Назипа Кулжанова — общественный деятель, внесшая огромный вклад в развитие казахского образования, казахской журналистики, этнографической науки, а также культуры и литературы с начала XX века. Н. Кулжанова также является деятелем Алаша, участвовавшей в съезде по созданию партии Алаш и правительства Алашорды, проходившем в 1917 году в городе Семипалатинск, активно участвовавшей в его деятельности и являвшейся членом президиума Семипалатинского отделения партии Алаш Орда.
Первая фамилия Назипы Кулжановой — Сегизбаева. В 1902 году она окончила Костанайскую русско-казахскую гимназию и в том же году работала помощником учителя в двухгодичном русско-казахском училище в Тургае. Затем окончила двухгодичное педагогическое училище в Оренбурге. В это время Назипа встречает своего земляка и родственника Нургали Кулжанова, который окончил Оренбургское педагогическое училище и работал там. После того, как их сердца нашли общий язык и они соединились, в 1905 году они переехали в Семипалатинск, где оба преподавали в Семипалатинской семинарии.
В это время молодые люди часто писали статьи в вестник Русского географического общества о казахских обычаях и культуре. За эти труды Назипа Кулжанова и Нургали Кулжанов были приняты в члены Русского географического общества. Именно в это время Назипа Кулжанова получила известность в Семипалатинске благодаря организации различных культурных мероприятий и своему труду. Именно в это время казахская молодежь Семипалатинска начала учиться у Назипы Кулжановой и тянуться к ней. В 1910 году, после выхода статьи Ахмета Байтурсынова «Абай Кунанбаев — главный поэт казахов», началось время, когда казахи начали изучать Абая.
В 1914 году, в связи с десятилетием со дня смерти Абая Кунанбаева, Назипа Кулжанова провела в Семипалатинске большое культурное и литературное мероприятие. Молодежь читала стихи Абая и исполняла его песни. Затем по инициативе Назипы Кулжановой была поставлена пьеса тогда еще самого молодого писателя Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек». В ролях сыграли М. Ауэзов, Жусупбек Аймауытов, К. Сатпаев и другие молодые артисты из Семипалатинска. Это культурное мероприятие, организованное Назипой Кулжановой с большим энтузиазмом в честь А. Кунанбаева, до сих пор передается как легенда. Н. Кулжанова также проводила литературные вечера, посвященные творчеству Абая, в Семипалатинске в 1915-1919 годах. В эти годы А. Байтурсынов, С. Торайгыров, С. Сейфуллин посвятили стихи Н. Кулжановой, которая была известна в Семипалатинске. Тогда молодой поэт Султанмахмут Торайгыров в своем стихотворении, посвященном Н. Кулжановой, писал:
«…Сколько бы ни гулял, не найдешь,
Человека честнее ее в Семипалатинске…»
Видно, что поэт изобразил в этом стихотворении человеческую личность Н. Кулжановой.
А. Байтурсынов в 1910-х годах, когда его преследовала местная власть, написал стихотворение, посвященное своей младшей сестре Назипе:
«Хоть жизнь моя прошла без радости,
Пусть Бог не отвратит меня от этого пути.
Раз уж решил отправиться в долгий путь,
Я не вернусь на полпути, сестра моя!…»
Он выразил свою печаль.
Н. Кулжанова также обладала талантом петь под домбру. Когда в Семипалатинск приехал собиратель казахских песен А. Затаевич, она записала для него казахские песни «Гайни-ау, саулем», «Кадыр зары».
Назипа Кулжанова — первая журналистка из числа казахских девушек. С 1913 года она часто писала статьи в газету «Казах» о равноправии женщин и других государственных вопросах. В 1922 году она стала членом редакционной коллегии вновь основанной газеты «Енбекши казак». В газетах и журналах, выходивших во время Казахской автономии, публиковались не только статьи Н. Кулжановой, но и ее литературные произведения, в том числе переводы. Н. Кулжанова познакомила казахских читателей с произведениями Л. Толстого, В. Короленко, М. Горького.
С момента образования Казахской автономии в 1920 году она работала членом комиссии по учебникам при Народном комиссариате просвещения. В это время было опубликовано несколько методических пособий Н. Кулжановой, посвященных воспитанию детей. Труды Н. Кулжановой в этой области являются ценными работами, которые до сих пор могут быть использованы в воспитании детей.
Жизнь Назипы Кулжановой, ее труды в различных областях начали детально исследоваться и описываться после обретения независимости. Одним из тех, кто до 2000-х годов исследовал и пропагандировал жизнь, творчество, государственную и общественную деятельность Назипы Кулжановой, написав несколько статей, был Мураткали Камалов из Аркалыка. Мураткали был близким родственником Н. Кулжановой. Он также досконально знал жизнь Назипы и Нургали Кулжановых. Муке, неоднократно обращаясь к акиму города в течение двух-трех лет, добился присвоения имени Назипы Кулжановой Аркалыкскому педагогическому училищу. В самом училище есть небольшой музей, посвященный Назипе и Нургали Кулжановым. Мураткали Камалов собрал туда немало документов.
Жизнь и богатое наследие Назипы Кулжановой, деятеля движения Алашорда, первого казахского журналиста, этнографа, переводчика, выдающегося педагога, сегодня служат примером для молодого поколения.
Жумат АНЕСУЛЫ, писатель, историк
Национальный портал