МОЛОДЕЖЬ, ВЕРНУВШАЯСЯ В КАЗАХСТАН И НЕ НАШЕДШАЯ «СОЦИАЛЬНОГО ЛИФТА», НЕ ПОНИМАЕТ, ЗАЧЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАПРАВЛЯЛО ИХ НА УЧЕБУ ПО ПРОГРАММЕ «БОЛАШАК».
Инкар (имя и фамилия не были полностью указаны в газете – ред.), уроженка Шымкента, сейчас живет в Испании. После школы она поступила в вуз в Астане, в том же году прошла стажировку в Америке по программе Государственного департамента США SUSI Women Leadership. Затем по программе академической мобильности университета обучалась в Вильнюсском университете в Литве. Вернувшись в Астану, она взяла годичный академический отпуск и уехала в Испанию по программе Erasmus Mundus. Она говорит, что мечта казахстанской молодежи, находящейся за границей, – остаться в Европе. По ее словам, казахстанская молодежь устала от старого порядка в стране. Они хотят жить свободно и зарабатывать в соответствии со своим трудом. Поэтому они стремятся за границу.
– Молодежь отправляют за границу по программе «Болашак» с призывом «принесите новые, креативные инициативы». Но вернувшиеся в страну молодые люди становятся негибким винтиком в старой «машине», который не работает. Нет возможности применить полученные знания, реализовать усвоенное. Я хочу уехать из Казахстана. Некоторые говорят: «Много выпускников «Болашака», чем они занимаются, какие новшества внесли?». Человек, проживший за границей год-два, кардинально меняет свой взгляд и по-другому смотрит на ситуацию в Казахстане. Он даже впадает в уныние, почему моя страна такая. Теряется желание заниматься бессмысленными, бумажными, суетливыми делами. Иногда я не понимаю, зачем молодежь отправляют по «Болашаку», – говорит Инкар.
Дармен (имя и фамилия не были полностью указаны в газете – ред.), один из более чем 12 тысяч студентов, обучавшихся за рубежом по программе «Болашак», два года учился в Великобритании. Он говорит, что выпускники категории «Выпускник вуза» (ВУЗ) среди нескольких категорий программы «связаны по рукам и ногам на работе».
– У программы «Болашак» много положительных сторон. Но для выпускников моей категории не созданы условия. То есть, как выпускник вуза, ты обязан проработать в этом университете пять лет. Один недостаток – сам вуз решает, какую работу предоставить специалисту, вернувшемуся по «Болашаку». А им предлагают низкооплачиваемую научно-педагогическую работу, – говорит Дармен.
По его словам, если университет увольняет специалиста, вернувшегося из-за рубежа по программе, то виноватым оказывается выпускник «Болашака». Поэтому молодые специалисты вынуждены соглашаться с требованиями руководства и выполнять ненужную работу.
Сейчас у Дармена низкая почасовая ставка, поэтому его зарплата не достигает 70 тысяч. Хотя разрешено работать на другой работе параллельно, «бумажная работа в офисе» не оставляет на это времени. По его словам, другие студенты, окончившие по этой категории, собрали подписи под петицией о том, чтобы их обязали работать не в одном университете, а на территории Казахстана. Однако их требования были частично удовлетворены, измененные таким образом, чтобы они могли переводиться только между университетами.
Большинство тех, с кем мы говорили, говорят, что молодежь хочет уехать за границу из-за отсутствия в Казахстане социального лифта, открывающего возможности для развития и роста. Этот тезис подтверждается и социальными исследованиями. Например, в 2014 году исследовательский центр «Жастар» провел опрос среди 4,7 миллиона молодых людей в возрасте 14-29 лет. По его итогам, 30% респондентов заявили о своем желании «уехать из Казахстана». В качестве проблем, подталкивающих их к отъезду из страны, молодые люди, участвовавшие в опросе, назвали низкий доход (17,7%), трудности с трудоустройством (15,8%) и жилищный вопрос (12,6%). Эксперт по международной миграции Елена Садовская, опираясь на статистику первого полугодия 2016 года и предшествующего периода, заявила, что каждый четвертый гражданин, уезжающий из страны, не достиг 30 лет.
А эксперт Алкеи Маргулан, получивший образование в США, степень магистра по специальности «Международная безопасность и политика» в ОБСЕ, а затем работавший в немецком фонде имени Конрада Аденауэра в Казахстане, считает увеличение числа желающих уехать за границу закономерным явлением. По его мнению, стремление любого молодого человека к среде, раскрывающей его возможности, уровень, способности и таланты, будь то наука, образование, спорт или культура, является естественным закономерным процессом.
– В Казахстане есть социальный лифт. Но и недостатков у него достаточно. Это связано с тем, что государственные и частные институты только формируются. А кумовство и протекционизм – один из главных недостатков, – говорит он.
По последним данным Комитета по статистике, в 2016 году число граждан, выехавших из Казахстана за рубеж, достигло 34 965 человек. Это на 16,4% больше, чем в 2015 году. По расчетам экспертов, каждый четвертый гражданин, покинувший страну, не достиг 30 лет.
Аян КАЛМУРАТ,
Газета «Жас Алаш»