В Казахстане увеличился объем производства моторного топлива. В первом квартале 2017 года по республике было произведено 810,3 тыс. тонн моторного топлива, что на 17,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает energyprom.kz.
Более 40% обеспечила, как обычно, Павлодарская область, где расположен самый мощный нефтеперерабатывающий завод, Павлодарский нефтехимический завод – 372,9 тыс. тонн +25,9% в год. В настоящее время на ПНХЗ проводятся пусконаладочные и ремонтные работы в комплексе установок по производству серы, которые завершатся в июле, а работы на установке изомеризации и нафтового сплиттера – в сентябре. К этому времени предприятие должно достичь показателей гарантированной эксплуатации и производить высокооктановые автомобильные бензины экологического класса К4 (аналог Евро-4). После завершения модернизационных работ производство высокооктанового бензина возрастет на 297 тыс. тонн.
Южно-Казахстанская область, где расположен PetroKazakhstan Oil Products (ПКОП), произвела 233,6 тыс. тонн – на 4,6% меньше топлива по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение показателя связано с плановым капитальным ремонтом на заводе, завершившимся 27 апреля 2017 года. 31 марта 2017 года были подписаны акты по механическому завершению строительно-монтажных работ на установке изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья ПКОП.
До июля 2017 года на объекте будут проводиться пусконаладочные и ремонтные работы, и будет запущена установка изомеризации, которая позволит получать высокооктановые бензины экологических классов К4, К5 и увеличить их производство до 460 тыс. тонн в год. Кроме того, ведутся работы по второму этапу модернизации, направленному на увеличение мощности завода с 5,25 млн тонн до 6 млн тонн в год.
В Атырауской области, где расположен третий по величине нефтеперерабатывающий завод страны, произведено 190,3 тыс. тонн – на 40,4% меньше топлива, чем в прошлом году. На заводе строится комплекс глубокой переработки нефти, строительство которого близится к завершению. Механическое завершение строительства комплекса глубокой переработки нефти запланировано на середину текущего года, после чего начнутся пусконаладочные работы.
После снижения производственных объемов в 2015 году (минус 5,1% в год), в 2016 году казахстанские нефтеперерабатывающие заводы работали интенсивно (достигли прежних темпов) – год завершился ростом на 2,8%, до 2,95 млн тонн.
Казахстанские производители обеспечивают более 70% спроса на бензин (за январь-февраль 2017 года – 70,4%). Наряду с ростом производства наблюдался и рост импорта – за два месяца он вырос на 60,3%, до 237,1 тыс. тонн.
«После модернизации нефтеперерабатывающих заводов объем переработки нефти увеличится с 14,5 млн тонн до 17,5 млн тонн. Увеличится производство светлых нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива, авиатоплива. Таким образом, после 2019 года мы ожидаем полностью обеспечить внутренние потребности страны отечественными нефтепродуктами и избежать зависимости от импорта ГСМ», – заявил министр энергетики РК Канат Бозумбаев.
По итогам апреля 2017 года цена бензина марки АИ-92 по РК выросла примерно на 14,8% по сравнению с апрелем 2016 года, до 142,1 тенге за литр. Тем не менее, по сравнению с мартом цена незначительно снизилась (0,1%). Министр энергетики Канат Бозумбаев прокомментировал снижение цен на бензин АИ-92 на АЗС «КазМунайГаз», заявив, что бензин этой марки подешевел до 142 тенге. «Товар завис на рынке, и спрос упал», – сказал он.
Укрепление тенге по отношению к доллару также способствовало удешевлению импортируемого из России топлива. Кроме того, уровень запасов АИ-92 в Казахстане способствовал регулированию уровня оптовых цен на рынке.
Более дорогие, чем остальные, марки АИ-95/96 подорожали за год на 11,8%, ежемесячно на 0,1%, составив по итогам апреля 154,9 тенге за литр. АИ-98 поднялся за год на 6%, до 164,3 тенге за литр.
Владельцы автомобилей с дизельными двигателями ощутили рост цен более заметно: летнее дизельное топливо подорожало сразу на 34,8%, до 132,7 тенге за литр, зимнее дизельное топливо за год – на 12,7%, до 171,2 тенге за литр. Только за апрель по сравнению с мартом летнее дизельное топливо подорожало еще на 0,8%, зимнее дизельное топливо – на 0,5%.