он ни спешил, он не успевал на транспорт и опаздывал на занятия. Тогда девушки деканата обижались, ругали его. — Зақа, разве это не стыдно, вы пропустили занятие, вместо того чтобы подавать пример молодежи, что это такое? — говорили они. Зақаң не терялся, и вместе с девушками сам начинал ругаться: — Правильно, правильно, нельзя пропускать занятия, это стыдно, — добавлял он. Девушки еще больше злились: — Зақа, мы говорим это вам, а Зақаң отвечал: — Я тоже это говорю, стыдно, не пропускайте занятия, — спокойно говорил он.
Иногда в городе проходили творческие вечера. «Пойдем, там поют два Ерлана (Толеутаев, Кужыманов)», — говорил Зақаң. «Эх, как пели Биржан и Акан в прошлом, цените этих парней», — говорил он нам.
В 2001 году по приглашению Государственного департамента США в рамках программы «Подготовка журналистов в США» он посетил пять университетов США, прочитал лекции, провел семинары. Участвовал в международных конференциях в Синьцзянском университете КНР, в Академии общественных наук (2012), выступал с докладами по вопросам современных СМИ и подготовки журналистов в Пражском университете (2013).
Именно в ту поездку, когда младший Джордж У. Буш баллотировался на президентских выборах. На одной из встреч американский журналист задал Зақаңу каверзный вопрос о президентских выборах. — Как вы думаете, кто победит на этих выборах, и какое влияние окажет будущий президент Америки на мировую политику? — спросил он. Это было проявление высокомерия, мол, что скажет этот азиат из еще малоизвестной страны Азии. Откуда этому журналисту было знать, что Зақаң является потомком Каздауысты Казыбек би, потомком знаменитого Каракеск – Шаншара. Зал затих и уставился на Зақаң. Зақаң спокойно ответил: — Я заметил, приехав в вашу страну, что вам, в общем-то, не нужен президент, вы можете жить и без президента, — сказал он. Сидевшие в зале разразились смехом. Бедный журналист, не поняв, похвала это или критика, не знал, что ответить.
Исследователь Зарқын Тайшыбай, не выпускавший перо из рук почти шестьдесят лет, последние 20 лет неустанно занимается темой Абылай хана. Книга автора «Абылай хан» (сборник документов и материалов, 32 п.л., «Астана», 2005) была издана на казахском языке тиражом 10 тысяч экземпляров и распространена по всей стране. Письменные источники, впервые переведенные на казахский язык и расположенные в хронологическом порядке, заинтересовали исследователей истории казахов XVIII века, и можно сказать, что каждый, кто писал на тему Абылая, не обошел стороной этот труд. Можно сказать, что самой любимой работой Зарқын в его творческом пути, его комплексной темой является историческая документалистика об Абылай хане.
О Зақаңе можно говорить много. Но все это невозможно уместить в одной статье. Свои искренние мысли об уважаемом аға, духовном наставнике Зақаңе я хочу оставить в стихах:
Пусть перо Зақаң будет благословенным, душа его прекрасна,
Много мы прошли, следуя за ним в сумерках.
Ах, как жаль, есть ли лекарство от времени?
Туман уходит с желтого холма…
Твоя жизнь – пример, это неиссякаемый эпос,
В душу твою льется свет, уходят грехи.
Твой разум, как зрелый плод, упавший на ладонь,
Слушал сын пяти Мейрамов.
Наш предок Таттимбет звучал как кюй,
Пел ветер с вершин Балкантау.
Горы Каркаралы сияли,
Колебались песчаные холмы долины Куу.
Что мне делать, проклиная время,
Человеческая гордость остается на высоте.
Неся мудрые слова старины,
Ты был черным быком моего казахского народа.
С широкой грудью, как всадник, с особым характером,
Не желая особого ухода, как волк.
Словно чистый родник, выбившийся из-под земли,
Твой острый ум стал для тебя благословением.
Если что-то случается, с какой бы стороны ни было,
Нет времени, чтобы ты колебался, не зная.
Твои притчи, написанные об истории,
Словно меч храброго Абылая.
Рожденный из зависти, человеческой злобы,
Какое же трудное, полное препятствий время?!
Ты, потомок Шаншара, переживший бури скорбного века,
Добрался благополучно.
Словно скакун, набирающий скорость с каждым шагом,
Твоя ценность, аға, станет легендой для потомков.
Говори свои мысли, словно дитя,
Будь здоров и счастлив, Зарқын аға!
Койлыбай Асанулы
поэт,
член Союза писателей Казахстана
Национальный портал
Потомок Шаншара